Решение Арбитражного суда Приморского края
от 5 мая 2006 г. N А51-19166/05 28-452
(Извлечение)
Открытое акционерное общество "Варяг" обратилось с исковыми требованиями к Администрации г. Владивостока об обязании принять в муниципальную собственность объекты коммунально-бытового назначения: кабельные сети 04 кв. (от ТП-ТУ-11, ул. Русская, 94, общежития по ул. Русская, 98); трансформаторную подстанцию 2x630 кв.м. ТП-ТУ-11 (питает техническое училище ТУ-11, общежитие по ул. Русская, 94, жилой дом по ул. Русская, 98).
Определением Арбитражного суда Приморского края от 23.01.2006 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МУПВ "Владивостокское предприятие электрических сетей".
Истец, настаивая на исковых требованиях, пояснил, что в соответствии с Планом приватизации завода "Варяг", утвержденным Постановлением КУМИ по Приморскому краю от 23.12.1992 в муниципальную собственность г. Владивостока в течение 1993-2000 передавались объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Однако, до настоящего времени Администрация г. Владивостока не принимает в муниципальную собственность установленные к такой передаче указанным планом приватизации кабельные сети 04 кв. (от ТП-ТУ-11, ул. Русская, 94, общежития по ул. Русская, 98); трансформаторную подстанцию 2x630 кв.м. ТП-ТУ-11 (питает техническое училище ТУ-11, общежитие по ул. Русская, 94, жилой дом по ул. Русская, 98).
Ответчик исковые требования не признает, пояснил, что трансформаторная подстанция N 11, от которой получают электроснабжение училище, общежитие и жилой дом, находятся в едином технологическом комплексе с сетями завода, подключены на основании технических условий собственника фидеров ОАО "Варяг" и построены с применением других типовых проектов, с комплектацией оборудованием, применяемым для строительства заводских сетей и отличным от применяемого в электрических сетях г. Владивостока.
Третье лицо считает исковые требования необоснованными, поскольку жилые дома являются потребителями электроэнергии 2 категории, и в условиях того, что снабжение энергией осуществляется истцом, администрация не сможет в соответствии с требованиями действующего законодательства обеспечивать бесперебойную работу сетей и их обслуживание. Кроме того, истцом не представлена смета затрат на эксплуатацию.
Из пояснений сторон, материалов дела судом установлено следующее.
Во исполнение Распоряжения Правительства РФ N 1964-р от 27.10.1992 Постановлением Комитета по управлению имуществом Приморского края 23.12.1992 утвержден План приватизации завода "Варяг" и учреждения на его основе АООТ "Варяг".
Согласно пункту 8 Плана приватизации в перечень объектов не подлежащих приватизации, вошли объекты социально-культурного и социально-бытового назначения: жилой фонд (семь жилых домов), три общежития, технический лицей, общежитие технического лицея, незавершенное строительство жилого фонда - жилой дом по ул. Карбышева, 6; и прочие объекты: магистральная дорога, сети канализационные, общеплощадочный дренаж, теплосети, кабельные сети профтехучилища, трансформаторная подстанция 2x630 ква#, водопровод хозяйственный питьевой.
Из пункта 9 Плана приватизации следует, что в перечень объектов социально-культурного и социально-бытового назначения, передаваемых в муниципальную собственность, вошли в том числе кабельные сети 04 кв. (от ТП-ТУ-11, ул. Русская, 94, общежития по ул. Русская, 98); трансформаторная подстанция 2x630 кв.м. ТП-ТУ-11 (питает техническое училище ТУ-11, общежитие по ул. Русская, 94, жилой дом по ул. Русская, 98).
Согласно перечню объектов, остающихся в муниципальной собственности на 01.08.1992, указанные объекты остаются в муниципальной собственности г. Владивостока.
Постановлением Администрации г. Владивостока от 14.02.1995 "О приеме в муниципальную собственность жилого фонда, инженерных сетей и сооружений АО "Варяг" Муниципальному предприятию "Владивостокское предприятие электрических сетей" предписано принять на баланс и техническое обслуживание указанные кабельные сети и трансформаторную подстанцию согласно акту приема-передачи от 08.11.1994.
