Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего
Стальмахович О.Н,
судей
Полозовой А.А, Четыриной М.В,
при секретаре
Пальминой Е.А,
18 февраля 2017 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском гражданское дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Фиш Лэнд" на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 октября 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Главного государственного санитарного врача по Елизовскому, Усть-Большерецкому, Соболевскому районам и городу Вилючинску удовлетворить.
Обязать ООО "Фиш Лэнд" исполнить требования санитарного законодательства в срок до 1 июня 2018 года, а именно:
- разработать проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны для рыбоперерабатывающего предприятия (рыбофилейный цех с утильцехом), расположенного по улице "адрес", на территории ОАО " "данные изъяты"" в соответствии с п. 7.1.8 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов";
- разработать программу (план) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" в соответствии с п.п. 2.1, 2.4, 2.5, 2.6. СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий";
- обеспечить организацию и проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта в соответствии с п.п. 4.1.1, 5.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", п. 4.1. СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Взыскать с ООО "Фиш Лэнд" в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Полозовой А.А, объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Фиш Лэнд" Снегиревой Т.С, Кожушок И.Н, полагавших решение суда незаконным по доводам жалобы, объяснения Главного государственного санитарного врача по Елизовскому, Усть-Большерецкому, Соболевскому районам и городу Вилючинску Стрельцовой Н.Ю, считавшей решение суда законным, а доводы жалобы - необоснованными, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Главный государственный санитарный врач по Елизовскому, Усть-Большерецкому, Соболевскому районам и городу Вилючинску Стрельцова Н.Ю. в интересах неопределенного круга лиц обратилась с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Фиш Лэнд" (далее - ООО "Фиш Лэнд") о возложении обязанности исполнить требования санитарного законодательства.
В обоснование иска указала, что территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в Елизовском, Усть-Большерецком, Соболевском районах и городе Вилючинске установлено, что ООО "Фиш Лэнд" осуществляет деятельность (переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков) без соблюдения обязательных требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно, не разработан проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны для рыбоперерабатывающего предприятия (рыбофилейный цех с утильцехом), расположенного по "адрес", на территории ОАО " "данные изъяты"" в соответствии с требованиями пункта 7.1.8 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"; не обеспечено проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта (источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: рыбомучная установка, котельная, автотранспорт, ремонтные работы), отсутствует программа (план) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемических (профилактических) мероприятий, предусмотренных требованиями пунктов 2.1, 2.4, 2.5, 2.6, 4.1 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемических (профилактических) мероприятий", и пунктами 4.1.1, 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест". Несмотря на то, что по данным ответчика серийного выпуска рыбной муки пока не налажено, сами пуско-наладочные работы оборудования туковарочного цеха вызывают выбросы зловонного запаха, который ухудшает условия проживания людей. Намереваясь выпускать продукцию, производство которой сопровождается выбросом в атмосферу химических соединений, а также имея источники выбросов вредных веществ, ответчик должен проявить нужную долю озабоченности по поводу состояния окружающей среды и воздействия деятельности предприятия на людей, особенно, учитывая его расположение в населенном пункте, в связи с чем, ему необходимо организовать обустройство санитарно-защитной зоны, проводить необходимые лабораторные исследования на ее границе, а для объектов III класса опасности это является обязательным. Нарушение ответчиком изложенных санитарно-эпидемиологических норм, влечет как нарушение условий, гарантирующих прав граждан на охрану здоровья, так и нарушение правовой обязанности организаций всех форм собственности по исполнению обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, с учетом уточненных требований, просила возложить на ответчика обязанность в срок до 1 июня 2018 года разработать проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны для рыбоперерабатывающего предприятия (рыбофилейный цех с утильцехом), расположенного по "адрес", на территории ОАО " "данные изъяты"", в соответствии с пунктом 7.1.8 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"; разработать программу (план) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с требованиями пунктов 2.1, 2.4, 2.5, 2.6 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемических (профилактических) мероприятий"; обеспечить организацию и проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта в соответствии с пунктами 4.1.1, 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", пунктом 4.1 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемических (профилактических) мероприятий".
В судебном заседании Главный государственный санитарный врач по Елизовскому, Усть-Большерецкому, Соболевскому районам и городу Вилючинску Стрельцова Н.Ю. настаивала на удовлетворении уточненных исковых требований.
Представитель ООО "Фиш Лэнд" Снегирева Т.С. исковые требования не признала, полагая их необоснованными.
Рассмотрев дело, суд постановилуказанное решение.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней ООО "Фиш Лэнд" просит решение суда отменить, как незаконное, ссылаясь на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам, неправильное применение норм материального и процессуального права. Обращает внимание, что основанием для подачи настоящего иска послужило административное расследование в отношении ответчика о несоблюдении им требований санитарного законодательства и вынесенное по его итогам постановление Елизовского городского суда от 1 июня 2017 года о привлечении ответчика к административной ответственности по статье 6.3 КоАП РФ, которое решением Камчатского краевого суда от 19 июля 2017 года отменено. При этом решением суда от 19 июля 2017 года установлено, что предприятие проводит работы по разработке проекта ориентировочного размера санитарно-защитной зоны и разрабатывает программу (план) производственного контроля, что, по мнению заявителя, свидетельствует о соблюдении требований санитарного законодательства. Однако указанные обстоятельства судом первой инстанции при вынесении решения учтены не были. Указывает на то, что в настоящее время предприятие деятельности не ведет, точных сроков начала производственной деятельности не установлено. Обращает внимание на отсутствие в заявлении истца нормы законодательства, в соответствии с которой ответчик должен исполнить требования санитарного законодательства именно до 1 июня 2018 года. Считает, что в соответствии с действующим законодательством Главный государственный врач может обратиться в суд с иском о возложении обязанности исполнить требования санитарного законодательства при выявлении нарушений санитарного законодательства, а, как следует из материалов настоящего дела, таких нарушений не выявлено.
