Судья Верховного Суда Чувашской Республики Краснова Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Романовой О.С., действующей в интересах акционерного общества "Управление отходами", на постановление судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 16 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, в отношении акционерного общества "Управление отходами"
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 16 ноября 2017 года акционерное общество "Управление отходами" (далее - АО "Управление отходами") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с постановлением судьи, представитель АО "Управление отходами" Романова О.С. обратилась с жалобой в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит данное постановление отменить, производство по делу прекратить.
Рассмотрев жалобу и дополнение к ней, проверив дело в полном объеме, заслушав объяснения представителя АО "Управление отходами" Романовой О.С, поддержавшей жалобу, мнение представителя Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике Кузьмина С.П, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно за порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Согласно подпункту 1 части 2 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации одной из целей охраны земель является предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель (подпункт 2 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Как усматривается из материалов дела, в адрес Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике от прокуратуры Чувашской Республики и Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры поступили запросы о предоставлении специалиста для участия в совместном обследовании земельных участков, где произошел сброс сточных вод на рельеф местности. В ходе осмотра установлено, что на расстоянии 1940 м по направлению на северо-восток от пересечения железнодорожной дороги и автомобильной дороги "адрес" расположен канализационный люк (ПК 10+38), эксплуатируемый филиалом АО "Управление отходами" в г.Новочебоксарск, который заполнен жидкостью черного цвета с характерным (аммиачным) запахом. От указанного колодца прослеживаются отчетливые (характерные) три следа, свидетельствующие о вытекании сточной воды из колодца, которая стекала по естественному уклону и накапливалась в низинах почвы. На момент осмотра аварийный сброс сточных вод на почву не осуществлялся. С выездом на место 24 августа 2017 года был произведен отбор проб почвы, подвергшейся негативному воздействию в результате несанкционированного (аварийного) сбора сточных вод с вышеуказанного канализационного колодца и пробы сточной воды из канализационного колодца и воды, скопившейся в низинах земельного участка. Согласно протоколу количественного химического анализа почвы и заключению по результатам проведения лабораторных исследований филиала "ЦЛАТИ по ЧР" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" установлено превышение по следующим веществам в почве: азота нитритного в 8 раз, азота аммонийного в 18,8 раза и сульфата-иона в 4,6 раза.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Представленные материалы свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судья всесторонне, полно и объективно исследовал все имеющиеся по делу доказательства, проверил их достоверность и допустимость. Оценив все представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях АО "Управление отходами" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.8.6 КоАП РФ. Оснований не соглашаться с оценкой доказательств не имеется.
Довод жалобы о том, что экспертное заключение N 17 от 03.10.2017 года составлено с нарушением закона, а именно экспертами сделаны выводы за пределами своих полномочий, предусмотренных аттестатом аккредитации, поскольку в область аккредитации аналитической лаборатории по объекту почва, илы, грунты, донные отложения в определяемую характеристику не включен азот нитритный и диапазон его определения, в связи с чем экспертное заключение не может служить допустимым доказательством по делу, отклоняется как несостоятельный, поскольку как следует из заключения, по результатам проведения лабораторных исследований в почве выявлено не только превышение концентрации по азоту нитритному (в 8 раз), но и другие загрязняющие вещества, такие как азот аммонийный (превышение в 18,8 раза) и сульфат-ион (превышение в 4,6 раза).
Доводы жалобы о том, что АО "Управление отходами" не является субъектом административного правонарушения, поскольку канализационная сеть создана Чувашской Республикой, находится на балансе и в ведении Республики и не является частью объекта концессионного соглашения, переданного АО "Управление отходами" в пользование, в связи с чем Общество не может нести административную ответственность за административное правонарушение, отклоняются как несостоятельные по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности АО "Управление отходами" является деятельность по сбору, обработке, утилизации, размещению отходов производства и потребления.
Обращение с отходами АО "Управление отходами" осуществляет на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-1У классов опасности от 09 декабря 2016 года N 64-00126. Отходы размещаются в объекте, включенном в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно договору водоотведения N 5671-БОС от 01 июля 2015 года, заключенному между ГУП Чувашской Республики "Биологические очистные сооружения" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и АО "Управление отходами", местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей водоотведение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и этой организации по канализационным сетям.
Границы эксплуатационной ответственности по канализационным сетям АО "Управление отходами" определены в акте о разграничении эксплуатационной ответственности и согласно приложению N 2 к договору водоотведения N 5671-БОС от 01 июля 2015 года границей раздела эксплуатационной ответственности по канализационным сетям является приемная камера ГУП Чувашской Республики "Биологические очистные сооружения" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики. Поскольку накопительная емкость с присоединенными канализационными сетями находилась во владении АО "Управление отходами", то АО "Управление отходами" обязано было обеспечить эксплуатацию канализационных сетей, находящихся в границах ее эксплуатационной ответственности, в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.
Другие доводы жалобы сводятся к иной в отличие от суда оценке исследованных по делу доказательств. Эти доводы не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права либо о существенном нарушении им норм процессуального права, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены судебного решения.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 16 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, в отношении акционерного общества "Управление отходами" оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья Н.П. Краснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.