Пензенский областной суд в составе
судьи Гордеевой Н.В,
при секретаре Юнусовой Ю.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шибанкова Р,А, Копачева А.В. к Правительству Пензенской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
Шибанков Р.А, Копачев А.В. обратились в Пензенский областной суд с административным иском к Правительству Пензенской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области (далее - Управление Росреестра по Пензенской области) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости находящихся в общей долевой собственности земельных участков, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, по состоянию на 1 января 2011 г, а именно:
- с кадастровым номером N общей площадью 130 000 кв.м, расположенного примерно в 7 км по направлению на юго-восток от ориентира - здания администрации Каменского сельсовета, адрес ориентира: "адрес" "адрес"
- с кадастровым номером N общей площадью 158 000 кв.м, расположенного примерно в 5,6 км по направлению на юг от ориентира - здания администрации Каменского сельсовета, адрес ориентира: "адрес".
Требование мотивировано тем, что кадастровая стоимость спорных земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, определенной в отчете независимого оценщика, что, в свою очередь, нарушает их права как плательщиков налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости.
Просили суд установить кадастровую стоимость земельных участков в размере равном их рыночной стоимости, а именно: с кадастровым номером N - 229000 руб, с кадастровым номером N - 278000 руб.
Административные истцы Шибанков Р.А, Копачев А.В, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, доверив представление своих интересов Юмину К.С. (доверенности от 8 декабря 2017 г. и 30 ноября 2017 г.), который в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме. Одновременно ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Представитель административного ответчика - Правительства Пензенской области - Савельева Е.В. (доверенность от 6 октября 2017 г.) разрешение заявленных требований, а также ходатайство о восстановлении срока оставила на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика - Управления Росреестра по Пензенской области по доверенности - Серикова В.В. (доверенность от 19 октября 2017 г.) разрешение заявленных требований, а также ходатайство о восстановлении срока оставила на усмотрение суда, указав, что Управление Росреестра по Пензенской области не является субъектом спорных правоотношений.
Представитель заинтересованного лица - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области - Агапова Ю.С. (доверенность от 25 октября 2017 г.), разрешение заявленных требований, а также ходатайство о восстановлении срока оставила на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица - администрации Ульяновского сельсовета Тамалинского района Пензенской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие, разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица - администрации Тамалинского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежаще.
С учетом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, мнения явившихся в процесс сторон, положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определилрассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из материалов дела следует, что Шибанков Р.А, Копачев А.В. на праве общей долевой собственности (доля в праве 2/3, 3/9, соответственно) принадлежат 2 земельных участка, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, а именно:
- с кадастровым номером N, общей площадью 130 000 кв.м, расположенный примерно в 7 км по направлению на юго-восток от ориентира - здания администрации Каменского сельсовета, адрес ориентира: "адрес" "адрес"
- с кадастровым номером N, общей площадью 158000 кв.м, расположенный примерно в 5,6 км по направлению на юг от ориентира - здания администрации Каменского сельсовета, адрес ориентира: "адрес", что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 15 ноября 2017 г. (л.д. 9-11, 12-14).
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Как собственники земельных участков административные истцы несут обязанность по уплате земельного налога, размер которого зависит от кадастровой стоимости земельных участков, следовательно, они вправе оспаривать кадастровую стоимость земельных участков.
Согласно ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" определено, что пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом срока периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Проверяя в судебном заседании вопрос соблюдения административными истцами срока обращения за судебной защитой, суд установилследующее.
Постановлением Правительства Пензенской области от 7 сентября 2012 г. N 645-пП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Пензенской области по состоянию на 1 января 2011 г.
Датой внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости спорных земельных участков является 19 октября 2012 г, что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости (л.д. 7-8).
На момент обращения административных истцов в суд с настоящим административным иском в государственный кадастр недвижимости результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, не внесены.
Следовательно, административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости могло быть подано Шибанковым Р.А, Копачевым А.В. в суд не позднее 19 октября 2017 г.
Между тем административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подано в областной суд 27 декабря 2017 г, т.е. с пропуском установленного законом срока. На пропуск указанного срока в качестве основания к отказу в иске имеется ссылка и в письменных возражениях Главы администрации Тамалинского района Пензенской области на административное исковое заявление.
В соответствии с ч. 7 ст. 219 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок обращения в суд может быть восстановлен судом.
Представителем административных истцов Юминым К.С. заявлено о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Рассматривая указанное заявление, суд исходит из того, что возможность по заявлению лица, участвующего в деле, восстановления процессуального срока, направлена на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников административного судопроизводства.
При оценке уважительности причин пропуска срока необходимо учитывать все конкретные обстоятельства, в том числе добросовестность заинтересованного лица, реальность сроков совершения им процессуальных действий.
В рассматриваемом случае установлено, что еще в октябре 2017 г, т.е. до истечения пятилетнего срока с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, административные истцы, полагая свое право нарушенным, предприняли действия, направленные к оспариванию кадастровой оценки земельных участков, в частности, заключили договор на проведение работ по оценке имущества (л.д. 95).
