Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Блиновой М.А.,
судей Стародубцевой Л.И, Филимоновой И.В,
при секретаре Никитине П.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Михайлова В.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным и отмене решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет, компенсации морального вреда, поступившее по апелляционной жалобе истца Михайлова В.В. на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 01 ноября 2017г, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Блиновой М.А, выслушав объяснения представителя истца Михайлова В.В. - Широковой С.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы на решение суда, представителя ответчиков УФСИН России по Чувашской Республике и ФСИН России Чумаковой О.С, возражавшей против доводов апелляционной жалобы на решение суда, судебная коллегия
установила:
Михайлов В.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным и отмене решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет, компенсации морального вреда.
Исковые требования мотивировал тем, что он проходил службу в ФКУ... УФСИН России по Чувашской Республике, уволен со службы в... году по выслуге лет, имеет общую выслугу свыше... лет. 28 января 2014 года он обратился в жилищную комиссию УФСИН России по Чувашской Республике для принятия его на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года N 369. Согласно выписки из протокола N от 14 февраля 2014 года заседания Подкомиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике он был принят на учет на получение единовременной социальной выплаты, а также постановлено ходатайствовать перед комиссией ФСИН России о рассмотрении вопроса предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением комиссии ФСИН России от 18 мая 2016 г. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ему отказано в связи с ухудшением жилищных условий в 2011 году, а также в связи с непредставлением обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил. С указанным решением комиссии ФСИН России истец не согласен. В протоколе N от 18 мая 2016 года комиссией ФСИН России не указано, какие именно документы отсутствуют и в чем заключается ухудшение жилищных условий в 2011 году, срок рассмотрения его заявления (рапорта) ответчиками нарушен. Считает, что комиссия ФСИН обязана была сама истребовать дополнительные документы, либо направить имеющиеся материалы для дополнительной проверки. В настоящее время и на момент постановки его на учет в собственности жилья он не имеет, а значит имеет право претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. При подачи заявления документы на сына он не предоставил, т.к. сын проживает с матерью, а денежная выплата предназначается ему одному, что было указано в самом заявлении. Выводы о том, что его действия повлекли за собой ухудшение жилищных условий, не соответствуют действительности.
Основываясь на изложенных обстоятельствах, с учетом уточнения исковых требований Михайлов В.В. просит:
- признать незаконным и отменить решение комиссии ФСИН России от 18 мая 2016 года (протокол N) об отказе ему в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;
- признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- возложить обязанность на комиссию ФСИН России поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента обращения с соответствующим заявлением и приложенными к нему документами от 28 января 2014 года;
-взыскать с ФСИН России в его пользу компенсацию морального вреда в размере... руб, а также с УФСИН России по Чувашской Республике компенсацию морального вреда в размере... руб.
В судебном заседании истец Михайлов В.В. и его представитель Широкова С.В. исковые требования поддержали. Истец суду пояснил, что долю в квартире он продал 2011г. в связи с расторжением брака с бывшей женой и невозможностью совместного с ней проживания.
Представитель ответчиков УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии, Федеральной службы исполнения наказаний Чумакова О.С. в удовлетворении исковых требований просила отказать, указав, что оспариваемое решение комиссии ФСИН является законным и обоснованным. Истцом при подаче заявления не были представлены все необходимые документы, в 2011 году им были совершены действия по намеренному ухудшению жилищных условий.
Решением Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 01 ноября 2017 г. в удовлетворении исковых требований Михайлова В.В. отказано в полном объеме.
Указанное решение суда обжаловано истцом Михайловым В.В. по мотивам незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца Михайлова В.В. - Широковой С.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы на решение суда, представителя ответчиков УФСИН России по Чувашской Республике и ФСИН России Чумаковой О.С, возражавшей против доводов апелляционной жалобы на решение суда, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, Закон) предусмотрено, что этот федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Закона); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Закона).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
Как усматривается из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ истец Михайлов В.В. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы, в... году в должности "данные изъяты" N он был уволен со службы по выслуге лет. Выслуга лет в календарном исчислении на момент увольнения составляла более... лет.
28 января 2014 г. Михайлов В.В. обратился в Подкомиссию УФСИН России по Чувашской Республике с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013г. N369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации".
