Новые правила продажи алкогольной продукции
В постановлении Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2006 г. N 80 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам розничной продажи алкогольной продукции", внесены изменения в Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации".
Правила продажи отдельных видов товаров дополнены новым разделом XIX "Особенности продажи алкогольной продукции", из требований которого рекомендуется обратить внимание на следующие:
- в новом разделе Правил установлены дополнительные ограничения по торговле алкогольной продукцией, соблюдение которых повлечет за собой необходимость применения управленческих решений по минимизации возможных материальных потерь и оптимизации процесса торговли в будущем.
- пунктом 135 Правил запрещена продажа питьевого этилового спирта за исключением районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Данное ограничение касается только питьевого этилового спирта и распространяется только на организации торговли.
- пунктом 136 Правил установлен ряд запретов по розничной продаже алкогольной продукции - в зависимости от содержания этилового спирта, мест реализации, маркировки и содержания информации о продаваемых товарах:
1. Запрещается реализация алкогольных напитков - независимо от содержания этилового спирта - в детских, образовательных и медицинских организациях, в общественном транспорте городского и пригородного сообщения всех видов, а также в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях и в организациях культуры. Только в последнем случае сделано исключение в отношении расположенных в организациях культуры организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица.
2. Запрещается продажа продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции:
в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения), на прилегающих к ним территориях, определяемых органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации. Из приведенной цитаты следует, что органы местного самоуправления могут самостоятельно расширять перечень мест массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности. На тех объектах, которые прямо поименованы в пункте 136 Правил, продажа указанной продукции должна быть запрещена безотносительно к тому, принято ли соответствующее решение органом местного самоуправления или нет;
в местах, не приспособленных для продажи данной продукции, к числу которых относятся ларьки, киоски, палатки, контейнеры и т.п.
3. Запрещается продажа не маркированной в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральной специальной маркой (для алкогольной продукции, произведенной на территории Российской Федерации) или акцизной маркой (для алкогольной продукции, импортируемой на территорию Российской Федерации), а также продукции, на этикетке которой отсутствует предупреждающая надпись о вреде употребления алкогольной продукции для здоровья человека.
Здесь же уместно обратить внимание на требование пункта 138 Правил, которым установлен обязательный объем информации об алкогольной продукции:
- наименование входящих в состав алкогольной продукции ингредиентов, в том числе наименование использованных в процессе изготовления продукции пищевых добавок, биологически активных пищевых добавок, сведения о наличии в продукции компонентов, полученных с использованием генно-модифицированных организмов, о содержании в алкогольной продукции вредных для здоровья веществ, определяемых в соответствии с обязательными требованиями стандартов и технических регламентов;
- пищевая ценность алкогольной продукции;
- объем алкогольной продукции в потребительской таре;
- противопоказания к применению алкогольной продукции;
- дата, место изготовления и розлива алкогольной продукции.
В соответствии с абз. 3 пункта 141 Правил по требованию покупателя ему должна предоставляться полная и достоверная информация о приобретаемой в организации общественного питания алкогольной продукции.
Еще одно дополнительное ограничение связано с площадью помещений, в которых осуществляется продажа алкогольной продукции: в соответствии с пунктом 137 Правил организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег.
Таким образом, для организаций, не имеющих необходимых торговых площадей, остается два варианта принятия решений - сворачивание деятельности по продаже алкогольных напитков крепостью свыше 15 процентов, либо расширение действующих площадей.
Прошу обратить внимание, что ограничения касаются продажи спиртных напитков с объемным, а не весовым содержанием этилового спирта в алкогольной продукции. То есть, в тех случаях, когда в продукции весовое содержание этилового спирта составляет, например, 12 процентов, ограничения будут распространяться в полном объеме (так как объемная доля спирта в готовой продукции данном случае превысит 16 процентов: 12:0,72).
Пунктом 139 Правил установлен перечень обязательных сопроводительных документов, которые должен иметь продавец продаваемой алкогольной продукции, это:
- товарно-транспортная накладная;
- копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации;
- копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции.
Еще два пункта правил (140 и 141) регулируют некоторые технические вопросы реализации алкогольной продукции - обязанность продавца проверить ее качество, а также необходимость наличия ценников на продаваемую продукцию (в том числе, в розлив).
При выявлении нарушений правил розничной продажи алкогольной продукции, привлечение к ответственности производится на основании ст. 14.16 ч. 2, 3 КоАП РФ "Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков изготавливаемых на его основе"; ст. 15.12 КоАП РФ "Выпуск или продажа подлежащих маркировке товаров или продукции без маркировки".
В определенных случаях несоблюдение Правил может быть квалифицировано как административное правонарушение, подпадающее под квалификацию ст. 14.2 КоАП РФ "Незаконная продажа товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена", ст. 14.4 КоАП РФ "Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил".
Систематическое нарушение правил продажи алкогольной продукции влечет за собой приостановление действия лицензии или ее аннулирование.
Заместитель начальника отдела контроля
в сфере производства и оборота алкогольной
и спиртосодержащей продукции
УФНС России по Приморскому краю Л.Н. Кузнецова
Газета "Налоги и пошлины" за декабрь 2006 г. - январь 2007 г. N 12
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос: Учреждение получает финансирование от своего собственника на осуществление конкретной программы. Целевое использование указанных средств включает в себя выплату вознаграждения персоналу и привлеченным экспертам. Вся эта деятельность не будет направлена на извлечение прибыли и соответствующие расходы не будут отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль. Должно ли наше учреждение начислять и выплачивать единый социальный налог в соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ? ("Налоги и пошлины", N 12, декабрь 2002 г. - январь 2003 г.)
Учредители: Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю и Дальневосточное таможенное управление.
Издатель: Учреждение "Информационный центр по налогам и сборам" г. Владивосток, Океанский пр., 40, тел. 40-70-31, 43-20-50
Подписной индекс по каталогу Роспечати - 31573
Стоимость подписки на 6 месяцев - 84 руб. 96 коп.
Приобрести свежий номер газеты можно:
- в демонстрационном зале Справочной правовой системы ГАРАНТ г. Владивосток, ул. Семеновская, 23 Остановка "Семеновская", тел.: (4232) 401-803
- Адрес редакции: 690007 г. Владивосток, ул. 1-я Морская, 2, каб. 405, тел.: (4232) 41-05-17, 40-70-31, e-mail: press@tax25.marine.su
Текст документа официально опубликован не был
Обзор свежего номера газеты "Налоги и пошлины" Вы всегда можете найти на сайте Управления ФНС России по Приморскому краю по адресу: www.r25.nalog.ru