Оценивая обстоятельства пропуска административными истцами срока обращения в Пензенский областной суд с настоящим заявлением, суд принимает во внимание добросовестное поведение заявителей, принявших меры к получению отчета об оценке, необходимого в качестве обязательного документа для оспаривания в судебных органах результатов кадастровой стоимости, а также незначительность пропуска срока, и, с учетом приведенных обстоятельств, считает, что Шибанков Р.А, Копачев А.В, предъявившие настоящий административный иск, не могут быть лишены по указанным формальным основаниям права на судебную защиту посредством оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, с которой они не согласны.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным признать причины пропуска Шибанковым Р.А, Копачевым А.В. срока обращения в суд уважительными и восстановить указанный срок.
Рассматривая требования Шибанкова Р.А, Копачева А.В. по существу, суд исходит из положений пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ, в силу которого для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ). На основании части 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 7 сентября 2012 г. N 645-пП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Пензенской области" по состоянию на 1 января 2011 г. и составила: с кадастровым номером N - 902 200 руб, с кадастровым номером N - 1 113 900 руб, что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 15 ноября 2017 г. N, N (л.д. 7-8).
Исходя из изложенного, датой, по состоянию на которую должна быть определена рыночная стоимость спорных земельных участков, следует считать 1 января 2011 г.
В обоснование своих доводов о завышении установленной кадастровой стоимости земельных участков административными истцами представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков от 4 декабря 2017 г. N (далее - отчет N), подготовленный оценщиком ООО "Центр Бизнес-планирования" - ФИО8, согласно которому рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2011 г. составила: с кадастровым номером N - 229000 руб, с кадастровым номером N - 278000 руб. (л.д. 15-92).
Суд, исследовав отчет N, приходит к выводу о том, что он выполнен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, в соответствии с законодательством об оценочной деятельности и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных земельных участков.
Оценщик провел анализ рынка недвижимости, к которым относятся оцениваемые объекты, и по результатам анализа определилценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названных земельных участков. Провел подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектами оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнил необходимые корректировки цен предложений. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости названных земельных участков. В отчете объясняется выбор сравнительного подхода для определения рыночной стоимости объектов оценки и приводится обоснование отказа от применения доходного и затратного подходов.
Расчеты не содержат математических, методологических и арифметических ошибок, являются правильным. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации и копии материалов и распечаток.
Лицами, участвующими в деле, достоверность данных, содержащихся в отчете, не оспаривалась, доводов, позволяющих подвергнуть сомнению выводы оценщика, не приводилось. Вопреки требованиям части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данных об иной рыночной стоимости спорных земельных участков участвующими в деле лицами в суд не представлено.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статей 62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о достоверности итоговой величины рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2011 г, а именно: с кадастровым номером N - 229000 руб, с кадастровым номером N - 278000 руб.
При таких обстоятельствах требования Шибанкова Р.А, Копачева А.В. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости подлежат удовлетворению.
Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20. Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В данном случае Шибанков Р.А, Копачев А.В. первоначально обратились в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков 27 декабря 2017 г, следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января 2017 г.
Довод представителя административного ответчика Правительства Пензенской области о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена в соответствии с действующим законодательством, не могут быть приняты во внимание, поскольку достоверность результатов государственной кадастровой оценки земельных участков не входит в предмет проверки при рассмотрении заявления об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Доводы представителя административного ответчика Управления Росреестра по Пензенской области о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является субъектом спорных правоотношений, несостоятельны и противоречат положениям статьи 24.11 Закона об оценочной деятельности; пунктам 1 и 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457; пунктам 1, 7 Положения об Управлении Росреестра по Пензенской области, утвержденного Приказом Росреестра от 30 мая 2016 г. N П/263, согласно которым названный государственный орган осуществляет функции по государственной кадастровой оценке, а соответственно в силу части 4 статьи 38 и части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является надлежащим административным ответчиком по настоящему административному делу.
Довод представителя администрации Тамалинского района Пензенской области в письменных возражениях на административное исковое заявление о том, что установление более низкой кадастровой стоимости земельных участков приведет к уменьшению налоговой базы земельного налога, не может служить основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований, поскольку возможность установления кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости прямо предусмотрена законом.
Руководствуясь статьями 175, 177-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Шибанкова Р.А, Копачева А.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельных участков, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011 г, а именно:
- с кадастровым номером N, общей площадью 130 000 кв.м, расположенного примерно в 7 км по направлению на юго-восток от ориентира - здания администрации Каменского сельсовета, адрес ориентира: "адрес" - 229000 (двести двадцать девять тысяч) рублей;
- с кадастровым номером N, общей площадью 158 000 кв.м, расположенного примерно в 5,6 км по направлению на юг от ориентира - здания администрации Каменского сельсовета, адрес ориентира: "адрес" - 278000 (двести семьдесят восемь тысяч) рублей.
Датой подачи Шибанковым Р.А, Копачевым А.В. заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать 27 декабря 2017 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пензенского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 1 февраля 2018 г.
Судья Н.В. Гордеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.