Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Киселева Г.В.,
судей Медведевой Д.С, Шурловой Л.А,
при секретаре Павловой Н.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истцов Сивокозова Д.А. и Сивокозовой Е.А, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетней Сивокозовой П.Д.
на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 17 октября 2017 года
по иску Сивокозова Д.А, Сивокозовой Е.А, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней С.П.Д. к Администрации Минераловодского городского округа и Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении юридического факта постоянного проживания, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей из-за обильных дождей и наводнения на территории ЧС в Минераловодском районе и включении в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации,
заслушав доклад судьи Медведевой Д.С,
установила:
Сивокозов ДА, Сивокозова ЕА, действующая от своего имени, а также в интересах несовершеннолетней С.П.Д. обратились в суд с настоящим иском указывая, что они обратились в администрацию Минераловодского городского округа с заявлением о включении их в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества, так как дом, в котором они проживали, оказался в зоне ЧС.
Согласно Акту обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате обильных дождевых осадков и резкого подъема уровня рек в Минераловодском округе в мае 2017 года от 8.05.2017г. истцы были признаны пострадавшими и нуждающимися в оказании единовременной и материальной финансовой помощи в связи с полной утратой имущества.
После обращения в администрацию, истцам выдан отказ во включении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, так как они не зарегистрированы по месту жительства по адресу, попавшему в зону затопления, по адресу: Минераловодский район,...
Истцам было предложено обращаться в суд для установления факта проживания и о признании права на получение единовременной материальной и финансовой помощи. Факт проживания истцов по указанному адресу подтверждается документами. Установление судом юридического факта постоянного проживания в указанном помещении на момент ЧС позволит признать истцов пострадавшими и получить выплату соответствующей помощи в размерах, установленных законодательством.
Просят суд установить юридический факт постоянного проживания Сивокозова Д.А, Сивокозовой Е.А, несовершеннолетней С. П.Д. в жилом помещении, расположенном по адресу:...
Признать Сивокозова Д.А, Сивокозову Е.А, С.П. Д. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории чрезвычайной ситуации на территории в п.Первомайском в период с 24 мая 2017г.
Обязать администрацию Минераловодского городского округа включить Сивокозова Д.А, Сивокозову Е.А, С.П.Д. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате наводнения.
Обратить решение к немедленному исполнению.
Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 17 октября 2017 года в удовлетворении исковых требований Сивокозова Д.А, Сивокозовой Е.А, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней С.П.Д. к Администрации Минераловодского городского округа, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении юридического факта постоянного проживания Сивокозова Д.А, Сивокозовой Е.А, С.П.Д. в жилом помещении, расположенном по адресу:... ; признании Сивокозова Дмитрия Анатольевича, Сивокозовой Е.А, Сивокозовой П.Д. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории чрезвычайной ситуации на территории... в период с 24 мая 2017г.; возложении обязанности на администрацию Минераловодского городского округа о включении Сивокозова Д. А, Сивокозовой Е.А, С.П.Д. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации; об обращении решения к немедленному исполнению - отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истцы Сивокозов Д.А. и Сивокозова Е.А, действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетней С.П.Д. просят отменить решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 17 октября 2017 года, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Просят обратить внимание на то, что других жилых помещений, кроме помещения, пострадавшего в результате майских паводков, у них нет. Помещения, в которых зарегистрированы истцы им на праве собственности не принадлежат, они в них не проживают, принадлежащие им вещи в данных помещениях отсутствуют.
В судебном заседании истцы Сивокозов Д.А. и Сивокозова Е.А. поддержали апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, просили решение суда первой инстанции отменить.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени, дне и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, каких-либо ходатайств от них в Ставропольский краевой суд не поступало.
Исходя из принципа диспозитивности сторон, согласно которому стороны самостоятельно распоряжаются своими правами и обязанностями, осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе (ст. ст. 1, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также исходя из принципа состязательности, суд вправе разрешить спор в отсутствие стороны, извещенной о времени и месте судебного заседания, и не представившей доказательства отсутствия в судебном заседании по уважительной причине.
С учетом данных обстоятельств судебная коллегия в силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам абзаца 1 части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований для его отмены исходя из следующего.
