Судья Пензенского областного суда Крючкова Н.П., при секретаре Никулиной Н.Н., с участием прокурора Мищенко Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Пензе в здании Пензенского областного суда дело по жалобе должностного лица - главного специалиста отдела организации размещения заказов для государственных нужд Государственного учреждения Пензенского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Бояровой Е.П. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее УФАС по Пензенской области) "данные изъяты" от 10 ноября 2017 г. "данные изъяты" и решение судьи Ленинского районного суда г. Пензы от 15 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении должностного лица - главного специалиста отдела организации размещения заказов для государственных нужд Государственного учреждения Пензенского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Бояровой Е.П.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя УФАС по Пензенской области "данные изъяты". от 10 ноября 2017 г. "данные изъяты" должностное лицо - главный специалист отдела организации размещения заказов для государственных нужд Государственного учреждения Пензенского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Боярова Е.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, должностное лицо - главный специалист отдела организации размещения заказов для государственных нужд Государственного учреждения Пензенского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Боярова Е.П. обратилась с жалобой в Ленинский районный суд г. Пензы, в которой содержалась просьба об отмене вышеуказанного постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью совершенного деяния.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Пензы от 15 декабря 2017 года постановление заместителя руководителя УФАС по Пензенской области "данные изъяты" от 10 ноября 2017 г. "данные изъяты" оставлено без изменения, жалоба должностного лица - главного специалиста отдела организации размещения заказов для государственных нужд Государственного учреждения Пензенского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Бояровой Е.П. оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с вышеуказанными процессуальными актами, должностное лицо - главный специалист отдела организации размещения заказов для государственных нужд Государственного учреждения Пензенского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Боярова Е.П. подала жалобу в Пензенский областной суд, в которой просила вышеуказанные процессуальные акты отменить, указав, что выявленное нарушение допущено ею по причине невнимательности, отсутствия опыта работы, выполнения значительного объема работы одновременно.
Податель жалобы указывает в ней, что административное правонарушение допущено в связи с технической ошибкой; установленные условия допуска не повлияли на исполнение контрактов по закупочным процедурам; все контракты исполнены в установленный срок; каких-либо финансовых и иных потерь при исполнении контрактов не было; нарушение не причинило существенного вреда охраняемым общественным отношениям и не повлекло негативных последствий.
В жалобе заявитель указывает, что штраф в сумме 15 000 рублей для неё является слишком суровым наказанием, просит признать правонарушение малозначительным, ограничиться устным замечанием.
В судебном заседании должностное лицо - главный специалист отдела организации размещения заказов для государственных нужд Государственного учреждения Пензенского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Боярова Е.П, её защитник Володин В.А. доводы жалобы поддержали, просили жалобу удовлетворить в полном объеме, обжалуемые процессуальные акты отменить ввиду малозначительности.
Представитель УФАС по Пензенской области по доверенности Хохлова М.В. доводы жалобы не признала, просила в удовлетворении жалобы отказать, обжалуемые процессуальные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения должностного лица - главного специалиста отдела организации размещения заказов для государственных нужд Государственного учреждения Пензенского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Бояровой Е.П, объяснения представителя УФАС по Пензенской области по доверенности Хохловой М.В, заслушав заключение прокурора Мищенко Н.В, полагавшей обжалуемые процессуальные акты оставить без изменения, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 пунктом 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
В силу ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 48 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" N 44-ФЗ от 05 апреля 2013 года (далее Закон о контрактной системе) под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу частей 3 и 4 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно приказу Министерства экономического развития РФ "Об условиях допусков товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 25 марта 2014 года N 155 (далее - Приказ N 155), определены условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, указанных в прилагаемой таблице.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2015 года N 102 утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, изделия санитарно-гигиенические - абсорбирующее белье (подгузники, пеленки)
В силу части 1 статьи 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (статья 2.4 КоАП РФ).
Оставляя постановление заместителя руководителя УФАС по Пензенской области "данные изъяты". от 10 ноября 2017 г. "данные изъяты" без изменения, судья районного суда установили обоснованно исходил из того, что 20 октября 2017 года прокуратурой Ленинского района г. Пензы проведена проверка соблюдения действующего законодательства при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд Пензенским региональным отделением Фонда социального страхования РФ.
В ходе проверки установлено, что главным специалистом отдела организации размещения заказов для государственных нужд Государственного учреждения Пензенского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Бояровой Е.П. допущены нарушения, выразившиеся в размещении должностным лицом заказчика в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, подлежащих размещению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 20 октября 2017 года.
Правонарушение выразилось в том, что 17 февраля 2017 года в единой информационной системе ГУ Пензенского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на официальном сайте размещено извещение "данные изъяты" о проведении электронного аукциона на поставку инвалидам подгузников, в котором установлены ограничения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05 февраля 2015 года N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Данное ограничение содержится в документации об электронном аукционе (п 3.3 Информационной карты).
