Как осуществляется возврат налоговым агентом излишне удержанных и перечисленных в бюджет сумм налога на доходы физических лиц?
Право налогоплательщика на возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов закреплено в подпункте 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общий порядок возврата излишне уплаченного налога регулируется статьей 78 Кодекса. Согласно пунктам 1, 2 и 7 указанной статьи сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, которое он представляет в налоговый орган по месту учета. Положения статьи 78 Кодекса распространяются и на налоговых агентов (п. 11 ст. 78 Кодекса).
Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в пункте 24 постановления от 28.02.2001 N 5 указал, что решение о возврате излишне перечисленных налоговым агентом в бюджет сумм налога, не превышающих сумм, удержанных с налогоплательщика, может быть принято в пользу налогового агента, только когда возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего.
Согласно п. 1 ст. 231 Кодекса излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога на доходы физических лиц подлежат возврату налоговым агентом по представлению налогоплательщиком соответствующего заявления.
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога (в произвольной форме) может быть подано налогоплательщиком - физическим лицом в течение трех лет со дня уплаты вышеуказанной суммы.
После получения заявления налогоплательщика о возврате излишне удержанной из дохода налогоплательщика суммы налога на доходы физических лиц налоговый агент имеет право обратиться в налоговый орган с письменным заявлением о возврате суммы налога, излишне удержанной из дохода налогоплательщика. Вместе с указанным заявлением налоговый агент представляет в налоговый орган по месту учета налогового агента доказательства излишнего перечисления налога (заявление налогоплательщика - физического лица; Уведомление, подтверждающее право налогоплательщика на вычет в связи с расходами, направленными на новое строительство либо приобретение жилого дома, квартиры или доли (долей) в них; решение суда о возврате физическому лицу излишне взысканных сумм налога на доходы физических лиц и т. п.).
Налоговым органом совместно с налоговым агентом проводится сверка суммы перечисленного налоговым агентом налога. По результатам этой сверки налоговый орган вправе принять соответствующее решение о возврате налоговому агенту для последующей выплаты налогоплательщику суммы излишне удержанного налога либо о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогового агента по данному налогу. В последнем случае возврат налогоплательщику - физическому лицу производится за счет сумм налога, удерживаемых в отчетном налоговом периоде налоговым агентом с доходов других налогоплательщиков.
Кроме того, налоговым агентом на основании изменения данных бухгалтерского учета уточняются документы налогового учета и отчетности по налогу на доходы физических лиц (налоговая карточка по форме 1-НДФЛ и справка о доходах по форме 2-НДФЛ), в которых отражаются результаты перерасчета налога.
В соответствии с Рекомендациями по заполнению сведений о доходах физического лица по форме N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 200_ год", утвержденными Приказом ФНС России от 25.11.2005 N САЭ-3-04/616, сведения о доходах физического лица, которому налоговым агентом был произведен перерасчет налога на доходы за предшествующий налоговый период, оформляются в виде новой Справки. При оформлении новой Справки проставляются ее новый номер и новая дата составления.
Гл. госналогинспектор отдела
контроля в сфере производства и оборота
алкогольной и табачной продукции | А.В. Гавин |
Заместитель начальника
отдела налогообложения физических лиц
УФНС России по Приморскому краю | М.П. Кузьмина |
Газета "Налоги и пошлины" за декабрь 2006 г. - январь 2007 г. N 12
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос: Учреждение получает финансирование от своего собственника на осуществление конкретной программы. Целевое использование указанных средств включает в себя выплату вознаграждения персоналу и привлеченным экспертам. Вся эта деятельность не будет направлена на извлечение прибыли и соответствующие расходы не будут отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль. Должно ли наше учреждение начислять и выплачивать единый социальный налог в соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ? ("Налоги и пошлины", N 12, декабрь 2002 г. - январь 2003 г.)
Учредители: Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю и Дальневосточное таможенное управление.
Издатель: Учреждение "Информационный центр по налогам и сборам" г. Владивосток, Океанский пр., 40, тел. 40-70-31, 43-20-50
Подписной индекс по каталогу Роспечати - 31573
Стоимость подписки на 6 месяцев - 84 руб. 96 коп.
Приобрести свежий номер газеты можно:
- в демонстрационном зале Справочной правовой системы ГАРАНТ г. Владивосток, ул. Семеновская, 23 Остановка "Семеновская", тел.: (4232) 401-803
- Адрес редакции: 690007 г. Владивосток, ул. 1-я Морская, 2, каб. 405, тел.: (4232) 41-05-17, 40-70-31, e-mail: press@tax25.marine.su
Текст документа официально опубликован не был
Обзор свежего номера газеты "Налоги и пошлины" Вы всегда можете найти на сайте Управления ФНС России по Приморскому краю по адресу: www.r25.nalog.ru