Пензенский областной суд в составе
судьи Гордеевой Н.В,
при секретаре Юнусовой Ю.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мязитовой З.Д. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пензенской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
установил:
Мязитова З.Д. обратилась в Пензенский областной суд с административным иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пензенской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих на праве собственности объектов недвижимости, а именно:
- нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью 11105, 1 кв. м, расположенного по адресу: "адрес";
- нежилого помещения с кадастровым номером N, общей площадью 3172, 9 кв. м, расположенного по адресу: "адрес"Ж.
Требование мотивировано тем, что кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости является завышенной, не соответствует их рыночной стоимости, определенной в отчетах независимого оценщика, что в свою очередь, затрагивает права и обязанности административного истца, как плательщика налога на имущество.
Мязитова З.Д. просила установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N в равной его рыночной стоимости размере - 68627000 руб, нежилого помещения с кадастровым номером N - 13698 000 руб.
Административный истец Мязитова З.Д, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, доверив представление своих интересов Духленковой О.Н. (доверенность от 31 марта 2017 г.), которая в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представители административного ответчика - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области - Агапова Ю.С. (доверенность от 25 октября 2017 г.), а также заинтересованных лиц - Управления Росреестра по Пензенской области - Серикова В.В. (доверенность от 19 октября 2017 г.), Правительства Пензенской области по доверенности - Савельева Е.В. (доверенность от 6 октября 2017 г.), разрешение заявленных требований оставили на усмотрение суда, поддержав доводы, приведенные в письменных отзывах на административный иск.
Представитель заинтересованного лица - администрации г. Кузнецка Пензенской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежаще.
С учетом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, мнения явившихся в процесс сторон, положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определилрассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из материалов дела следует, что Мязитовой З.Д. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 11105, 1 кв. м, расположенное по адресу: "адрес";
- нежилое помещение с кадастровым номером N, общей площадью 3172, 9 кв.м, расположенное по адресу: "адрес"Ж, что подтверждается выписками из ЕГРП об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-19).
В силу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие зданиями, строениями, сооружениями, помещениями на праве собственности, признаются плательщиками налога на имущество физических лиц.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база налога на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, признаваемым объектом налогообложения.
Поскольку административный истец является собственником объектов недвижимости и на ней лежит обязанность по уплате имущественного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о том, что результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости затрагивают ее права и обязанности, следовательно, она вправе обратиться в суд с настоящим административным иском.
Кадастровая стоимость названных объектов недвижимости установлена органом кадастрового учета в соответствии с Порядком определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 18 марта 2011 г. N 113 "Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости" на основании актов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от 13 декабря 2012 г, 28 января 2015 г. и составляет - 81257349, 31 руб. и 19369951, 65 руб. соответственно, что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N N, 5800/300/17-459049 (л.д. 8-10).
Согласно данным выпискам датой определения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером N является - 15 января 2013 г, а нежилого помещения с кадастровым номером N - 28 января 2015 г.
В соответствии с частью 1 статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Исходя из изложенного, датой, по состоянию на которую должна быть определена рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами N и N является - 15 января 2013 г. и 28 января 2015 г. соответственно.
В обоснование своих доводов о завышении установленной кадастровой стоимости объектов недвижимости административный истец ФИО1 представила отчеты об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ N, N (далее - отчеты), подготовленный оценщиком ООО "Межрегиональный центр независимой оценки" - ФИО7, согласно которым рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 15 января 2013 г. составила - 68627000 руб, а нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 28 января 2015 г. - 13 698000 руб. (л.д. 44-95, 97-147).
Суд, исследовав отчеты, приходит к выводу о том, что отчеты выполнены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, в соответствии с законодательством об оценочной деятельности и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
Из содержания отчетов усматривается, что оценщиком производился осмотр объектов исследования, в отчетах приведено описание объектов исследования, их основные количественные и качественные характеристики, а также сведения о земельных участках, на которых расположены объекты оценки и расчет их рыночной стоимости сравнительным подходом.
Оценщик провел анализ рынка недвижимости, к которому относятся оцениваемые объекты, и по результатам анализа определилценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названных объектов недвижимости. Проведен подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектами оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений. Содержащиеся в отчетах сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчёте итоговой величины рыночной стоимости названных объектов недвижимости. В отчетах объясняется выбор сравнительного подхода для определения рыночной стоимости объектов оценки и приводится обоснование отказа от применения доходного и затратного подходов.
Итоговая величина рыночной стоимости спорных объектов недвижимости определена оценщиком в размере 68627000 руб. и 13698000 руб. без учета рыночной стоимости земельных участков.
Расчеты не содержат математических, методологических и арифметических ошибок, являются правильным. В отчетах присутствуют ссылки на источники используемой информации и копии материалов и распечаток.
Лицами, участвующими в деле, достоверность данных, содержащихся в отчетах, не оспаривалась, доводов, позволяющих подвергнуть сомнению выводы оценщика, не приводилось.
Доводы представителя Правительства Пензенской области о занижении рыночной стоимости спорных объектов недвижимости во внимание приняты быть не могут, поскольку вопреки требованиям части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости участвующими в деле лицами в суд не представлено.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статей 62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о достоверности итоговой величины рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 15 января 2013 г. в размере - 68627000 руб, нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 28 января 2015 г. - 13698000 руб.
При таких обстоятельствах требования Мязитовой З.Д. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере равном их рыночной стоимости подлежат удовлетворению.
Согласно положениям абзаца 5 ст. 24.20. Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В данном случае административный истец Мязитова З.Д. первоначально обратилась в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости 27 декабря 2017 г, следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января 2017 г.
Доводы административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области, приведенные в письменном отзыве на административный иск, о том, что Учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является государственным органом или органом местного самоуправления, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, несостоятельны и противоречат положениям абзаца 3 пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", согласно которому по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, в данном случае ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области, поскольку кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости была определена в порядке ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности.
Доводы представителя заинтересованного лица - Правительства Пензенской области о том, что кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости установлена в соответствии с действующим законодательством, что результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства либо законность постановления Правительства Пензенской области, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки, не оспариваются, не могут быть приняты во внимание, поскольку достоверность результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства не входит в предмет проверки при рассмотрении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Руководствуясь статьями 175, 177-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Мязитовой З.Д. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью 11105, 1 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 15 января 2013 г. в размере его рыночной стоимости - 68627000 (шестьдесят восемь миллионов шестьсот двадцать семь тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером N, общей площадью 3172, 9 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" "адрес", по состоянию на 28 января 2015 г. в размере его рыночной стоимости - 13698000 (тринадцать миллионов шестьсот девяносто восемь тысяч) рублей.
Датой подачи Мязитовой З.Д. заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости считать 27 декабря 2017 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пензенского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 2 февраля 2018 г.
Судья Н.В. Гордеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.