Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего судьи
Стальмахович О.Н.
судей
Четыриной М.В, Полозовой А.А,
при секретаре
Пальминой Е.А,
18 января 2018 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском дело по апелляционной жалобе ОвчинниковойТ.П. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 сентября 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Овчинниковой Т.П. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Петропавловске-Камчатском о признании незаконным отказа в установлении повышения фиксированной выплаты к пенсии, возложении обязанности установить и выплатить повышение к фиксированной выплате к пенсии отказать ввиду его необоснованности.
Заслушав доклад председательствующего судьи, объяснения ОвчинниковойТ.П, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петропавловске-Камчатском Камчатского края Гилёвой Г.В, считавшей решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Овчинникова Т.П. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петропавловске-Камчатском Камчатского края (по тексту - УПФ России в г.Петропавловске-Камчатском) о признании незаконными действий по отказу в производстве повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, возложении обязанности установить и выплатить повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 29 марта 2017 года.
В обоснование исковых требований указала, что 29 марта 2017 года она обратилась в УПФ России по г. Петропавловску-Камчатскому с заявлением о произведении компенсационных выплат согласно постановлению Правительства РФ от 28 апреля 2016 года N 367 "О внесении изменений в правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям". 21 апреля 2017 года она получила ответ, в котором ответчик указал, что страховая пенсия по старости и фиксированная выплата к страховой пенсии по старости ей установлена и выплачивается правильно, в соответствии с действующим законодательством. Считает данный ответ незаконным, нарушающим ее конституционное право на получение пенсии, полагает, что ответчик должен установить ей повышение фиксированной выплаты в сумме равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии на соответствующий районный коэффициент на основании Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 марта 2015 года N 249, поскольку она с 2009 года является пенсионером по старости и проживает в Камчатском крае, относящемся к районам Крайнего Севера.
В судебном заседании Овчинникова Т.П. настаивала на удовлетворении исковых требований.
Представитель УПФ России в г. Петропавловске-Камчатском Гилёва Г.В. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что с даты установления истцу трудовой пенсии по старости 18 апреля 2009 года базовая часть указанной пенсии установлена с учетом районного коэффициента 1,6, а после вступления в силу Федерального закона от 28декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" истец получает страховую пенсию по старости и фиксированную выплату к страховой пенсии с учетом повышения на районный коэффициент Камчатского края 1,6 Указала, что в связи с вступлением в силу указанного Федерального закона трудовая пенсия по старости сменила наименование на страховую пенсию по старости, а фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости - на фиксированную выплату к страховой пенсии по старости. Пенсионным законодательством двойное повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с проживанием пенсионера в районах Крайнего Севера не предусмотрено.
Рассмотрев дело, суд постановилуказанное решение.
В апелляционной жалобе Овчинникова Т.П. просит судебную коллегию по доводам, изложенным в суде первой инстанции при предъявлении иска и участии в судебных заседаниях, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, отменить решение, как незаконное и необоснованное, принять новое решение об удовлетворении ее исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Отказывая Овчинниковой Т.П. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконными оспариваемых действий ответчика и для увеличения ей фиксированной выплаты к пенсии.
Такие выводы суда судебная коллегия признает правильными, поскольку они соответствуют нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что с 18 апреля 2009 года Овчинникова Т.П. является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
На момент назначения пенсии истцу вопросы о размерах трудовых пенсий по старости регулировались ст. 14 указанного Федерального закона, пунктом 25 которой было предусмотрено, что размер трудовой пенсии по старости определялся по формуле: П = СЧ + НЧ, где П - размер трудовой пенсии по старости; СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости (пункты 1 - 22 настоящей статьи); НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по старости (пункт 23 настоящей статьи).
Согласно п. 1 ст. 14 данного Федерального закона размер страховой части трудовой пенсии по старости определялся по формуле: СЧ = ПК / Т + Б, где СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев); Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости лиц (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, был установлен в п. 2 ст. 14 данного Федерального закона в размере 2 562 рублей в месяц.
Пунктом 6 ст. 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" было предусмотрено, что фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, указанный в пунктах 2 - 5 настоящей статьи, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).
Пунктом 7 ст. 14 Федерального закона было предусмотрено, что лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливался в повышенном размере - в сумме 3 843 рублей в месяц. При этом пунктом 15 ст. 14 данного Федерального закона было предусмотрено, что фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, указанный в пункте 7 настоящей статьи, устанавливается независимо от места жительства гражданина.
