Каждый имеет право на жалобу
Досудебное урегулирование споров с налогоплательщиками - это важнейшее средство утверждения начал законности в деятельности налоговых органов.
На необходимость внесения изменений в часть I первую# Налогового Кодекса РФ (НК РФ) было обращено внимание в Бюджетном послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 26.05.2005 г. "О бюджетной политике в 2006 году". В послании сказано, что "необходимо реализовать ряд мер, позволяющих обеспечить четкую регламентацию полномочий и действий налоговых органов при осуществлении ими контрольных мероприятий, включая определение порядка проведения всех видов налоговых проверок, досудебного урегулирования налоговых споров, истребования документов, установление жестких максимальных сроков проведения проверок, а также ограничений по количеству проверок налогоплательщика в течение одного года".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена неточность. Дату Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ "О бюджетной политике в 2006 году" следует читать: "от 24 мая 2005 г."
Если судить по количеству поправок, законодательство о налогах и сборах это та отрасль права, в которой наиболее часто принимаются поправки. Безусловно, это связано с тем, что налоговая политика - один из динамичных инструментов государства для регулирования экономики.
Наиболее значимым, на наш взгляд, законом, внесшим изменения в законодательство о налогах и сборах со следующего года, является Закон РФ от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования".
Изменения коснулись и порядка рассмотрения жалоб налогоплательщиков.
Частью первой НК РФ предусмотрено, что каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Ненормативные акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
К такому законодательству относится, прежде всего, сам Налоговый Кодекс, а также Закон РФ от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", который применяется с 02.11.2006 г.
К актам налоговых органов ненормативного характера относятся, в частности, Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и Решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные по результатам налоговых проверок.
С 1 января 2007 года меняется порядок обжалования указанных решений.
Порядок обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения установлен статьей 101.2 НК РФ.
Названные Решения могут быть обжалованы налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган в порядке, определяемом указанной статьей.
С 1 января 2007 года впервые вводится процедура апелляционного обжалования. Вынесенное налоговым органом решение вступает в силу и подлежит исполнению не сразу, а по истечении 10 дней. В течение этого срока налогоплательщик вправе подать апелляционную жалобу. Подача жалобы приостанавливает вступление решения в силу и взыскание начисленных сумм: недоимок, пеней и штрафов. С 2009 года такое досудебное обжалование станет обязательным. Иными словами, прежде чем обратиться в суд, налогоплательщик обязан будет обжаловать решение налогового органа в вышестоящей налоговой инстанции.
Апелляционная жалоба на указанные решения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения в тот налоговый орган, который вынес эти решения, который обязан в течение трех дней со дня ее поступления направить жалобу со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в какой-то определенной части.
Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу. При этом подача апелляционной жалобы не лишает это лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или частично.
Жалоба на вступившие в законную силу решения налогового органа, которые не были обжалованы в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу.
Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу установлены статьей 139 НК РФ.
Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, за исключением случаев, описанных выше. К жалобе могут быть приложены обосновывающие мотивы жалобы документы.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.
При этом подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления.
Однако необходимо учитывать, что отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.
При подаче жалобы следует соблюдать требования, предъявляемые к официальным документам.
Жалоба, подаваемая налогоплательщиком или налоговым агентом в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему лицу налогового органа) является официальным документом. В соответствии с Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 27.02.1998 N 28, официальный документ это документ, созданный юридическим или физическим лицом, оформленный и удостоверенный в установленном порядке. Этим же ГОСТом установлено, что юридическую силу официальному документу придают соответствие действующему законодательству, компетенция издавшего его лица и соответствие документа установленному порядку оформления. Обычаями делового оборота принято осуществлять удостоверение документа проставлением личной подписи и ее расшифровки (инициалы, фамилия).
Жалоба, не подписанная заявителем, остается без рассмотрения.
Статьей 26 НК РФ определено, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом.
Согласно статье 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов, налогоплательщика-физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Уполномоченным представителем налогоплательщика, в соответствии со статьей 29 НК РФ, признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами.
Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, налогоплательщика-физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
При направлении жалобы необходимо учитывать, что при подписании жалобы лицом, не являющимся законным представителем или уполномоченным лицом, она остается без рассмотрения. Об этом сообщается налогоплательщику в письменном виде.
Отказ в рассмотрении жалобы, поданной лицом, документально не подтвердившим полномочия выступать от имени заявителя или по иным причинам (например, отсутствие подписи), в соответствии с пунктом 4 статьи 139 НК РФ не лишает налогоплательщиков возможности повторной подачи жалобы в сроки, предусмотренные пунктом 2 указанной статьи.
Жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом), по итогам ее рассмотрения вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:
1) оставить жалобу без удовлетворения;
2) отменить акт налогового органа;
3) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
4) изменить решение или вынести новое решение.
Кроме того, по итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение по существу.
По итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение вышестоящий налоговый орган вправе:
1) оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения;
2) отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;
3) отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.
Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней (рабочих дней). О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
Таким образом, при наличии определенных обстоятельств решение по жалобе налогоплательщик может получить позже одного месяца, установленного для рассмотрения жалобы.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ.
При наличии достаточных оснований полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия.
Кроме того, необходимо отметить еще одну существенную поправку, внесенную в НК РФ.
В случае нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов, решение по налоговой проверке подлежит обязательной отмене (вышестоящим налоговым органом или в суде). Важно, что теперь непосредственно в Кодексе (п. 14 ст. 101 НК РФ) приведен перечень этих существенных условий: обеспечение возможности проверяемого лица участвовать в процессе рассмотрения материалов, обеспечение возможности представить объяснения.
Иные нарушения процедуры рассмотрения материалов также могут являться основанием для отмены решения только в случае, если они привели или могли привести к принятию налоговым органом неправомерного решения.
Н.В. Кравченко
начальник отдела налогового аудита
УФНС России по Приморскому краю
Газета "Налоги и пошлины" за декабрь 2006 г. - январь 2007 г. N 12
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос: Учреждение получает финансирование от своего собственника на осуществление конкретной программы. Целевое использование указанных средств включает в себя выплату вознаграждения персоналу и привлеченным экспертам. Вся эта деятельность не будет направлена на извлечение прибыли и соответствующие расходы не будут отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль. Должно ли наше учреждение начислять и выплачивать единый социальный налог в соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ? ("Налоги и пошлины", N 12, декабрь 2002 г. - январь 2003 г.)
Учредители: Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю и Дальневосточное таможенное управление.
Издатель: Учреждение "Информационный центр по налогам и сборам" г. Владивосток, Океанский пр., 40, тел. 40-70-31, 43-20-50
Подписной индекс по каталогу Роспечати - 31573
Стоимость подписки на 6 месяцев - 84 руб. 96 коп.
Приобрести свежий номер газеты можно:
- в демонстрационном зале Справочной правовой системы ГАРАНТ г. Владивосток, ул. Семеновская, 23 Остановка "Семеновская", тел.: (4232) 401-803
- Адрес редакции: 690007 г. Владивосток, ул. 1-я Морская, 2, каб. 405, тел.: (4232) 41-05-17, 40-70-31, e-mail: press@tax25.marine.su
Текст документа официально опубликован не был
Обзор свежего номера газеты "Налоги и пошлины" Вы всегда можете найти на сайте Управления ФНС России по Приморскому краю по адресу: www.r25.nalog.ru