Судья Верховного Суда Чувашской Республики Краснова Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Димитриева А.К. на решение судьи Урмарского районного суда Чувашской Республики от 20 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении директора МБОУ "Чубаевская основная общеобразовательная школа" Урмарского района Чувашской Республики Димитриева Анатолия Кузьмича
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чувашской Республике от 09 июня 2017 года директор МБОУ "Чубаевская основная общеобразовательная школа" Урмарского района Чувашской Республики Димитриев А.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
На данное постановление должностного лица директор МБОУ "Чубаевская основная общеобразовательная школа" Урмарского района Чувашской Республики Димитриев А.К. подал жалобу в районный суд.
Решением судьи Урмарского районного суда Чувашской Республики от 20 ноября 2017 года постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чувашской Республике от 09 июня 2017 года отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, директор МБОУ "Чубаевская основная общеобразовательная школа" Урмарского района Чувашской Республики Димитриев А.К. просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, заслушав защитника Егорова В.А, действующего в интересах Димитриева А.К, полагая возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Урмарского района Чувашской Республики проведена проверка деятельности администрации МБОУ "Чубаевская основная общеобразовательная школа" Урмарского района Чувашской Республики, в рамках которой выявлены нарушения требований трудового законодательства.
Основанием для возбуждения прокурором Урмарского района Чувашской Республики дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МБОУ "Чубаевская основная общеобразовательная школа" Урмарского района Чувашской Республики Димитриева А.К. послужили изложенные в постановлении от 22 мая 2017 года выводы о нарушении последним ст. 81 Трудового Кодекса РФ со ссылкой на решение Урмарского районного суда Чувашской Республики от 09 декабря 2016 года, которым суд обязал МБОУ "Чубаевская основная общеобразовательная школа" Урмарского района Чувашской Республики отменить приказ N22 от 29 августа 2016 года "О применении дисциплинарного взыскания к ФИО1 за прогулы" и изменить формулировку увольнения с должности учителя начальных классов по собственному желанию.
Установленные обстоятельства явились основанием для вынесения должностным лицом Государственной инспекции труда в Чувашской Республике постановления от 09 июня 2017 года о привлечении директора МБОУ "Чубаевская основная общеобразовательная школа" Урмарского района Чувашской Республики Димитриева А.К. к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначения наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Отменяя постановление должностного лица Государственной инспекции труда в Чувашской Республике и прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении директора МБОУ "Чубаевская основная общеобразовательная школа" Урмарского района Чувашской Республики Димитриева А.К. на основании п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, суд первой инстанции в решении от 20 ноября 2017 года указал, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом не выполнены требования ст. 26.1 и 4.1 КоАП РФ. Так, в оспариваемом постановлении должностного лица не отражено, какие служебные обязанности не исполнил либо не надлежащим образом исполнил Димитриев А.К. Кроме того указывает, что наказание назначено без учета данных о личности виновного, в т.ч. обстоятельств, влияющих на назначение наказания.
Также указывает, что вмененное административное правонарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Вместе с тем с выводами судьи районного суда согласиться нельзя.
В соответствии с положениями части 1 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право, помимо прочего, составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации под индивидуальным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам или судами (статья 382 Трудового кодекса Российской Федерации).
Осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.
Исходя из обстоятельств, установленных по настоящему делу, и норм Трудового кодекса Российской Федерации, возникшие между МБОУ "Чубаевская основная общеобразовательная школа" Урмарского района Чувашской Республики и работником разногласия, содержат признаки, перечисленные в статье 381 Трудового кодекса Российской Федерации, и являются индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению в порядке статьи 382 названного Кодекса.
Следовательно, в действиях директора МБОУ "Чубаевская основная общеобразовательная школа" Урмарского района Чувашской Республики Димитриева А.К. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, что в силу ст. 24.5 КоАП РФ является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 этого Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В связи с отсутствием в действиях директора МБОУ "Чубаевская основная общеобразовательная школа" Урмарского района Чувашской Республики Димитриева А.К. состава вмененного административного правонарушения, решение судьи Урмарского районного суда Чувашской Республики от 20 ноября 2017 года подлежит отмене, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Урмарского районного суда Чувашской Республики от 20 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении директора МБОУ "Чубаевская основная общеобразовательная школа" Урмарского района Чувашской Республики Димитриева Анатолия Кузьмича отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Н.П. Краснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.