Пунктом 16 ст. 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливалось, что гражданам, имеющим право на увеличение фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (пункты 2 - 5 настоящей статьи) на соответствующий районный коэффициент в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи и одновременно на фиксированные базовые размеры страховой части трудовой пенсии по старости, предусмотренные пунктами 7 - 14 настоящей статьи, по выбору гражданина производится либо установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, предусмотренного пунктами 2 - 5 настоящей статьи с применением пункта 6 настоящей статьи, либо установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, предусмотренного пунктами 7 - 14 настоящей статьи.
Из пенсионного дела Овчинниковой Т.П. следует, что при назначении ей пенсии по старости, как лицу, проживающему в районах Крайнего Севера, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости был увеличен на применяемый в соответствии с действующими нормативными правовыми актами на территории Камчатского края районный коэффициент в размере 1,6.
Таким образом, при назначении пенсии по старости истцу было произведено увеличение фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ст. 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С 1 января 2015 года основания возникновения и условия реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьей 3 которого предусмотрено, что для обеспечения лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии, предусмотрена фиксированная выплата к страховой пенсии, правовая природа которой идентична фиксированному базовому размеру страховой части трудовой пенсии по старости, применяемому в соответствии с ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Частью 1 статьи 16 данного Федерального закона установлено, что фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением категории лиц, перечисленных в данной правовой норме), устанавливается в сумме 4 982 рубля 90 копеек в месяц.
Вопросы повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии регламентированы статьей 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно ч. 4 ст. 17 данного Федерального закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона. Повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, устанавливается независимо от места жительства застрахованного лица (ч. 12).
В то же время частью 9 ст. 17 данного Федерального закона предусмотрено, что лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).
При этом, ст. 13 данного Федерального закона установлено, что лицам, имеющим право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии на соответствующий районный коэффициент в соответствии с частью 9 настоящей статьи и одновременно на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 4 настоящей статьи, устанавливается одно повышение фиксированной выплаты по выбору застрахованного лица.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015года N 249 в целях реализации ч. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" утверждены Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним, действующими с 1апреля 2015 года, которыми, в числе прочего, установлено, что лицам, проживающим на Крайнем Севере, повышение фиксированной выплаты устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной ч.ч 1 и 2 ст. 16 настоящего Федерального закона и ч. 8 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания (районный коэффициент), на весь период проживания указанных лиц на Крайнем Севере (п. 20).
11 апреля 2017 года УПФ России в г.Петропавловске-Камчатском направил сообщение истцу в ответ на ее заявление от 29 марта 2017 года об установлении и выплате повышения фиксированной выплаты к пенсии, в котором указал, что оснований для пересмотра и перерасчета установленной страховой пенсии не имеется, в результате проверки документов ее выплатного (пенсионного) дела нарушений действующего пенсионного законодательства РФФ в порядке исчисления страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к страховой пенсии не выявлено.
Установив в результате исследования материалов дела, что со дня назначения трудовой пенсии по старости и на день рассмотрения данного спора Овчинниковой Т.П. производится выплата страховой пенсии по старости в размере 17122 рублей 73 копеек, из которых: 9434 рубля 55 копеек - страховая пенсия; 7688 рублей 18 копеек - фиксированная выплата к страховой пенсии по старости с учетом повышения на районный коэффициент (4805рублей 11копеек - фиксированная выплата к страховой пенсии по старости с учетом индексации х 1,6 районный коэффициент), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что право истца на увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с ее проживанием в районе Крайнего Севера - Камчатском крае на районный коэффициент, установленный Постановлением Правительства РФ, не нарушено, было произведено ответчиком в соответствии с действовавшим в момент назначения пенсии законодательством и реализуется в настоящее время.
Таким образом, учитывая, что при назначении трудовой пенсии по старости Овчинниковой Т.П. фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости ей был увеличен с применением п. 6 ст. 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в российской Федерации" с учетом районного коэффициента 1,6, и страховая пенсия по старости выплачивается ей в настоящее время с фиксированной выплатой к страховой пенсии, увеличенной применительно ч. 9 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 "О страховых пенсиях" с учетом районного коэффициента 1,6, оснований полагать, что ответчиком нарушено ее право на увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости одним из предусмотренных законом способов увеличения указанных выплат, нет.
Утверждения Овчинниковой Т.П, изложенные ею, в том числе, в апелляционной жалобе, о несоответствии действий ответчика Правилам установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18 марта 2015года N 249, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем признаются судебной коллегией необоснованными.
Другие доводы апелляционной жалобы выводов суда при принятии решения об отказе в иске не опровергают.
Действия УПФ России в г.Петропавловске-Камчатском, связанные с назначением ей пенсии по старости и примененным вариантом увеличения фиксированной выплаты к страховой пенсии, Овчинниковой Т.П. не оспаривались и предметом рассмотрения по данному делу не являются.
Нарушений норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение, как законное и обоснованное, подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.