Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Меньшова С.В,
судей Безгиновой Л.А, Осиповой И.Г,
с участием секретаря судебного заседания Вяхиревой И.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истцов Порохина И.Ю. и Порохиной Е.С. на решение Минераловодского городского суда от 17 октября 2017 года,
по иску Порохина И.Ю. и Порохиной Е.С, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Порохина В.И. и Порохина И.И, к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении факта постоянного проживания в жилом помещении, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и обязании включить в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации,
заслушав доклад судьи Меньшова С.В,
УСТАНОВИЛА:
Порохин И.Ю. и Порохина Е.С, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних Порохина В.И. и Порохина И.И, обратились в суд с иском к администрации Минераловодского городского округ и Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, в котором просили установить юридический факт их постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу:.., признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей из-за обильных дождей и наводнения на территории чрезвычайной ситуации в с.Гражданское Минераловодского района, возложить обязанности на администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края включить их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, возникшей из-за обильных дождей и наводнения на территории чрезвычайной ситуации в с.Гражданское Минераловодского района в период с 24 мая 2017 года.
Обжалуемым решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 17 октября 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объёме.
В апелляционной жалобе истцы Порохин И.Ю. и Порохина Е.С. просят решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на неправильность произведённой судом первой инстанции правовой оценки обстоятельств дела.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав присутствующих в судебном заседании лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к их удовлетворению не нашла.
Из материалов дела следует, что жилое помещение - жилой дом, площадью 29,6 кв.м, литер "А", этажность 1, имеющий кадастровый номер.., а также земельный участок площадью 3 000 кв.м, назначение - земли населённых пунктов - под личное подсобное хозяйство, расположенные по адресу:.., принадлежит на праве собственности Арушанян С.Р, что подтверждается свидетельствами о регистрации права от 05 мая 2012 года, а также сведениями Управления Федеральной службы государственное регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в лице Минераловодского территориального отдела, и делом правоустанавливающих документов на жилой дом.
Порохин И.Ю. является супругом Порохиной Е.С, что подтверждается свидетельством о заключении брака от 16 июля 2011 года, а несовершеннолетние Порохин В.И. и Порохин И.И. их детьми, что подтверждается свидетельствами об их рождении от 04 апреля 2012 года от 12мая 2015 года (л.д. 19, 51, 52).
Истцы Порохин И.Ю, Порохина Е.С. и их несовершеннолетние дети Порохин В.И. и Порохин И.И. членами семьи собственника жилого дома Арушанян С.Р, расположенного по вышеуказанному адресу, не являются, что они подтвердили в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции.
По данным домовой книги на указанный жилой дом, а также сведениям ОМВД России по Минераловодскому району от 08 сентября 2017 года и данным паспортов Порохина И.Ю. и Порохиной Е.С, истцы Порохин И.Ю, Порохина Е.С. и их несовершеннолетние дети Порохин В.И. и Порохин И.И. зарегистрированы в указанном жилом доме по месту жительства с 11 августа 2017, то есть после возникновения чрезвычайной ситуации, имевшей место в мае 2017 года в Минераловодском городском округе (л.д. 36-46).
На момент чрезвычайной ситуации истец Порохин И.Ю. был зарегистрирован по месту жительства в.., а истец Порохина Е.С. и их несовершеннолетние дети Порохин В.И. и ПорохинН.И. в...
Согласно справке МБУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Минераловодского городского округа Ставропольского края" N 21-01-42057 от 18 августа 2017 года, Порохина Е.С. имеет состав семьи: супруга Порохина И.Ю, сыновей Порохина В.И. и Порохина И.И. (л.д. 12).
В соответствии с предварительным договором купли-продажи недвижимости от 28 сентября 2016 года, заключённого между Арушанян С.Р. (продавец) и Порохиной Е.С. (покупатель), покупатель обязуется заключить основной договор купли-продажи объекта: жилой дом и земельный участок, находящиеся по адресу:.., стоимостью 800 000 рублей, в срок до 01 сентября 2017года, и расписки от 28 сентября 2016 года о получении денежных средств по нему в размере 800000 рублей (л.д. 17-18).