На заседании Подкомиссии УФСИН России по Чувашской Республике 14 февраля 2014 г. принято решение принять Михайлова В.В. на учет на получение единовременной социальной выплаты и постановлено ходатайствовать перед Комиссией ФСИН России о рассмотрении вопроса предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (протокол заседания N от 14 февраля 2014 г.). Соответствующие документы были направлены в комиссию ФСИН России.
Решением комиссии ФСИН России от 18 мая 2016 года истцу Михайлову В.В. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании ч. 8 ст. 4 ФЗ от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ в связи с намеренным ухудшением жилищных условий в 2011 г, а также в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369. В решении также указано, что заявитель не предоставил информацию по сыну, в связи с чем, невозможно установить факт ухудшения жилищных условий членом семьи заявителя.
Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Михайлова В.В, суд первой инстанции исходил из того, что истцом совершены действия по намеренному ухудшению своих жилищных условий в целях создания нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновения оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Кроме того, суд пришел к выводу, что истцом не представлены документы, предусмотренные пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N369.
Судебная коллегия соглашается с изложенным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на установленных фактических обстоятельствах дела, исследованных доказательствах и правильном применении норм материального права.
Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей (часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, по смыслу приведенной нормы, не является исчерпывающим.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как усматривается из материалов дела, на момент подачи заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты 28 января 2014 г. Михайлов В.В. был зарегистрирован по адресу: "адрес 1.". Указанное жилое помещение общей площадью... кв.м. принадлежит на праве собственности ФИО1 ( "данные изъяты") и ФИО2 по 1/2 доле каждой.
Согласно копии поквартирной карточки в данной квартире зарегистрированы ФИО1, ФИО3, ФИО2 и истец Михайлов В.В. (с 25 сентября 2013 г.).
При этом, как установлено судом, в период с 01.12.2004 г. по 08.07.2011 г. истец являлся собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, общей площадью... кв.м, расположенную по адресу: "адрес.2.", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имуществом и сделок с ним от 17.12.2013г. Собственниками других долей являлись ФИО4 и ФИО5 (по 1/3 доле каждый).
13 июня 2011 года истец произвел отчуждение своей доли, заключив наряду с другими сособственниками квартиры (продавцами) договор купли-продажи с ФИО6, действующей от имени ФИО7 (л.д.91-92).
Кроме того, Михайлов В.В. 3 июля 2013г. снялся с регистрационного учета по адресу: "адрес.3." и с 25 сентября 2013г. зарегистрировался по адресу: "адрес 1.", тем самым став нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Действия по продаже в июне 2011г. принадлежащей ему 1/3 доли в общей долевой собственности на квартиру, в которой истец был обеспечен жильем выше учетной нормы и последующая регистрация с 25 сентября 2013г. в квартиру ( "адрес 1."), находящуюся в собственности иных лиц, в которой истец стал обеспечен жильем менее учетной нормы, подпадают под действие ст. 53 Жилищного кодекса РФ и части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
На момент обращения истца с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты пять лет с момента ухудшения жилищных условий не прошло, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Комиссией ФСИН было правильно отказано в удовлетворении заявления о постановке на учет со ссылкой на ухудшение заявителем жилищных условий.
При этом доводы истца о том, что действия по отчуждению доли жилого помещения были вынужденными, связаны с расторжением брака, суд первой инстанции правильно, по мотивам, приведенным в решении, признал несостоятельными, в том числе с учетом того, что истец на вырученные денежные средства иного жилого помещения не приобрел.
Из материалов дела усматривается, что основанием для отказа комиссии ФСИН России в постановке Михайлова В.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило, в том числе, непредставление им ряда документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, а именно: выписки из финансового лицевого счета, сведения о собственнике жилого помещения, об общей площади жилого помещения, о количестве зарегистрированных лиц по адресам: "адрес.4."; "адрес.3.", в которых истец был зарегистрирован последние пять лет. Кроме того, не представлена информация относительно... сына.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "з" пункта 5 Правил); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт "и" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Нарушение комиссией сроков рассмотрения заявления не освобождает сотрудника при его подаче от представления полного пакета документов, предусмотренных пунктом 5 Правил.
При разрешении предъявленных истцом к рассмотрению исковых требований судом первой инстанции нормы материального права применены правильно, существенных нарушений норм процессуального законодательства не установлено.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны тем, на которые истец ссылался в суде первой инстанции в обоснование своих исковых требований, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу истца Михайлова В.В. на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 01 ноября 2017 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи: Л.И. Стародубцева
И.В. Филимонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.