Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике Кармянковой А.В. на решение судьи Ядринского районного суда Чувашской Республики от 28 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении ОАО "Ядринмолоко",
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике от 13 октября 2017 года ОАО "Ядринмолоко" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Ядринского районного суда Чувашской Республики от 28 ноября 2017 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения с объявлением устного замечания.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, должностное лицо, вынесшее постановление, Кармянкова А.В. просит решение судьи отменить, дело направить на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указывает, что оснований для признания совершенного Обществом административного правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется; в судебном акте необоснованно указано, что стационарные источники выбросов вредных веществ (от подвесных газовых теплогенераторов, газорегуляторного пункта шкафного, от очистительных сооружений, холодильных установок), учтены в разрешении на выброс вредных веществ в атмосферный воздух от 31 марта 2014 года N 338. Между тем Общество разрешения на выброс на данные источники не имеет. Ссылается на то, что судья необоснованно пришел к выводу об отсутствии существенной угрозы природной среде и охраняемым общественным отношениям деятельностью ОАО "Ядринмолоко", указав, что должностным лицом не установлено количества выбрасываемых вредных веществ источниками загрязнения, из-за чего невозможно определить степень вредных воздействий указанными источниками.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике Кочкомазовой О.С, Кармянковой А.В, поддержавших жалобу, защитника ОАО "Ядринмолоко" Степанова А.В, возражавшего против доводов жалобы, нахожу решение судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из судебного акта, постановлением административного органа общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей за нарушение требований природоохранного законодательства.
В ходе проверки деятельности юридического лица - ОАО "Ядринмолоко" выявлены нарушения: трубы от подвесных газовых теплогенераторов в количестве 5 штук, газорегуляторный пункт шкафной, аэрация сточных вод очистительных сооружений, холодильные установки, которые расположены на территории промышленных площадей за номерами 1, 2, по адресу: "адрес" и "адрес", осуществляли выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.
Основанием для привлечения общества к указанной ответственности послужил выявленный административным органом факт отсутствия у общества разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наличии источников выбросов загрязняющих веществ.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции установилналичие в действиях Общества признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
При этом судья районного суда указал, что должностным лицом не установлены все обстоятельства по делу об административном правонарушении; должностным лицом не конкретизирован объективный состав совершенного правонарушения, в мотивировочной части постановления не установлено время совершения правонарушения, а указана лишь дата выявления правонарушения 29 сентября 2017 года; по делу не установлены факты внепланового выброса веществ в атмосферный воздух или вредного воздействия на окружающую среду в ходе использования данных агрегатов.
Также судья установил, что ДД.ММ.ГГГГ юридическим лицом было получено разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками на период до 31 декабря 2018 года, в том числе и на промплощадки 1, 2, расположенные по адресу: "адрес" и "адрес", где находятся указанные в акте от ДД.ММ.ГГГГ источники загрязнения: трубы от подвесных газовых теплогенераторов в количестве 5 штук, газорегуляторный пункт шкафной, аэрации сточных вод очистительных сооружений и холодильные установки.
В Приложении N1 к данному разрешению указано количество выбрасываемых вредных веществ с разбивкой по годам. В виду не установления должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении времени совершения правонарушения обществом, а так же количества выбрасываемых вредных веществ источниками загрязнения на промплощадках 1, 2, расположенными по адресу: "адрес" и "адрес", на которые имеется разрешение, невозможно конкретно определить степень вредных воздействий указанными источниками.
С учетом изложенного судья районного суда признал обоснованными доводы представителей ОАО "Ядринмолоко" об отсутствии существенной угрозы природной среде и охраняемым общественным отношениям деятельностью ОАО "Ядринмолоко".
Отменяя постановление административного органа, суд первой инстанции, исходя из обстоятельств совершения правонарушения и отсутствия существенной угрозы правоотношениям в области охраны окружающей среды, посчитал возможным освободить Общество от ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения и ограничиться устным замечанием.
Однако состоявшийся по делу судебный акт законным признать нельзя.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона РФ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Разрешительный порядок негативного воздействия на окружающую природную среду установлен в целях обеспечения рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, восстановления природной среды, обеспечения поддержания экологического благополучия. Нарушение порядка осуществления негативного воздействия на окружающую природную среду создает угрозу общественным отношениям в сфере экологической безопасности.
Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в частности, на основе принципов соблюдения гарантированного Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Таким образом, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, посягает на порядок охраны атмосферного воздуха, являющегося жизненно важным компонентом окружающей природной среды, и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Указанное с учетом умышленного характера и длительности допущенного Обществом правонарушения не позволяет признать его малозначительным.
В нарушение требований ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судебными инстанциями при принятии решения о малозначительности совершенного правонарушения не учтены указанные обстоятельства и не дана правовая оценка действиям Общества.
Кроме того, решение судьи районного суда содержит противоречивые выводы, установив наличие в действиях Общества признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, судья указывает на нарушения, допущенные при вынесении постановления, свидетельствующие об отсутствии в действиях ОАО "Ядринмолоко" состава административного правонарушения.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что решение судьи Ядринского районного суда Чувашской Республики от 28 ноября 2017 года вынесено с существенным нарушением процессуальных требований, в частности ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Ядринского районного суда Чувашской Республики от 28 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении ОАО "Ядринмолоко" отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Ядринский районный суд Чувашской Республики.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.