Пензенский областной суд в составе
председательствующего судьи Окуневой Л.А,
при секретаре Старинском А.Ю,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Ангар" к Правительству Пензенской области, Управлению Росреестра по Пензенской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ангар" (далее - ООО "Ангар") обратилось в суд с требованием к Правительству Пензенской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области (далее - Управление Росреестра по Пензенской области) об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N, общей площадью 16637 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия, расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего административному истцу на праве собственности, и земельного участка с кадастровым N, общей площадью 11048 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства производственного корпуса и административно-бытового здания, расположенного по адресу: "адрес", находящегося у административного истца в аренде.
Требование мотивировано тем, что кадастровая стоимость спорных земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, определенной в отчетах независимого оценщика, что, в свою очередь, нарушает права административного истца, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств и увеличение размера арендной платы, исчисляемых из кадастровой стоимости земельных участков.
ООО "Ангар" просило установить кадастровую стоимость земельных участков в размере равном их рыночной стоимости, а именно: с кадастровым N - 3 853 698 руб, с кадастровым N - 2 559 095 руб.
Определением Пензенского областного суда от 4 декабря 2017 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц (по инициативе суда) привлечены администрация г. Пензы, как орган местного самоуправления, на территории которого находятся земельные участки, кадастровая стоимость которых оспаривается, Управление муниципального имущества администрации г. Пензы, как арендодатель по договору аренды земельного участка с кадастровым N, а также ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области, как орган, осуществляющий функции по государственному кадастровому учету.
В связи с проведенной по делу судебной оценочной экспертизой административный истец заявленные требования уточнил и просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости 11 306 000 руб, с кадастровым N в размере его рыночной стоимости 7 775 00 руб.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "Ангар" Сергеев О.Е, действующий на основании доверенности от 8 ноября 2017 г, заявленные требования с учетом уточнений поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Правительства Пензенской области Савельева Е.В. (доверенность от 6 октября 2017 г.), разрешение уточненных требований оставила на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Пензенской области по доверенности Серикова В.В. (доверенность от 19 октября 2017 г.) разрешение уточненных требований также оставила на усмотрение суда, указав, что Управление Росреестра по Пензенской области не является субъектом спорных правоотношений.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области Агапова Ю.С. (доверенность от 25 октября 2017 г.) разрешение уточненных требований оставила на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица Управления муниципального имущества администрации г. Пензы Лизунова О.С. (доверенность от декабря 2017 г.) просила отказать в удовлетворении административного иска.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Пензы в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежаще, о причинах неявки не сообщил.
С учётом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, мнения явившихся в процесс сторон, положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определилрассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из материалов дела следует, что ООО "Ангар" является собственником земельного участка с кадастровым N, общей площадью 16637 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия, расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17 мая 2016 г. N (л.д.12).
Также установлено, что ООО "Ангар" является арендатором земельного участка с кадастровым N, общей площадью 11048 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства производственного корпуса и административно-бытового здания, расположенного по адресу: "адрес", на основании договора аренды от 16 января 2007 г. N, дополнительного соглашения к нему от 8 октября 2008 г. и договора от 17 июня 2016 г. уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка (л.д.14-26).
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Таким образом, следует признать, что административный истец вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости названных земельных участков, поскольку результатами определения кадастровой стоимости затронуты его права как собственника земельного участка с кадастровым N и плательщика земельного налога, а также арендатора земельного участка с кадастровым N, арендная плата за который определяется исходя из его кадастровой стоимости.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ). На основании части 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (часть 2 ст. 24.15 Закона об оценочной деятельности).
Кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 15 ноября 2013 г. N 850-пП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Пензенской области" по состоянию на 1 января 2012 г. в следующем размере: с кадастровым N - 23 349 031,28 руб, с кадастровым N - 15 505 205,12 руб, сведения о кадастровой стоимости указанных земельных участков внесены в реестр объектов недвижимости 29 января 2014 г, что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 23 октября 2017 г. N, N (л.д.10-11).
Исходя из изложенного, датой, по состоянию на которую должна быть определена рыночная стоимость спорных земельных участков, следует считать 1 января 2012 г.