Суд первой инстанции в ходе рассмотрения спора по существу и судебная коллегия при проверке правильности решения суда первой инстанции установили, что собственником земельного участка и нежилого здания - садового домика площадью 32,7 кв.м, расположенных по адресу:.., является Сивокозов Д.А, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 08.08.2011г.
Указанный земельный участок, площадью 494 кв.м, местоположение которого обозначено выше, имеет назначение: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: выращивание плодово-овощной продукции.
Факт постоянного проживания Сивокозова Д.А. и членов его семьи: супруги-Сивокозовой Е.А. и несовершеннолетней дочери- С.П.Д. в садовом домике расположенном по адресу:... подтверждается материалами дела.
Доказательств того, что данный садовый домик признан в установленном законом порядке жилым помещением, суду не представлено.
Одновременно судом первой инстанции установлено, что Сивокозова Е.А. зарегистрирована по ул.... в г. Минеральные Воды с 24.05.1995г, Сивокозов Д.А. -по ул... в г.Минеральные Воды с 20.09.1997г, С.П.Д. зарегистрированной по месту жительства на территории Ставропольского края не значится.
Вместе с тем, постоянно в указанных жилых помещениях истцы не проживают, что подтверждается соответствующими актами, имеющимися в материалах рассматриваемого дела.
На праве собственности жилых помещений не имеют.
Согласно сообщению ГБУЗ СК "Минераловодская РБ" от 25.09.2017г, от 26.09.2017г, Сивокозов Д.А. прикреплен к медицинскому обслуживанию в ГБУЗ СК "Минераловодская РБ" с 14.02.2014г. по месту регистрации: г.Минеральные Воды, ул....
Сивокозова Е.А. к медицинскому обслуживанию в ГБУЗ СК "Минераловодская РБ" не прикреплена.
По информации в системе "КСАМУ" несовершеннолетняя С.П.Д. зарегистрирована и проживает по адресу: г.Минеральные Воды, ул..., история развития ребенка (амбулаторная карта) в детской городской поликлинике и в Амбулатории п.Первомайский отсутствует, и вероятно находится на руках у родителей.
Кроме того, установлено, что продолжительными ливневыми дождями и подъемом уровня воды в реке Кума на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края в ночь с 23 по 24 мая 2017 года произошло подтопление дворовых участков и нанесен значительный материальный ущерб жителям, в связи с чем, постановлением администрации Минераловодского городского округа от 24.05.2017 N 1216 с 10 час. 00 мин. 24.05.2017 введен режим чрезвычайной ситуации на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края.
Законом Ставропольского края от 28.05.2015 N 51-кз "О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Минераловодского муниципального района Ставропольского края (Минераловодского территориального муниципального образования Ставропольского края), и об организации местного самоуправления на территории Минераловодского района Ставропольского края", утвержден перечень населенных пунктов, входящих в состав территории Минераловодского городского округа, в число которых входит пос...
Садовое товарищество... в пос... Минераловодского городского округа Ставропольского края было включено в Перечень домовладений, расположенных на территории Минераловодского городского округа, оказавшихся в зоне чрезвычайно ситуации, который был утвержден Постановлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 27.07.2017 г. N 1910.
Согласно справке Первомайского территориального отдела по работе с населением от 29.05.2017г, садовый дом, принадлежащий Сивокозову Д.А, расположенный по адресу: Минераловодский район, п.., СТ.., участок 216, находился в зоне чрезвычайной ситуации.
Согласно акту обследования имущества, поврежденного (разрушенного) в результате обильных дождевых осадков и резкого подъема уровня рек на территории Минераловодского городского округа в пос... от 28.05.2017 г, по адресу: Минераловодский городской округ, пос... в котором указаны перечень пострадавшего имущества и степень повреждения имущества - полная.
Справка ГБУСО "Минераловодский центр социального обслуживания населения" от 16.10.2017г, подтверждает, что Сивокозов Д.А, проживающий по адресу:.., получал продуктовую, вещевую помощь и товары первой необходимости в указанном учреждении 29.05.2017г. и 04.06.2017г..