Согласно акту о проживании от 13 июня 2017 года, Порохина Е.С, Порохин И.Ю. с детьми Порохиным В.И. и Порохиным И.И. проживают по адресу:.., с 20 ноября 2014 года по настоящее время (л.д. 32).
Ии акта обследования имущества, утверждённого главой Минераловодского городского округа и согласованного начальником Управления общественной безопасности администрации Минераловодского городского округа 30 мая 2017 года, следует, что жилой дом, расположенный по адресу:.., указан как пострадавший в результате чрезвычайной ситуации, в качестве членов семьи пострадавшего (совместно проживающих) указаны: Порохина Е.С, Порохин И.Ю. (муж), сыновья Порохин В.И, Порохин И.И, в перечне пострадавшего имущества указаны: стол 3 штуки, шкаф 4 штуки, холодильник 1 штука, кровать 1 штука, котёл 1 штука, диван 2 штуки, ковры 2 штуки, кухонный уголок 1 штука, кухонная мойка 1 штука, повреждены полы, вода в доме 25 см, степень повреждения имущества - полная. Собственник утраченного имущества в акте не указан (л.д. 11).
Постановлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 27 июля 2017 года N 1910 утверждён перечень домовладений на территории Минераловодского городского округа, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, произошедшей 24 мая 2017 года, в который вошло вышеуказанное домовладение.
Указанные обстоятельства правильно установлены судом первой инстанции и подтверждаются надлежащими доказательствами по делу.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришёл к выводу, что истцы Порохин И.Ю, Порохина Е.С. и их несовершеннолетние дети Порохин И.И. и Порохин В.И, не являются собственниками пострадавшего жилого помещения и не являются членами семьи собственника пострадавшего жилого помещения (Арушанян С.Р.), зарегистрированы по месту жительства в другом жилом помещении, в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учётом представленных сторонами доказательств, оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при правильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В развитие указанных конституционных положений статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (подпункт 5 пункта 2).
Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Этим законом предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (пункт 1 статьи 18).
При этом названный Закон не конкретизирует условия и объём подлежащего возмещению ущерба, а в пункте 2 статьи 18 регламентирует, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Государственной Думой Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 10 апреля 2006 года N 19-кз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны" (далее - Закон N 19-кз), целью которого согласно статье 2, является социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, для поддержания уровня их жизни, улучшения социально-экономического положения.
В силу пункта 6 части 2 статьи 4 Закона, мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10 000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50 000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100000рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.
В целях реализации этого закона приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13 февраля 2012 года N 95 утверждён Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, а также членам семьи (супруге, супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае. Согласно пункту 2 указанного Порядка, единовременные денежные выплаты осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для указанных средств.
Единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края (пункт 3 Порядка).
Для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014года N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
На основании Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются бюджетные ассигнования для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека, а также на оказание гражданам финансовой помощи, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 000 рублей на человека).
Постановлением Правительства Ставропольского края от 25 июля 2017года N 287-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Ставропольского края от 02 июня 2006 года N 84-П "О мерах по реализации Закона Ставропольского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной Войны", которое вступило в силу на следующий день после дня его официального опубликования (опубликовано 27 июля 2017 года на официальном интернет - портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru), то есть с 28 июля 2017 года, и распространяется на правоотношения, возникшие с 20 мая 2017 года, в Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, в части осуществления им единовременных денежных выплат, утвержденный Постановлением Правительства Ставропольского края от 25 июля 2017 года N287-п внесены изменения, согласно которым право на получение единовременных денежных выплат имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на день введения режима чрезвычайной ситуации межмуниципального и регионального характера в населенном пункте Ставропольского края, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации в Ставропольском крае, жилые помещения которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации, а имущество первой необходимости, находившееся на момент чрезвычайной ситуации в пострадавшем жилом помещении, частично или полностью утрачено (далее соответственно - пострадавшие граждане, жилые помещения). Единовременные денежные выплаты пострадавшим гражданам за утраченное имущество первой необходимости выплачиваются либо в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, либо в связи с полной утратой имущества первой необходимости (пункт 3).