Извещение о проведении закупки "данные изъяты" было размещено в единой информационной системе в нарушение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд отделением Фонда, поскольку в нём были установлены преимущества участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с Приказом N 155 - 15%.
Согласно Приказу N 155 предлагаемый к поставке товар (подгузники) с кодом ОКПД 2 17.22.12.130 отсутствует в таблице, в соответствии с которой применяются положения указанного Приказа.
Документация об электронном аукционе данное преимущество не содержит.
Таким образом, должностным лицом заказчика главным специалистом отдела организации размещения заказов для государственных нужд Государственного учреждения Пензенского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Бояровой Е.П. в нарушение п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе подготовлено и размещено извещение о проведении закупки (электронного аукциона) "данные изъяты", противоречащее документации об электронном аукционе.
Аналогичные нарушения допущены указанным должностным лицом при размещении в единой информационной системе извещений о проведении закупок (электронных аукционов): N "данные изъяты" размещено 17 февраля 2017 года, "данные изъяты" размещено 27 февраля 2017 года, "данные изъяты" размещено 27 февраля 2017 года, "данные изъяты" размещено 27 февраля 2017 года, "данные изъяты" размещено 07 марта 2017 года, "данные изъяты" размещено 07 марта 2017 года, "данные изъяты" размещено 07 марта 2017 года, что является нарушением частей 3 и 4 ст. 14, п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, приказа Министерства экономического развития РФ N 155 от 25 марта 2014 года
"Об условиях допусков товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 года N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Ответственным за подготовку и размещение в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте РФ вышеуказанных извещений является главный специалист отдела организации размещения заказов для государственных нужд Государственного учреждения Пензенского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Боярова Е.П.
Факт совершения правонарушения подтвержден материалами дела об административном правонарушении "данные изъяты", актом проверки исполнения требований действующего законодательства при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд от 20 октября 2017 года, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 20 октября 2017 года, объяснениями Бояровой Е.П, в которых она не отрицала факта совершения ею административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
Действия должностного лица - главного специалиста отдела организации размещения заказов для государственных нужд Государственного учреждения Пензенского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Бояровой Е.П. по ч. 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ должностным лицомадминистративного органа квалифицированы правильно.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей назначено обоснованно, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
Довод жалобы должностного лица - главного специалиста отдела организации размещения заказов для государственных нужд Государственного учреждения Пензенского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Бояровой Е.П. о малозначительности данного правонарушения не принимаю во внимание, поскольку как должностным лицом административного органа, так и судьей районного суда правильно сделан вывод об отсутствии оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку нарушения Закона о контрактной системе не могут быть признаны малозначительными, так как посягают на установленный государством механизм осуществления государственного контроля за исполнением контрактов для государственных и муниципальных нужд.
Ответственность за данное административное правонарушение законодатель не связывает с наступлением каких-либо конкретных вредных последствий охраняемым правоотношениям и степенью их тяжести.
Нарушение требований закона при размещении извещений о проведении электронного аукциона в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе, создает существенную угрозу охраняемым государством общественным отношениям и в рассматриваемом случае заключается в пренебрежительном отношении Бояровой Е.П. к исполнению требований законодательства РФ.
Бояровой Е.П. в связи с занимаемой ею должностью и полномочиями должно было быть известно о последствиях совершаемых ею действий, но мер по недопущению и предотвращению нарушений законодательства о контрактной системе ею принято не было.
С учетом изложенного, поскольку малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае, применительно ко всем обстоятельствам дела, то оснований для переоценки выводов как должностного лица административного органа, так и судьи районного суда не усматриваю.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение законно постановленных постановления и решения.
Нарушений как процессуальных, так и материальных норм законодательства при рассмотрении дела об административном правонарушении по делу не допущено.
Таким образом, считаю, что основания для отмены, либо изменения постановления заместителя руководителя УФАС по Пензенской области "данные изъяты" от 10 ноября 2017 г. "данные изъяты" и решения судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 15 декабря 2017 года отсутствуют.
В связи с чем, постановление заместителя руководителя УФАС по Пензенской области "данные изъяты". от 10 ноября 2017 г. "данные изъяты" и решение судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 15 декабря 2017 года следует оставить без изменения, жалобу должностного лица - главного специалиста отдела организации размещения заказов для государственных нужд Государственного учреждения Пензенского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Бояровой Е.П. следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь п.1 ч. 1 ст.30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья областного суда
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя УФАС по Пензенской области "данные изъяты". от 10 ноября 2017 г. "данные изъяты" и решение судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 15 декабря 2017 года оставить без изменения, жалобу должностного лица - главного специалиста отдела организации размещения заказов для государственных нужд Государственного учреждения Пензенского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Бояровой Е.П. оставить без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.