Согласно сообщению Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 19.09.2017г, по вопросу осуществления единовременных денежных выплат, пострадавшим гражданам в результате чрезвычайной ситуации Сивокозов Д.А, Сивокозова Е.А, Сивокозова П.Д, а также иные граждане, проживающие по адресу:... не значатся. Выплата единовременных денежных выплат указанным гражданам министерством не производилась.
Истцы обратились в администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края за включением их в списки граждан, нуждающимся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей 24.05.2017 в Минераловодском городском округе Ставропольского края.
Письмами администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 09.06.2017 N 10а-10/1552 и N 10а-10/1551 им отказано во включении в списки граждан, нуждающимся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате указанной чрезвычайной ситуации с указанием на то, что граждане, у которых отсутствуют необходимые документы, подтверждающие право на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства, отсутствие правоустанавливающих документов на жилое помещение), включаются в списки на основании принятых судебных решений.
Вышеизложенное, послужило основанием для обращения Сивокозовой Е.А. и Сивокозова Д.А. в суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В развитие указанных конституционных положений, статья 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (пп. 5 п. 2).
Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Этим законом предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (п. 1 ст. 18).
При этом названный Закон не конкретизирует условия и объем подлежащего возмещению ущерба, а в п. 2 ст. 18 регламентирует, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, а также решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены в силу подпунктов "а" и "л" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68- ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанных выше нормативных предписаний Государственной Думой Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 10 апреля 2006 года N 19-кз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны", целью которого согласно его ст. 2, является социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, для поддержания уровня их жизни, улучшения социально-экономического положения.
В силу пункта 6 части 2 статьи 4 Закона N 19-кз, мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10 000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50 000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100 000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.
В целях реализации этого закона приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13 февраля 2012 года N 95 утвержден Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, а также членам семьи (супруге, супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае".
Согласно пункту 2 указанного Порядка, единовременные денежные выплаты осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для выделения указанных средств.
Единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края (п. 3 Порядка).
В соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 25.07.2017 года N 287-п, которым разработан порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае в части осуществления им единовременных денежных выплат, единовременные денежные выплаты предоставляются в следующих размерах:
10 тыс. рублей на человека - единовременная материальная помощь;
50 тыс. рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости;
100 тыс. рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости (далее - единовременные денежные выплаты) (п.2).
Право на получение единовременных денежных выплат имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на день введения режима чрезвычайной ситуации межмуниципального и регионального характера в населенном пункте Ставропольского края, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации в Ставропольском крае, жилые помещения которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации, а имущество первой необходимости, находившееся на момент чрезвычайной ситуации в пострадавшем жилом помещении, частично или полностью утрачено (далее соответственно - пострадавшие граждане, жилые помещения). Единовременные денежные выплаты пострадавшим гражданам за утраченное имущество первой необходимости выплачиваются либо в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, либо в связи с полной утратой имущества первой необходимости (п.3).
К имуществу первой необходимости для целей настоящего Порядка относится набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, стул, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), стиральная машина, водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, технические средства реабилитации и медицинские изделия лиц с ограниченными возможностями здоровья (п.6).
Под утратой имущества понимается приведение имущества в состояние непригодное для использования в результате чрезвычайной ситуации.
Распоряжением Губернатора Ставропольского края от 24 мая 2017 года N 344-р "О введении на территории Ставропольского края режима чрезвычайной ситуации" в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края введен режим чрезвычайной ситуации чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Законодательством РФ определено, что является жилым помещением, а также порядок оформления регистрации по месту жительства должностными лицами, ответственными за регистрацию.
Согласно статье 15 ЖК РФ жилым помещением, являющимся объектом жилищных прав, признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
В соответствии с пунктом 2 статьи 288 ГК РФ жилые помещения предназначены для проживания граждан.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с абзацем 1 статьи 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации (абзац 2 статьи 3 указанного Закона).
Согласно абзацу 4 статьи 2 названного Закона, регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
Согласно абзацу 8 статьи 2 данного Закона под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Под местом пребывания понимается - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
При этом согласно статье 3 указанного Закон в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В силу вышеприведенных норм права, гражданин может быть зарегистрирован по месту жительства только в жилом помещении.
Следовательно, и установление в судебном порядке факта постоянного проживания возможно только в жилом помещении.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Законодатель, раскрывая содержание понятия "садовый земельный участок", определяет его целевое назначение и одновременно, указывая на право возведения жилого строения, предопределяет тем самым и целевое использование этого строения.