В целях реализации Порядка факт постоянного проживания пострадавших граждан в жилых помещениях подтверждается их регистрацией по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства - вступившим в законную силу решением суда об установлении факта их постоянного проживания в жилых помещениях (пункт 4).
В настоящее время действуют Методические рекомендации МЧС России от 03 октября 2014 года N 2-4-87-24-7 по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий, содержащие закрытый перечень имущества первой необходимости, утраченного в результате чрезвычайной ситуации (далее - Методические рекомендации). Согласно главе 2 Методических рекомендаций к имуществу первой необходимости относятся: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для подержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями. Под утратой имущества понимается приведение имущества в состояние непригодное для использования в результате чрезвычайной ситуации.
Порядок подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий утвержден Приказом МЧС России от 29 августа 2014 года N 470 (далее - Порядок N 470), согласно пункту 7 которого на основании заявлений граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение единовременной материальной помощи и (или) получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, утратой имущества в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, составленных по форме согласно приложению N 9 к Правилам, после сверки сведений, указанных в заявлениях, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина, органом местного самоуправления подготавливаются списки граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в соответствии с приложениями N 10 и N 12 к Правилам, подписываются главой местной администрации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. Акт подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.
Обязательными условиями для признания за гражданином права на получение единовременной материальной и финансовой помощи (компенсации) как пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и утратившим имуществом первой необходимости является установление совокупности следующих юридически значимых фактов: постоянного проживания лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации, а также установление факта полной или частичной утраты гражданином имущества. Совокупность вышеприведенных условий является основанием для включения лица в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и признания за лицом права на указанные выплаты.
В соответствии с протоколом заседания постоянно действующей рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации межрегионального и федерального характера от 26 мая 2017 года N 1 обстановка, сложившаяся в результате возникновения дождевых паводков в мае 2017 года на территории Ставропольского края признана чрезвычайной ситуацией федерального характера.
Продолжительными ливневыми дождями и подъемом уровня воды в реке Кума на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края в ночь с 23 по 24 мая 2017 года произошло подтопление дворовых участков и нанесен значительный материальный ущерб жителям, в связи с чем постановлением администрации Минераловодского городского округа от 24мая 2017 года N 1216 с 10 часов 00 минут24 мая 2017 года введён режим чрезвычайной ситуации на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края.
Законом Ставропольского края от 28 мая 2015 года N 51-кз "О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Минераловодского муниципального района Ставропольского края (Минераловодского территориального муниципального образования Ставропольского края), и об организации местного самоуправления на территории Минераловодского района Ставропольского края", утвержден перечень населенных пунктов, входящих в состав территории Минераловодского городского округа, в число которых входит и село Гражданское.
По смыслу Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014года N 110, Закона Ставропольского края от 10 апреля 2006 года N 19-кз и Постановления Правительства Ставропольского края от 02 июня 2006 года N 84-п (в редакции Постановления Правительства Ставропольского края от 25июля 2017 года N287-п) к пострадавшим гражданам, имеющим право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации отнесены граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на день введения режима чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, которые пострадали в результате чрезвычайной ситуации, и утратившие имущество первой необходимости, находившееся на момент чрезвычайной ситуации в пострадавшем жилом помещении, частично или полностью утрачено. К таким гражданам относятся собственники жилых помещений, а также члены их семей (супруга (супруг), дети, родители, лица, находящиеся на иждивении) при условии наличия у них постоянного проживания в жилом помещении расположенном в зоне чрезвычайной ситуации. В случае регистрации собственником жилого помещения в пострадавшем жилом доме по месту жительства иных лиц, они как постоянно проживающие в жилом помещении, также вправе претендовать на получение указанных выплат.