В представленном суду мнении на апелляционную жалобу Главный государственный санитарный врач по Елизовскому, Усть-Большерецкому, Соболевскому районам и городу Вилючинску Стрельцова Н.Ю. считает решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
Исходя из положений части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы настоящего гражданского дела, материалы дела об административном правонарушении по статье 6.3 КоАП РФ в отношении ООО "Фиш Лэнд" N 5-235/2017, обсудив доводы апелляционной жалобы с дополнениями к ней и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируется Федеральным законом N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ).
Право граждан на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека закреплено в статье 8 Федерального закона N 52-ФЗ.
В силу статьи 11 данного Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства.
Статьей 20 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами
В соответствии со статьей 24 Федерального закона N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положениями статьи 32 Федерального закона N 52-ФЗ предусмотрено, что производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Как следует из статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В пункте 1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны, и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74 и введенных в действие с 1 марта 2008 года (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), предусмотрено, что указанные санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
При этом согласно подпункту 9 пункта 7.1.8 раздела VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 рыбокомбинаты, рыбоконсервные и рыбофилейные предприятия с утильцехами (без коптильных цехов) относятся к III классу опасности промышленных объектов и производств.
Согласно пункту 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий предусмотрены санитарными правилами "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 13 июля 2001 N 18 (далее по тексту - СП 1.1.1058-01).
По пункту 1.3. СП 1.1.1058-01 настоящие санитарные правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих подготовку к вводу и/или производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги.
В соответствии с пунктом 1.5 СП 1.1.1058-01 юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (пункт 2.1 СП 1.1.1058-01).
Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением (пункт 2.2 СП 1.1.1058-01).
Объем производственного контроля определен в пункте 2.4 СП 1.1.1058-01, и включает в себя, в числе прочего: осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Согласно пункту 2.5 СП 1.1.1058-01 номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 2.6 СП 1.1.1058-01 программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия.
В силу пунктов 4.1.1, 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта; обязаны разрабатывать и осуществлять планы организационно-технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам, обеспечить разработку ПДК или ОБУВ для веществ, не имеющих нормативов, обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта, обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Фиш Лэнд", основным видом деятельности которого является переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков, имеет источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а именно, рыбомучную установку, котельную, ремонтные работы, автотранспорт, и, в силу вышеуказанных санитарных норм и правил должно обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта; обеспечить работы по проектированию и организации санитарно-защитных зон на объектах, а также должно обеспечить организацию и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в целях чего разработать соответствующую программу.
Вместе с тем доказательств исполнения указанных требований санитарного законодательства, возложенных на ответчика в силу закона, им суду не представлено.
С учетом анализа вышеприведенных норм, установив, ответчик относится к объекту III класса опасности промышленных объектов и производств, его деятельность связана с неблагоприятным воздействием на окружающую среду, при отсутствии доказательств, достоверно свидетельствующих об исполнении ответчиком требований санитарного законодательства, закрепленных в пунктах 2.1, 2.2, 7.1.8. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, пунктах 2.1, 2.4, 2.5, 2.6, 4.1, СП 1.1.1058-01, пунктах 4.1.1, 5.1 СанПин 2.1.6.1032-01, суд пришел к обоснованному выводу о возложении на ООО "Фиш Лэнд" обязанности устранить вышеназванные нарушения, с учетом требований разумности, в срок до 1 июня 2018.
Данные выводы суда в судебном решении подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, требованиям закона и оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в настоящее время предприятие деятельности не ведет и точных сроков начала производственной деятельности не установлено, несостоятельны, поскольку согласно материалам дела и пояснениям представителей ответчика, данным в суде апелляционной инстанции, в данное время ООО "Фиш Лэнд" осуществляет пусконаладочные работы, а настоящие санитарные правила распространяются, в том числе и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку к вводу производства и программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности. Следовательно, на ООО "Фиш Лэнд" возложена обязанность по соблюдению требований санитарного законодательства, в том числе санитарных и санитарно-эпидемиологических норм и правил, применительно к названному делу.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в заявлении истца нормы законодательства, в соответствии с которой ответчик должен исполнить требования санитарного законодательства именно до 1 июня 2018 года, отмену обжалуемого решения не влечет. Срок, в течение которого должно быть исполнено ответчиком решение, судом первой инстанции установлен в соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ, при недостаточности установленного судом срока для выполнения возложенных на него обязанностей, наличии обстоятельств, затрудняющих исполнения решения, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения в порядке части 1 статьи 203 ГПК РФ.
Ссылка апелляционной жалобы на отмену вынесенного ранее постановления о привлечении ответчика к административной ответственности, правового значения не имеет и на правомерность принятого судом решения не влияет, поскольку не умаляет факта наличия нарушения санитарных правил, обязательных правил и не служит основанием к освобождению от обязанности их соблюдения.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, сводятся к иной оценке доказательств по делу, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Учитывая, что нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 октября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.