По акту приема-передачи от 12.05.1995 жилой фонд, в том числе фонд, обслуживаемый указанными кабельными сетями и трансформаторной подстанцией, передан в муниципальную собственность, что подтверждается приказом производственного жилищно-эксплуатационного управления Администрации г. Владивостока N 65 от 19.05.1995 "О приеме в муниципальную собственность жилого фонда АО "Варяг".
ОАО "Варяг" письмами N 24/706 от 20.07.2000, N 31-ВХ/691 от 23.07.2002, N 31-ЭВ/1588 от 06.09.2005 неоднократно обращалось в Администрацию г. Владивостока с просьбой принять в муниципальную собственность установленные к такой передаче Планом приватизации кабельные сети 04 кв. (от ТП-ТУ-11, ул. Русская, 94, общежития по ул. Русская, 98); трансформаторную подстанцию 2x630 кв.м. ТП-ТУ-11 (питает техническое училище ТУ-11, общежитие по ул. Русская, 94, жилой дом по ул. Русская, 98). Однако, письмом N 773 8Д от 13.10.2005 Администрация г. Владивостока отказала в принятии указанных объектов, ссылаясь на их нахождение в едином технологическом комплексе с сетями завода, а также на необходимость выполнить выданные ОАО "Варяг" 12.11.2001 технические условия N 2-17/13Г-2252 по переводу ТП-11 на сети МУПВ "Владивостокское предприятие электрических сетей", провести ее реконструкцию. Аналогичные условия принятия объектов в муниципальную собственность изложены в письмах МУПВ "Владивостокское предприятие электрических сетей" N 2-17/13г-2252 от 12.11.2001, N 15/2181 от 19.09.2005, письмах Администрации г. Владивостока N 5670Д от 19.10.2000, N 5428Д от 16.08.2002.
Истец, посчитав, что Администрация г. Владивостока выставляет необоснованные условия передачи объектов, в частности требует их реконструкции, всячески уклоняясь от принятия данных объектов в муниципальную собственность, обратился с исковыми требованиями в суд.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме в силу следующих обстоятельств.
Порядок передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность определен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 235 от 07.03.1995.
Решением о передаче в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность является утверждение Плана приватизации предприятий (п. 3 Положения).
Пунктом 5 вышеназванного Положения определено, что органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи по утверждаемой Министерством строительства РФ и Министерством финансов РФ форме.
Постановлением Администрации г. Владивостока от 14.02.1995 "О приеме в муниципальную собственность жилого фонда, инженерных сетей и сооружений АО "Варяг" Муниципальному предприятию "Владивостокское предприятие электрических сетей" было предписано принять на баланс и техническое обслуживание указанные кабельные сети и трансформаторную подстанцию согласно акту приема-передачи от 08.11.1994.
Тем самым орган местного самоуправления в установленном законом порядке дал согласие на принятие в муниципальную собственность спорных объектов.
Судом установлено, что между ОАО "Варяг" и Администрацией г. Владивостока, МУПВ "Владивостокское предприятие электрических сетей" имеется спор об условиях приема-передачи спорных объектов. Администрация отказывается принять объекты, полагая, что не сможет обеспечивать бесперебойную работу сетей и их обслуживание до тех пор пока ОАО "Варяг" не выполнит реконструкцию сетей и перевод ТП-11 на сети МУПВ "Владивостокское предприятие электрических сетей". Как следует из писем Администрации г. Владивостока и МУПВ "Владивостокское предприятие электрических сетей", представленных в материалы дела, причинами отказа в принятии спорного имущества является не выполнение технических условий по переводу ТП-11 на сети МУПВ "Владивостокское предприятие электрических сетей", направленных в адрес ОАО "Варяг" письмом N 2-17/13Г-2252 от 12.11.2001.
Однако, как следует из п. 12 Распоряжения Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности", Комитет по управлению имуществом республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа, города (кроме городов районного подчинения), района (кроме районов в городах) на основании решения Правительства Российской Федерации, соответствующего Совета народных депутатов о передаче объектов в государственную, муниципальную собственность в месячный срок обязан внести переданные в государственную, муниципальную собственность объекты в соответствующий реестр объектов государственной, муниципальной собственности.
Учитывая изложенное, муниципалитет обязан принять в муниципальную собственность спорные объекты, эта обязанность является безусловной.