Материалами дела установлено, что истцы были вселены в 2014 года в жилое помещение по адресу:.., как наниматели жилого помещения по устной договоренности, с условием об уплате ими коммунальных платежей, с последующим приобретением в собственность данного жилого помещения.
В 2014 году Арушанян С.Р. была передана денежная сумма в размере 500000 рублей от истцов, а в 2016 году между нею и истцом Порохиной Е.С. заключен предварительный договор купли-продажи указанного жилого помещения с условием о его покупке в будущем, с уплатой ей денежных средств в сумме 300000 рублей и составлением расписки на сумму 800000рублей
Основной договор купли-продажи не был заключён, в связи с наложением на жилой дом ареста ввиду наличия у неисполненных кредитных обязательств в сумме 58 000 рублей.
По смыслу пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.
В силу абзаца 8 статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Абзац 7 статьи 2 указанного Закона предусмотрено, что местом пребывания являются гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
В соответствии со статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии со статьей 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением.
Из положений статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учётом требований, установленных гражданским законодательством.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством собственник жилого помещения может использовать принадлежащую ему квартиру для собственного проживания и проживания членов его семьи, а также может предоставлять ее во владение и пользование иным лицам по предусмотренным законом и договором соглашениям.
В соответствии со статьёй 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения, а в силу статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации договор может быть заключён в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определённая форма.
Согласно пункту 1 статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Наличие обязательной письменной формы для данного вида договора законом не предусмотрено, однако предоставление жилого помещения по договору безвозмездного найма носит исключительно временный характер.
Положениями пункта 1 статьи 671 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Пунктом 1 статьи 674 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязательная письменная форма для договора найма жилого помещения.
Согласно пункту 1 статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка в письменной форме должна быть совершена путём составления документа, выражающего её содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
Вместе с тем, несоблюдение письменной формы договора найма жилого помещения, предусмотренной статьей 674 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу положений статьи 162 Гражданского кодекса Российской Федерации не влечет недействительность такого договора.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 162 этого же кодекса несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства. В случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе пояснения истцов Порохиной Е.С, Порохина И.Ю. и третьего лица АрушанянС.Р, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что проживание истцов в жилом доме по адресу:.., на момент чрезвычайной ситуации, не носило постоянного характера.
Безвозмездное пользование жилым помещением по устной договоренности с собственником жилого помещения в силу правовой природы договора безвозмездного пользования носит временный характер, и само по себе не может являться основанием для вывода о постоянном проживании истцов в жилом помещении на условиях безвозмездного пользования.
Договор найма жилого помещения истцами с собственником жилого помещения в установленном порядке (в письменной форме) не заключался и в ходе судебного разбирательства факт его заключения надлежащими доказательствами не доказан.
Каких-либо письменных доказательств заключения между истцами Порохиным И.Ю. и Порохиной Е.С. с собственником вышеуказанного жилого дома Арушанян С.Р. договора найма данного жилого помещения в материалы дела не представлено.
Свидетельские показания в силу пунктов 1 и 2 статьи 162 Гражданского кодекса Российской Федерации не могут быть признаны доказательствами заключения договора найма жилого помещения.
Истцы не приобрели в установленном законом порядке жилищных прав в отношении жилого дома, расположенного по адресу:.., как наниматели жилого помещения.
Длительность проживания в спорном жилом помещении также не свидетельствует о наличии отношений найма и приобретении права пользования жилым домом в установленном законом порядке на условиях договора найма.
Предоставление жилого помещения во временное пользование без соблюдения порядка предоставления жилого помещения и проживание в нём в течение нескольких лет не могут рассматриваться как предоставление жилья по договору найма жилого помещения и не порождают автоматически право пользования занимаемым жилым помещением, равно как и не свидетельствуют о постоянном проживании истцов в спорном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации.
