Пензенский областной суд в составе
председательствующего судьи Окуневой Л.А,
при секретаре Будановой Н.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Зайцева С.А. к Правительству Пензенской области, Управлению Росреестра по Пензенской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
установил:
Зайцев С.А. обратился в Пензенский областной суд с административным иском к Управлению Росреестра по Пензенской области, Правительству Пензенской области об оспаривании кадастровой стоимости находящихся в собственности 4 объектов недвижимости, а именно:
- нежилого здания "данные изъяты" с кадастровым N, общей площадью 1167,6 кв.м, расположенного "адрес";
- нежилого здания "данные изъяты" с кадастровым N, общей площадью 1086,1 кв.м, расположенного по адресу: "адрес";
- нежилого здания "данные изъяты" с кадастровым N, общей площадью 1710,3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес";
- нежилого здания "данные изъяты" с кадастровым N, общей площадью 1086,1 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование заявленных требований сослался на то, что кадастровая стоимость названных объектов недвижимости является завышенной и не соответствует их рыночной стоимости, определенной в отчете независимого оценщика, что, в свою очередь, нарушает его права как плательщика налога на имущество, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости.
Просил суд установить кадастровую стоимость объектов недвижимости с кадастровым N в размере 910 000 руб, с кадастровым N - 890 000 руб, с кадастровым N - 1 240 000 руб, с кадастровым N - 940 000 руб. по состоянию на 25 июня 2012 г.
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Пензенской области по доверенности Серикова В.В. (доверенность от 19 октября 2017 г.) разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда, указав, что Управление Росреестра по Пензенской области не является субъектом спорных правоотношений.
Представитель административного ответчика Правительства Пензенской области Савельева Е.В. (доверенность от 6 октября 2017 г.) разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда, пояснив, что определение кадастровой стоимости объектов капитального строительства на территории Пензенской области проведено в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области по доверенности Агапова Ю.С. (доверенность от 25 октября 2017 г.) заявленные требования также оставила на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица администрации Маисского сельсовета Никольского района Пензенской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.
С учетом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, мнения явившихся в процесс сторон, положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определилрассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из материалов дела следует, что Зайцеву С.А. на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, а именно: нежилое здание "данные изъяты" с кадастровым N, общей площадью 1167,6 кв.м, расположенное "адрес"; нежилое здание "данные изъяты" с кадастровым N, общей площадью 1086,1 кв.м, расположенное по адресу: "адрес"; нежилое здание "данные изъяты" с кадастровым N, общей площадью 1710,3 кв.м, расположенное по адресу: "адрес"; нежилое здание "данные изъяты" с кадастровым N, общей площадью 1086,1 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 8 февраля 2016 г. N, от 3 августа 2015 г. N, от 3 августа 2015 г. N, от 3 августа 2015 г. N (л.д.9-16).
Кадастровая стоимость названных объектов недвижимости определена по состоянию на 25 июня 2012 г. в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 13 декабря 2012 г. N 898-пП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Пензенской области" и составляет для объекта недвижимости с кадастровым N - 5 548 891,57 руб, для объекта недвижимости с кадастровым N - 5 027 473,45 руб, для объекта недвижимости с кадастровым N - 6 548 877,76 руб, для объекта недвижимости с кадастровым N - 5 840 725,89 руб, что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 3 ноября 2017 г. N, N, N, N (л.д.17-24).
В силу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие зданиями, строениями, сооружениями, помещениями на праве собственности, признаются плательщиками налога на имущество физических лиц.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база налога на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, признаваемым объектом налогообложения.
Поскольку административный истец является собственником объектов недвижимости и на нем лежит обязанность по уплате имущественного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о том, что результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости затрагивают права и обязанности Зайцева С.А, следовательно, он вправе обратиться в суд с настоящим административным иском.
На основании части 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (часть 2 ст. 24.15 Закона об оценочной деятельности).
Исходя из изложенного, датой, по состоянию на которую должна быть определена рыночная стоимость спорных объектов недвижимости, следует считать 25 июня 2012 г.
В обоснование своих доводов о завышении установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости административный истец Зайцев С.А. представил отчет об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости от 30 ноября 2017 г. N и приложение к отчету "Копии документов, содержащих данные об объектах-аналогах" (далее - отчет), подготовленный оценщиком ИП Т.В.Ю, согласно которому по состоянию на 25 июня 2012 г. рыночная стоимость спорных объектов недвижимости составила: с кадастровым N - 910 000 руб, с кадастровым N - 890 000 руб, с кадастровым N - 1 240 000 руб, с кадастровым N - 940 000 руб. (л.д.25-90, 137-142).
Суд, исследовав отчет, приходит к выводу о том, что отчет выполнен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, в соответствии с законодательством об оценочной деятельности и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
Оценщик провел анализ рынка недвижимости, к которому относятся оцениваемые объекты, и по результатам анализа определилценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названных объектов недвижимости. Проведен подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектами оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчёте итоговой величины рыночной стоимости названных объектов недвижимости. В отчете объясняется выбор сравнительного подхода для определения рыночной стоимости объекта оценки и приводится обоснование отказа от применения доходного и затратного подходов. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации и копии материалов и распечаток.
В силу предписаний статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Вопреки требованиям части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данных об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости участвующими в деле лицами в суд не представлено.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статей 62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о достоверности итоговой величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости с кадастровым N в размере 910 000 руб, с кадастровым N в размере 890 000 руб, с кадастровым номером N в размере 1 240 000 руб, с кадастровым N в размере 940 000 руб. по состоянию на 25 июня 2012 г.
Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В данном случае административный истец Зайцев С.А. первоначально обратился в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости 5 декабря 2017 г,следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января 2017 г.
Доводы представителя административного ответчика Управления Росреестра по Пензенской области о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является субъектом спорных правоотношений, несостоятельны и противоречат положениям статьи 24.11 Закона об оценочной деятельности; пунктам 1 и 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457;пунктам 1, 7 Положения об Управлении Росреестра по Пензенской области, утвержденного Приказом Росреестра от 30 мая 2016 г. N П/263, согласно которым названный государственный орган осуществляет функции по государственной кадастровой оценке, а соответственно в силу части 4 статьи 38 и части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является надлежащим административным ответчиком по настоящему административному делу.
Руководствуясь статьями 175, 177-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Зайцева С.А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости по состоянию на 25 июня 2012 г, а именно:
- нежилого здания "данные изъяты" с кадастровым N, общей площадью 1167,6 кв.м, расположенного "адрес", в размере его рыночной стоимости - 910 000 (девятьсот десять тысяч) рублей;
- нежилого здания "данные изъяты" с кадастровым N, общей площадью 1086,1 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости - 890 000 (восемьсот девяносто тысяч) рублей;
- нежилого здания "данные изъяты" с кадастровым N, общей площадью 1710,3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости - 1 240 000 (один миллион двести сорок тысяч) рублей;
- нежилого здания "данные изъяты" с кадастровым N, общей площадью 1086,1 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости - 940 000 (девятьсот сорок тысяч) рублей.
Датой подачи Зайцевым С.А. заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости считать 5 декабря 2017 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пензенского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 22 января 2018 г.
Судья Л.А. Окунева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.