Судья Верховного Суда Чувашской Республики Краснова Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника ОГИБДД отдела МВД России по Ибресинскому району Андреева В.И. на постановление судьи Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 07 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Леонтьева Сергея Юрьевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 07 декабря 2017 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Леонтьева С.Ю. прекращено за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной должностным лицом, направившим дело на рассмотрение судье- начальником ОГИБДД отдела МВД России по Ибресинскому району Андреевым В.И. ставится вопрос об отмене постановления судьи по мотивам его незаконности и о возвращении дела на новое рассмотрение.
Изучив доводы жалобы и проверив материалы дела, выслушав мнение Леонтьева С.Ю, защитника - адвоката Максимова С.Н. об оставлении постановления судьи без изменения, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие заявителя, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлено, что невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД РФ), утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от дата N 1090, водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Как усматривается из материалов дела, 12 апреля 2017 года в 21 час 45 минут в отдел ОМВД России по Ибресинскому району поступило и зарегистрировано сообщение о дорожно- транспортном происшествии с участием водителя, находящего в состоянии алкогольного опьянения.
12 апреля 2017 года в 22 часа 35 минут составлен протокол об отстранении Леонтьева С.Ю. от управления транспортным средством "данные изъяты", государственный регистрационный знак N, в связи с подозрением в управлении транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
12 апреля 2017 года в 22 часа 49 минут в отношении Леонтьева С.Ю. составлен протокол о доставлении.
12 апреля 2017 года в 23 часа 10 минут в связи с отказом от освидетельствования на состояние алкогольного опьянение в отношении Леонтьева С.Ю. составлен протокол о направлении на медицинское освидетельствование.
13 апреля 2017 года в 00 часов 30 минут медицинское освидетельствование Леонтьева С.Ю, проводимое врачом БУ "Ибресинская ЦРБ" ФИО1, было прекращено в связи с отказом освидетельствуемого от его проведения.
13 апреля 2017 года инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД России по Ибресинскому району Зайцевым В.И. в отношении Леонтьева С.Ю. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 КоАП РФ, который направлен мировому судье судебного участка N 1 Ибресинского района Чувашской Республики.
Определением мирового судьи судебного участка N 1 Ибресинского района Чувашской Республики от 17 мая 2017 года протокол об административном правонарушении и иные материалы дела в отношении Леонтьева С.Ю. переданы по подведомственности мировому судье судебного участка N 2 Вурнарского района Чувашской Республики по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности.
Определением судьи судебного участка N 2 Вурнарского района Чувашской Республики от 14 июня 2017 года дело об административном правонарушении в отношении Леонтьева С.Ю. обоснованно передано по подсудности в Вурнарский районный суд Чувашской Республики, что согласуется с требованиями ч.3 ст. 23.1 КоАП РФ.
Согласно протоколу об административном правонарушении, 12 апреля 2017 года в 21 час 40 минут Леонтьев С.Ю, управляя транспортным средством "данные изъяты", государственный регистрационный знак N, с признаками опьянения в нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, в БУ "Ибресинская ЦРБ" Минздрава Чувашии, расположенном по адресу: Чувашская Республика, пос. Ибреси, ул. Кооперативная, д. 27 не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
В силу части 6 статьи 27.12 КоАП РФ медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 475 утверждены Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов.
Из материалов дела следует, что достаточным основанием полагать, что Леонтьев С.Ю. находился в состоянии опьянения, явилось наличие у него клинических признаков опьянения.
В связи с наличием признаков опьянения должностным лицом ГИБДД в порядке, предусмотренном Правилами освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 475 (далее - Правила освидетельствования), Леонтьеву С.Ю. было предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, от которого он отказался в присутствии двух понятых. В соответствии с п. 10 упомянутых Правил освидетельствования 12 апреля 2017 года в 23 часа 10 минут Леонтьев С.Ю. был направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в лечебное учреждение -БУ "Ибресинская ЦРБ" Минздрава Чувашии, где отказался от исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя при прохождении медицинского освидетельствования в учреждении здравоохранения.
Данный отказ зафиксирован врачом указанного медицинского учреждения в акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) (л.д. 11), что согласуется с требованиями пп. 2 п. 19 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного Приказом Минздрава России от 18.12.2015 N 933н.
