Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего
Чаднова О.В,
судей
Гончаровой Н.В, Горна В.Ф,
при секретаре
Выстровой Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Петропавловске-Камчатском 1 февраля 2018 года административное дело по апелляционной жалобе краевого государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Петропавловска-Камчатского" на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 25 сентября 2017 года, которым постановлено:
административный иск ФГБУ "Камчаттехмордирекция" к КГКУ ЦЗН г. Петропавловска-Камчатского и временно исполняющему обязанности директора КГКУ ЦЗН г. Петропавловска-Камчатского Терех Е.Н. о признании незаконным решения N 791 от 31 июля 2017 года о сохранении среднего месячного заработка удовлетворить.
Признать незаконным решение N 791 от 31 июля 2017 года о сохранении Панову Б.А, ДД.ММ.ГГГГ рождения, среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение четвертого месяца со дня увольнения.
Заслушав доклад судьи Гончаровой Н.В, объяснения представителя административного ответчика КГКУ "Центр занятости населения города Петропавловска-Камчатского" Терех Е.Н, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителей административного истца ФГБУ "Камчаттехмордирекция" Ларионовой Е.В. и Смывалова А.А. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФГБУ "Камчаттехмордирекция" обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать незаконным решение краевого государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Петропавловска-Камчатского" (далее - Центр занятости) от 31 июля 2017 года N 791 о сохранении среднего месячного заработка Панову Б.А. на период трудоустройства в течение четвертого месяца со дня увольнения.
В обоснование исковых требований указало, что Панов Б.А. состоял в трудовых отношениях с ФГБУ "Камчаттехмордирекция". Приказом от 27 марта 2017 года N 42-л был уволен с работы 31 марта 2017 года по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (в связи с сокращением численности или штата работников организации). Панову Б.А. были выплачены все причитающиеся выплаты в размере среднего месячного заработка в течение трех месяцев на период трудоустройства. Решением Центра занятости от 31 июля 2017 года N 791 за Пановым Б.А, как обратившимся в орган службы занятости в месячный срок после увольнения и нетрудоустроенным в течение четвертого месяца со дня увольнения, признано право на сохранение средней заработной платы в течение четвертого месяца со дня увольнения. Указанное решение Центра занятости истец полагает незаконным, поскольку в соответствии с положениями ч. 2 ст. 318 Трудового кодекса РФ средний месячный заработок сохраняется за работником, уволенным из организации в связи с сокращением численности или штата работников организации, в течение четвертого месяца со дня увольнения только в исключительных случаях. Между тем в оспариваемом решении Центра занятости не указано в чем заключается исключительность случая в отношении Панова Б.А. Последний не приобрел статус безработного, имеет постоянный доход в виде пенсии и социально защищен государством, в Центре занятости состоит на учете в качестве ищущего работу на общих основаниях.
В судебном заседании представители административного истца ФГБУ "Камчаттехмордирекция" Ларионова Е.В. и Смывалов А.А. требования поддержали.
Временно исполняющая обязанности директора Центра занятости Терех Е.Н. полагала требования административного истца не подлежащими удовлетворению.
Заинтересованное лицо Панов Б.А. участия в судебном заседании не принимал.
Рассмотрев дело, суд постановилуказанное решение.
В апелляционной жалобе Центр занятости просит решение суда первой инстанции отменить. Указывает, что перечень условий, при наличии которых органы службы занятости принимают решение о сохранении в исключительных случаях среднего месячного заработка за уволенным работником, является исчерпывающим. К таким условиям относится обращение работника в службу занятости населения в месячный срок после увольнения и его нетрудоустройство службой. При этом отнесение тех или иных обстоятельств к перечню исключительных находится в компетенции именно службы занятости населения, которая обладает всей информацией, связанной с трудоустройством уволенного работника, его профессиональными навыками, рынком труда в данной местности. В данном случае должность, которую занимал Панов Б.А, в совокупности с его невостребованностью на рынке труда, как достаточно узкого специалиста, можно расценить в качестве исключительного случая, дающего право на сохранение среднего месячного заработка в течение четвертого месяца со дня увольнения. Отдаленность районов Крайнего Севера также создает дополнительные трудности для трудоустройства работников по сравнению с другими регионами России. Указанные обстоятельства исключают возможность трудоустройства работника пенсионного возраста и, как следствие, лишают его возможности обеспечить себе достойный материальный уровень жизни, поскольку после увольнения иных источников дохода, кроме пенсии, он не имеет. Кроме того, орган службы занятости не вправе требовать от обратившихся граждан предоставления каких-либо документов, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств.
В возражениях на апелляционную жалобу ФГБУ "Камчаттехмордирекция" просит решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 25 сентября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 Трудового кодекса РФ (статьи 313 - 327).
Согласно ч. 1 ст. 313 Трудового кодекса РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, определены ст. 318 Трудового кодекса РФ.
Работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (ч. 1 ст. 318 Трудового кодекса РФ).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 2 ст. 318 Трудового кодекса РФ).
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (ч. 3 ст. 318 Трудового кодекса РФ).
Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.
Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.
Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено ч. 2 ст. 318 Трудового кодекса РФ, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.
По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.
К юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения, относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобным.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Панов Б.А. состоял в трудовых отношениях с ФГБУ "Камчаттехмордирекция" в должности "данные изъяты".
Приказом ФГБУ "Камчаттехмордирекция" от 27 марта 2017 года N 42-л Панов Б.А. уволен с работы 31 марта 2017 года по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (в связи с сокращением численности или штата работников организации).
18 апреля 2017 года Панов Б.А. обратился в Центр занятости с заявлением о содействии в поиске подходящей работы.
В течение четырех месяцев Панов Б.А. регулярно обращался в орган службы занятости населения за сведениями о наличии вакансий, однако не был трудоустроен в связи с отсутствием вариантов подходящей для него работы.
31 июля 2017 года Центром занятости принято решение о сохранении Панову Б.А. среднего месячного на период трудоустройства в течение четвертого месяца со дня увольнения.
Решение принято на основании ст. 318 Трудового кодекса РФ, так как Панов Б.А. в месячный срок со дня увольнения обратился в орган службы занятости и не был им трудоустроен в течение четвертого месяца со дня увольнения.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконным решение Центра занятости от 31 июля 2017 года о сохранении за Пановым Б.А. права на получение среднего месячного заработка по прежнему месту работы в течение четвертого месяца со дня увольнения, суд первой инстанции, исходя из п. 2 ст. 318 Трудового кодекса РФ, сделал вывод о том, что сохранение Панову Б.А. среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения поставлено в зависимость от наличия исключительных обстоятельств, касающихся уволенного работника, к которым ответчик отнес факт обращения работника в установленный срок со дня увольнения в орган службы занятости населения и факт нетрудоутройства такого работника указанным органом. Однако фактических доказательств, подтверждающих наличие у Панова Б.А. исключительных обстоятельств, дающих право на сохранение за ним среднего заработка за четвертый месяц со дня увольнения, не имеется и в материалы дела представлено, поэтому решение Центра занятости не может быть признано законным и обоснованным.
Этот вывод суда в решении мотивирован, основан на полном и всестороннем исследовании и оценке представленных доказательств, соответствует обстоятельствам дела, требованиям закона и оснований не согласиться с ним у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, направлены на иную оценку обстоятельств и свидетельствуют о неправильном толковании закона, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах, учитывая, что порядок рассмотрения административного дела соблюден, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права судом не допущено, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 25 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу краевого государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Петропавловска-Камчатского" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.