Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Марий Эл Бабин С.В., изучив жалобу Арасланова В. А. на постановление заместителя главного государственного инспектора Республики Марий Эл по использованию и охране земель - начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл от 21 августа 2017 года "N", решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 29 сентября 2017 года и решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 30 октября 2017 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Арасланова В. А., " ... "
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Республики Марий Эл по использованию и охране земель - начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл Касьянова Ю.В. от 21 августа 2017 года "N" Арасланов В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решениями судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 29 сентября 2017 года и судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 30 октября 2017 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе Арасланов В.А. просит отменить постановление должностного лица и судебные решения, производство по делу прекратить. Указывает, что земельный участок, которым он пользуется, отнесен к категории земель населенных пунктов, установленный вид разрешенного его использования - для ведения личного подсобного хозяйства. Земельный участок используется им строго по целевому назначению.
Проверив доводы жалобы, изучив дело об административном правонарушении "N", материалы производства по жалобе "N", поступившие в Верховный Суд Республики Марий Эл 29 декабря 2017 года, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно статье 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (статья 42 ЗК РФ).
Согласно статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства могут быть следующие: основные; условно разрешенные; вспомогательные, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства их правообладателями, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Зонирование территорий регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации и осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ территориальными зонами признаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка относится к полномочиям органов местного самоуправления и производится в установленной законом процедуре (статья 39 Градостроительного кодекса РФ), обеспечивающей соблюдение баланса интересов всех лиц, чьи права могут быть затронуты изменением целевого назначения земельного участка.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных правил, нормативов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540, ведение личного подсобного хозяйства предусматривает размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей); производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных (код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка 2.2).
В соответствии с частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.
Из материалов дела видно, что в результате проведенной прокуратурой г. Йошкар-Олы проверки по информации УФСБ по Республике Марий Эл о нарушении законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных объединениях выявлен факт осуществления незарегистрированной религиозной группой христиан-баптистов религиозной деятельности по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, "адрес").
Земельный участок по вышеуказанному адресу с кадастровым номером "N", площадью 613 кв.м, относится к категории земель - земли населенных пунктов, установленный вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, используется Араслановым В.А. по соглашению с его собственником М. На этом земельном участке расположен жилой дом, в котором каждое воскресенье проводятся богослужения, иные религиозные действия, на обряды приглашаются граждане неопределенного круга.
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа "Город Йошкар-Ола", утвержденным решением Собрания депутатов городского округа от 24 декабря 2009 года N 30-V, указанный земельный участок находится в территориальной зоне Ж-1, предназначенной для застройки многоквартирными жилыми домами, допускается размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественно местного значения, иных объектов согласно градостроительным регламентам. В зоне установлены основные, вспомогательные и условно разрешенные виды использования, к числу последних, помимо прочего, отнесены конфессиональные объекты.
Однако сведений о том, что Араслановым В.А. получено разрешение на соответствующий условно разрешенный вид использования земельного участка или жилого дома, находящегося на нем, материалы дела не содержат и заявителем не представлено.
Вина Арасланова В.А. в совершении указанного административного правонарушения подтверждается собранными и исследованными доказательствами, а именно: письменными объяснениями свидетеля Г. и Арасланова В.А. о проведении в жилом доме по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, "адрес" "адрес") регулярной религиозной деятельности, сообщениями УФСБ России по Республике Марий Эл и прокуратуры г. Йошкар-Олы, выпиской из ЕГРН, протоколом об административном правонарушении и другими доказательствами.
Согласно объяснениям Арасланова В.А. в доме по указанному адресу осуществляются песнопения, проповеди, раздаются листовки религиозного содержания, число прихожан составляет около 20 человек.
Доводы Арасланова В.А. об использовании им земельного участка строго по целевому назначению были проверены судьями обеих инстанций и обоснованно отклонены с приведением мотивов принятого решения.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается самим заявителем, что богослужения и иные религиозные обряды и церемонии проводятся в указанном жилом доме регулярно, систематически, с распространением информационного материала и участием неопределенного круга лиц, то есть носят публичный характер.
При этом использование только части дома не освобождает Арасланова В.А. от соблюдения требований закона по получению разрешения на использование указанного земельного участка под конфессиональный объект и не свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения.
Все имеющиеся доказательства получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Действия Арасланова В.А. по использованию земельного участка не по целевому назначению правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Арасланова В.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание назначено Арасланову В.А. в пределах санкции указанной статьи.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 30.13, статьями 30.17 - 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора Республики Марий Эл по использованию и охране земель - начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл от 21 августа 2017 года "N", решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 29 сентября 2017 года и решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 30 октября 2017 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Арасланова В. А. оставить без изменения жалобу Арасланова В.А. - без удовлетворения.
Заместитель
Председателя Верховного Суда
Республики Марий Эл С.В. Бабин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.