Более того, в отсутствие заключённого в письменном виде договора найма жилого помещения, срок договора найма жилого помещения в соответствии с требованиями статьи 683 Гражданского кодекса Российской Федерации не был определён, в связи с чем, он не мог превышать более пяти лет, что также исключает возможность установления факта постоянного проживания истцов в спорном жилом доме.
Собственник жилого помещения до момента чрезвычайной ситуации не зарегистрировал истцов по месту жительства в указанном жилом помещении, как нанимателей жилого помещения, тем самым не определяя принадлежащее ему жилое помещение как место постоянного проживания истцов, и наложение ареста на жилой дом в силу норм действующего законодательства препятствием к этому не являлось.
Регистрация истцов в указанно жилом доме произведена уже после возникновения чрезвычайной ситуации, - 11 августа 2017 года.
С учётом вышеизложенных норм права, доказательств, имеющихся в материалах дела и показаний свидетелей, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что на момент введения режима чрезвычайной ситуации, а именно 24 мая 2017 истцы не имели каких-либо прав в отношении жилого дома, расположенного по адресу:.., попавшего в зону чрезвычайной ситуации, и характер их пребывания в указанном жилом помещении не являлся постоянным, что является обязательным условием для признания за гражданами права на получение единовременной материальной и финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости.
Отсутствие у истцов каких-либо жилищных прав в отношении вышеуказанного жилого дома и временный характер их пребывания в пострадавшем жилом помещении не позволяют суду считать их собственниками имущества, утраченного в указанном жилом помещении, при том, что каких-либо доказательств обратного истцами в материалы дела не представлено, в то время как одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости является установление факта утраты им указанного имущества в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации.
Заключение между истцом Порохиной Е.С. и собственником жилого дома Арушанян С.Р. предварительного договора купли-продажи недвижимости от 28сентября 2016 года, предметом которого является приобретение ПорохинойЕ.С. в будущем вышеуказанного жилого дома и земельного участка, не опровергает вышеуказанных обстоятельств и не свидетельствует о постоянном характере проживания истцов в пострадавшем жилом доме и утрате ими имущества первой необходимости, находящего в указанном жилом доме, поскольку предметом предварительного договора является обязательство сторон по поводу заключения в будущем основного договора, а не обязательство в отношении недвижимого имущества. Заключение предварительного договора обуславливает возникновение у договаривающихся сторон обязанности заключить основной договор на условиях, оговоренных в предварительном соглашении. Заключение предварительного договора не может повлечь перехода права собственности на недвижимое имущество (данная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01 июня 2011 гола).
Предварительный договор купли-продажи недвижимости от 28 сентября 2016 года не содержит каких-либо условий относительно оснований проживания истцов в жилом помещении до заключения основного договора купли-продажи и возникновении у них каких-либо прав, в том числе права пользования жилым помещением до заключения сделки купли-продажи.
Согласно представленным истцом распискам в получении документов на государственную регистрации, сделка купли-продажи между Порохиной Е.С. и Арушанян С.Р. сдана на государственную регистрацию перехода права собственности только 05 октября 2017 года, то есть уже после чрезвычайной ситуации, имевшей место в мае 2017 года и по истечении срока заключения основного договора купли-продажи, указанного в предварительном договоре купли-продажи недвижимости.
При установленных по делу обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности истцами факта постоянного проживания в жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, имевшей место в мае 2017 года и утраты ими принадлежащего им имущества первой необходимости, находящего в указанном жилом помещении, что исключает возможность признания их пострадавшими в результате указанной чрезвычайной ситуации и признания за ними права на получение единовременной материальной и финансовой помощи, в связи с полной утратой имущества первой необходимости.
При таких обстоятельствах, суд пришёл к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований об установлении факта проживания, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 17октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов Порохина И.Ю. и Порохиной Е.С. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.