Вместе с тем, жилые дома функционально предназначены для постоянного проживания граждан. Именно пригодность к проживанию в течение всех сезонов, а не только в летнее время, отличает жилое помещение от садового, предназначенного для отдыха, временного пребывания. Статус жилого помещение приобретает только с момента соответствующей регистрации в качестве такового в регистрирующем органе.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2008 N 7-П, абзац второй статьи 1 указанного Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.
Таким образом, строение в садовом товариществе должно отвечать ряду условий: а) располагаться на садовом земельном участке, который находится в черте населенного пункта; б) быть признано жилым строением, пригодным для постоянного проживания.
Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что до внесения соответствующих изменений в Федеральное законодательство, субъекты Российской Федерации вправе в опережающем порядке осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органы местного самоуправления - утвердить правила землепользования и застройки.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобой гражданина А.В. Воробьева" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации абзац 2 статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в той части, в какой им исключается возможность регистрации граждан по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания и расположены на садовых земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением, являющимся объектом жилищных прав, признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Частью 3 указанной статьи определено, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения. Согласно ч. 1 ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается пригодным для проживания, установлены Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (далее - Положение).
Согласно п. 7 указанного Постановления уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
В соответствии с п. п. 47 - 52 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания.
По окончании работы комиссия составляет заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
При администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 распоряжением от 16.03.2016 N 105-р создана межведомственная комиссия о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции на территории Минераловодского городского округа.
В материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения истцом Сивокозовым Д.А, являющегося собственником садового домика, расположенного по адресу:.., установленного Положением порядка признания помещения пригодным для проживания, обращения его в установленном порядке с заявлением о проведении оценки соответствия помещения установленным требованиям для признания его жилым и пригодности для проживания, на что обоснованно обращено внимание суда первой инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела.
Поскольку на момент затопления садовый дом не был в установленном порядке признан жилым помещением, пригодным для постоянного проживания граждан, то есть не имел статуса жилого дома, оснований для признания за истцами права на получение компенсаций, установленных законом для лиц, постоянно проживающих в жилых помещениях, попавших в зону подтопления не имеется. С данным выводом суда первой инстанции соглашается и судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда.
Представленные истцами в обоснование заявленных требований доказательства, которым дана оценка выше, в силу статьи 60 ГПК РФ не могут быть признаны надлежащими доказательствами существования жилого дома, расположенного по адресу:.., поскольку, как правильно указано в обжалуемом истцами решении суда, с учетом установленных по делу обстоятельств доказательством существования жилого дома по указанному адресу может являться решение межведомственной комиссии о признании принадлежащего истцу садового домика по указанному адресу пригодным для проживания (о переводе садового домика как нежилого строения в жилое) либо судебный акт, которым отрицательное заключение межведомственной комиссии по данному вопросу признано незаконным, либо сведения из Единого государственного реестра недвижимости о существовании жилого дома как объекта недвижимости по указанному адресу.
Поскольку садовый домик является нежилым помещением, доводы истцов о постоянном проживании их в садовом доме и наличии доказательств, подтверждающих повреждение имущества первой необходимости, находящееся в этом доме, при установленных по делу обстоятельствах правового значения не имеют, на что обоснованно обратил внимание суд первой инстанции.
Ввиду недоказанности истцами наличия основания для установления факта их постоянного проживания в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации, и, соответственно, утраты ими имущества первой необходимости (полной утраты), находящегося в этом жилом помещении, у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного, обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
В целом, апелляционная жалоба содержит в себе доводы, повторяющие правовую позицию, изложенную истцами в суде первой инстанции и свидетельствует о неверном понимании ими норм материального права.
Суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, представленные сторонами доказательства оценены судом в строгом соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства, исковые требования разрешены в соответствии с нормами материального права, процессуальных нарушений не допущено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене принятого судом решения.
При рассмотрении данного дела нарушений либо неправильного применения норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ влекут отмену решения суда в апелляционном порядке, судом первой инстанции не допущено.
При таком положении оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда подлежит оставлению без изменения как законное и обоснованное.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 17 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.