Порядок передачи объектов закреплен в Постановлении Правительства РФ N 235 от 07.03.1995 "О порядке передачи объектов социально-культурного назначения федеральной собственности в государственную собственность". При этом указанный порядок не содержит каких-либо ограничений при передаче объектов в муниципальную собственность и не предусматривает передачу только объектов определенных технических характеристик, из чего можно сделать вывод, что приемка последних производится независимо от их технического состояния, а также наличия или отсутствия технической документации.
Постановление Главы Администрации Приморского края N 318 от 14.12.1992 "Об использовании объектов жилья и соцкультбыта при акционировании и приватизации государственных предприятий", устанавливающее порядок передачи объектов в муниципальную собственность, также не предусматривает обязанности производить реконструкцию передаваемых в муниципальную собственность объектов.
Кроме того, как следует из представленных в дело документов, при проектировании жилых домов по ул. Русская, 94, ул. Русская, 98, заводу "Варяг", как заказчику строительства, по его заявкам N 57/372-5 от 09-06.1978, N 57/364-30 от 28.04.1981, Владивостокским предприятием электрических сетей были выданы технические условия N 2/616 от 18.07.1978, N 2/631 от 14.05.1981 согласно которых истцу предписано осуществлять электроснабжение указанных жилых домов от трансформаторной подстанции ГПТУ (ТУ-11) и сетей завода "Варяг". Проектная документация разработана согласно указанным техническим условям, в соответствии с которыми производилось электроснабжение жилых домов по ул. Русская, 94, ул. Русская, 98.
Принимая во внимание, что проектировка указанных объектов производилась в соответствии с установленными требованиями для коммунально-бытовых потребителей, ссылки ответчика и третьего лица о необходимости выполнения истцом технических условий по переводу ТП-11 на сети МУПВ "Владивостокское предприятие электрических сетей" являются необоснованными и не принимаются судом.
Таким образом, какие-либо условия для принятия имущества в муниципальную собственность установлены быть не могут.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором. То есть, именно собственник несет бремя финансовых расходов по содержанию принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии, по капитальному и текущему ремонту, страхованию, регистрации, охране, коммунальным платежам, специальному техническому и санитарному осмотру.
Как уже указывалось, п. 5 Положения "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность", утвержденного Постановлением Правительства РФ N 235 от 07.03.1995, определено, что необходимая техническая документация и акты приема-передачи оформляются по утверждаемой Министерством строительства РФ и Министерством финансов РФ форме.
Министерством строительства РФ совместно с Министерством финансов РФ издан Приказ N 17-72 от 06.06.1995 "Об утверждении технической документации и актов приема-передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную (муниципальную) собственность". Данный приказ не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ.
Таким образом, поскольку действующее законодательство не содержит конкретного перечня документов, подлежащих передаче совместно с передаваемым имуществом, какие-либо ограничения при его принятии установлены быть не могут.
Исследовав представленные в материалы дела документы, суд считает, что со стороны истца приняты все меры, необходимые для передачи имущества. Однако, ответчик в нарушение действующего законодательства уклоняется от принятия спорных объектов в муниципальную собственность. Доводы ответчика об отсутствии надлежащего финансирования и средств на возмещение расходов связанных с приемкой в муниципальную собственность объектов ведомственного жилищного фонда не могут быть приняты во внимание, поскольку последний, полагает суд, не принимают должных мер со своей стороны к принятию объектов, собственниками которых он уже является.
При изложенных обстоятельствах исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Расходы по уплате госпошлины согласно ст. 110 АПК РФ в полном объеме относятся на ответчика. Согласно ст. 333.37 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
При изложенных обстоятельствах, руководствуясь ст.ст. 110, 167-171, 176 АПК РФ, суд
решил:
Обязать Администрацию г. Владивостока принять в муниципальную собственность объекты коммунально-бытового назначения: кабельные сети 04 кв. (от ТП-ТУ-11, ул. Русская, 94, общежития по ул. Русская, 98); трансформаторную подстанцию 2x630 кв.м. ТП-ТУ-11 (питает техническое училище ТУ-11, общежитие по ул. Русская, 94, жилой дом по ул. Русская, 98).
Вернуть Открытому акционерному обществу "Варяг" из федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 2 000 (две тысячи) руб.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.