Основанием привлечения к административной ответственности по статье 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является зафиксированный в протоколе об административном правонарушении отказ лица от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, заявленный как непосредственно должностному лицу Государственной инспекции безопасности дорожного движения, так и медицинскому работнику (пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 КоАП РФ, за отсутствием в действиях Леонтьева С.Ю. состава административного правонарушения, судья районного суда пришел к выводу о том, что достоверных и достаточных доказательств отказа Леонтьева С.Ю. 12-13 апреля 2017 года от медицинского освидетельствования на состояние опьянения не имеется. При этом судья исходил из того, что акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения N 28 от 13 апреля 2017 года, на основании которого инспектором ДПС Зайцевым В.И. в отношении Леонтьева С.Ю. 13 апреля 2017 года в 01 час 44 минуты составлен протокол об административном правонарушении, не может использоваться в качестве доказательства отказа Леонтьева С.Ю. от медицинского освидетельствования на состояние опьянения, поскольку врач БУ Чувашской Республики "Ибресинская ЦРБ" Минздрава Чувашии ФИО1 на момент проведения медицинского освидетельствования не прошла подготовку по Программе подготовки врачей (фельдшеров) по вопросам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 14 июля 2003 года N 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения", в связи с чем при медицинском освидетельствовании 13 апреля 2017 года не могла правильно расценивать действия Леонтьева С.Ю. как отказ от медицинского освидетельствования и не имела право расценивать их как отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения и фиксировать в акте отказ Леонтьева С.Ю. от медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Кроме того указал, что в 21 час 40 минут 12 апреля 2017 года (согласно протоколу об административном правонарушении) Леонтьев С.Ю. не мог отказаться от медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, поскольку на медицинское освидетельствование был направлен только в 23 часа 10 минут, согласно акту до направления на медицинское освидетельствование он отказывался только от освидетельствования на состояние опьянения, что явилось одним из оснований для направления его на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, его медицинское освидетельствование начато только 13 апреля 2017 года.
С таким решением судьи районного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Для квалификации действий лица по ч. 1 ст. 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правовое значение имеет сам факт отказа от медицинского освидетельствования на состояние опьянения, зафиксированный как инспектором, так и работником медицинской службы, мотивы такого отказа юридического значения не имеют.
По настоящему делу данный факт установлен. От прохождения медицинского освидетельствования Леонтьев С.Ю. отказался. Данный факт подтверждается актом медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) от 13 апреля 2017 года N 28 и выпиской из журнала освидетельствований на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами.
В основу вывода об отсутствии в действиях Леонтьева С.Ю. состава административного правонарушения судом первой инстанции положены справка БУ Чувашской Республики "Республиканский наркологический диспансер" от 22 апреля 2017 года, в которой указано, что ФИО1 программу подготовки медицинского персонала по вопросам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения по 36 часовой программе прошла в период с 17 апреля 2017 года по 22 апреля 2017 года; справка, выданная главным врачом БУ "Ибресинская ЦРБ" Минздрава Чувашии от 07 декабря 2017 года N 1050, полученная посредством факсимильной связи, и справка главного врача БУ "Ибресинская ЦРБ", не заверенная надлежащим образом, в которых указано, что на 13 апреля 2017 года у врача общей практики ФИО1 справки на медицинское освидетельствование на состояние опьянения не имелось.
При этом судьей районного суда при рассмотрении дела, подлинный экземпляр справки от 07 декабря 2017 года N 1050, выданной главным врачом БУ "Ибресинская ЦРБ" Минздрава Чувашии, подлежащей судебной проверке, не был истребован из БУ "Ибресинская ЦРБ" Минздрава Чувашии и в судебном заседании не исследован.
При этом судьей районного суда в целях исключения сомнений в прохождении врачом ФИО1 программы подготовки медицинского персонала по вопросам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения в судебном заседании не производился допрос должностного лица по вышеуказанным обстоятельствам и обстоятельствам, относящимся к событию административного правонарушения, соответствующие сведения также не были истребованы из БУ Чувашской Республики "Республиканский наркологический диспансер".
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что выводы судьи районного суда об отсутствии в действиях Леонтьева С.Ю. состава административного правонарушения нельзя признать основанными на достоверных доказательствах.
Кроме того, согласно письму БУ "Республиканский наркологический диспансер" Минздрава Чувашии от 12 января 2018 года N 39/1 врач ФИО1, проводившая медицинское освидетельствование Леонтьева С.Ю. на состояние опьянения, прошла обучение с 06 по 10 июня 2016 года по 36 часовой программе (справка от 10.06.2016 г. N 23).
Указанное свидетельствует, что судьей районного суда были допущены существенные процессуальные нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем обжалуемое постановление не может быть признано законным и подлежит отмене.
С учетом положений ст. 4.5 КоАП РФ дело подлежит направлению в Вурнарский районный суд Чувашской Республики на новое рассмотрение в ином составе суда.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 07 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Леонтьева Сергея Юрьевича отменить, дело возвратить в Вурнарский районный суд Чувашской Республики на новое рассмотрение в ином составе суда.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики Н.П. Краснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.