В обоснование своих доводов о завышении установленной кадастровой стоимости земельного участка административный истец представил отчеты об оценке земельных участков от 7 июля 2017 г. N, N (далее-отчеты), подготовленные оценщиком 1 МАВ, согласно которым рыночная стоимость спорных земельных участков составила: с кадастровым номером N - 3 853 698 руб, с кадастровым N- 2 559 095 руб.
В ходе рассмотрения дела судом по ходатайству представителя административного истца назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми N по состоянию на 1 января 2012 г, проведение которой поручено эксперту-оценщику 2 АРИ (л.д.184-185).
По результатам проведенной судебной экспертизы в материалы дела представлено заключение эксперта от 17 января 2018 г. N, согласно которому рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2012 г. составила: с кадастровым N - 11 306 000 руб, с кадастровым N - 7 775 000 руб. (л.д.202-259).
Суд, проанализировав заключение эксперта, установил, что оно подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого земельного участка не является произвольным, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; заключение базируется на достоверных данных об объекте оценки, содержащих количественные и качественные характеристики оцениваемого объекта; определение рыночной стоимости в рамках использованного экспертом сравнительного подхода является мотивированным и корректным; в качестве ценообразующих факторов экспертом отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объекта сравнения; экспертом последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения.
Административный истец выводы экспертного заключения не оспаривал, на основании результатов экспертизы уточнил требования в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым N в размере его рыночной стоимости 11 306 000 руб, с кадастровым N в размере его рыночной стоимости 7 775 00 руб.
Административный ответчик, заинтересованные лица обоснованных возражений на заключение судебной оценочной экспертизы, а также доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение достоверность выводов судебной оценочной экспертизы, не представили, ходатайств о назначении повторной судебной оценочной экспертизы не заявили.
В силу предписаний статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценив экспертное заключение по правилам, установленным статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,суд соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что рыночную стоимость земельных участков надлежит установить с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта: с кадастровым N в размере 11 306 000 руб, с кадастровым N в размере 7 775 00 руб, по состоянию на 01 января 2012 г.
Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
На основании пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В данном случае административный истец первоначально обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пензенской области 30 августа 2017 г, следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января 2017 г.
Доводы представителя административного ответчика Управления Росреестра по Пензенской области о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является субъектом спорных правоотношений, несостоятельны и противоречат положениям статьи 24.11 Закона об оценочной деятельности; пунктам 1 и 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 г. N 457;пунктам 1, 7 Положения об Управлении Росреестра по Пензенской области, утвержденного Приказом Росреестра от 27 октября 2009 г. N 327, согласно которым названный государственный орган осуществляет функции по государственной кадастровой оценке, а соответственно в силу части 4 статьи 38 и части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является надлежащим административным ответчиком по настоящему административному делу.
Довод административного ответчика Правительства Пензенской области и заинтересованного лица Управления муниципального имущества администрации г. Пензы, приведенные в письменных отзывах на административный иск о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена в соответствии с действующим законодательством, не могут быть приняты во внимание, поскольку достоверность результатов государственной кадастровой оценки земельных участков не входит в предмет проверки при рассмотрении заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Довод представителя заинтересованного лица администрации г. Пензы, приведенный в письменном отзыве на иск, о том, что уменьшение кадастровой стоимости земельного участка приведет к уменьшению поступлений в местный бюджет, не может служить основанием к отказу в удовлетворении заявленных ООО "Ангар" требований, поскольку возможность установления кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, прямо предусмотрена законом.
Руководствуясь статьями 175, 177-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ООО "Ангар" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2012 г, а именно:
- с кадастровым N, общей площадью 16637 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости - 11 306 000 (одиннадцать миллионов триста шесть тысяч) рублей;
- с кадастровым N, общей площадью 11048 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства производственного корпуса и административно-бытового здания, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости - 7 775 000 (семь миллионов семьсот семьдесят пять тысяч) рублей.
Датой подачи ООО "Ангар" заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 30 августа 2017 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пензенского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 29 января 2018 г.
Судья Л.А. Окунева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.