Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Быстрова О.В.,
судей Ситьковой О.Н. и Тепловой Т.В,
при секретаре судебного заседания Павловой Н.В,
рассмотрев в апелляционном порядке в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Цыгельского С.А.
на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 26 октября 2017 г,
по гражданскому делу по иску Цыгельского С.А, Цыгельской Т.Н, Цыгельского С.С, Цыгельского Д.С. к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении юридического факта владения и пользования Цыгельским С.А. на праве собственности жилым домом, об установлении юридического факта постоянного проживания в жилом помещении пострадавшем в результате наводнения; признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации; возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате наводнения,
заслушав доклад судьи Быстрова О.В.
УСТАНОВИЛА:
Цыгельский С.А, Цыгельская Т.Н, Цыгельский С.С, Цыгельский Д.С. обратились в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указали, что администрация Минераловодского округа Ставропольского края отказала им в удовлетворении заявления о включении в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате наводнения в мае 2017 г. в селе Левокумка со ссылкой на отсутствие правоустанавливающих документов на жилой дом, отсутствие регистрации по месту жительства: "адрес", рекомендовав обратиться в суд для признания факта постоянного проживания по указанному адресу, попавшему в зону затопления.
Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 26.10.2017 г. в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец Цыгельский С.А. просил решение суда отменить, указав на нарушение судом норм материального и процессуального права. Считает что судом дана неверная оценка обстоятельствам, имеющим значение для дела, ссылаясь на то, что в деле достаточно письменных доказательств, подтверждающих факт проживания в пострадавшем доме.
В судебное заседание истцы не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены путем заблаговременного направления адресату по почте судебного извещения, сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика не признавшего требования жалобы, просившего решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Как подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, истец Цыгельский С.А. на период чрезвычайной ситуации в мае 2017 г. являлся собственником земельного участка и незавершенного строительством объекта - жилого дома, готовностью 12% по адресу: "адрес".
Из выписки из ЕГРН от 02.10.2017 г, следует, что по указанному адресу в настоящее время зарегистрирован жилой дом, дата государственной регистрации - 25.08.2017 г.
Суд первой инстанции отказывая в удовлетворении иска, обоснованно пришел к выводу о том, что поскольку на период чрезвычайной ситуации в мае 2017 г. дом по "адрес" в "адрес" не имел статус жилого дома, соответственно установить факт владения и пользования на праве собственности, на день объявления режима чрезвычайной ситуации, указанным жилым домом, не представляется возможным.
Согласно справке отдела по вопросам миграции отдела МВД России по Минераловодскому городскому округу от 05.10.2017 г, копии паспортов истцов с отметками следует, что они на период ЧС значились зарегистрированными по "адрес", а с 03.10.2017 г. значатся зарегистрированными по месту жительства по "адрес".
Суд правильно пришел к выводу, что совокупность исследованных доказательств в их взаимосвязи с пояснениями истцов, показаниями свидетелей может свидетельствовать о факте осуществления собственником и членами его семьи различных работ в неоконченном строительством доме на период до чрезвычайной ситуации, что обуславливает необходимость постоянного пребывания истца и членов его семьи на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, однако, для наступления правовых последствий в виде возникновений права на получение единовременной материальной и финансовой помощи (компенсации) является установление факта постоянного проживания в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации, а также установление факта полной или частичной утраты гражданином имущества, находившемся в жилом помещении.
Как следует из материалов дела, строение по адресу "адрес", в котором истцы просят установить факт их постоянного проживания, на период чрезвычайной ситуации в мае 2017 г. не имело статуса жилого помещения.
При таких обстоятельствах, установление юридического факта проживания в нежилом строении, правовых последствий в виде возникновения права на получение единовременной материальной и финансовой помощи, не повлечет.
В силу правил ст. ст. 56, 57 ГПК РФ, истцом Цыгельским С.А, как собственником строения, доказательств того, что в период с 2010 г. и до 24.05.2017 г. принимались меры по введению жилого дома в эксплуатацию, по надлежащему оформлению прав собственности на построенный жилой дом, в материалы дела не представлено.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь нормами права регулирующими спорные правоотношения, обоснованно пришел к выводу, что меры социальной поддержки, на которую претендуют истцы, предоставляются гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, однако, согласно сведений из ЕГРН от 02.10.2017 г, у истца Цыгельского С.А. в собственности имеется иное жилое помещение, не попавшее в зону ЧС, по адресу: "адрес", в котором истцы зарегистрированы по месту жительства, т.е. своей регистрацией они признавали место своего жительства по сказанному адресу.
Так же из выписки из ЕГРН следует, что у истцов Цыгельской Т.Н. и Цыгельского С.С. в долевой собственности имеется квартира по адресу: "адрес". Данные жилые помещения не попали в зону ЧС, и в них так же имеются предметы первой необходимости. То есть, в условиях состязательного процесса истцы не представили суду доказательств полной утраты предметов первой необходимости.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Государственной Думой Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 10.04.2006 г. N 19-кз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны", целью которого согласно его ст.2 является социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, для поддержания уровня их жизни, улучшения социально-экономического положения.
В силу пункта 6 части 2 статьи 4 Закона N 19-кз, мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10 000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50 000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100 000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.
В целях реализации этого закона приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13.02.2012 г. N 95 утвержден Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, а также членам семьи (супруге, супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае".
Согласно пункту 2 указанного Порядка, единовременные денежные выплаты осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для выделения указанных средств.
На основании п. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (утв. постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 г. N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий"), установлено два разных вида помощи: пп. "г" оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; пп. "д" оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчёта за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края (п. 3 Порядка).
В соответствии с гл. 2 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (утв. МЧС России 03.10.2014 г. N 2-4-87-24-7), к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
Под утратой имущества (имущества первой необходимости) понимается приведение имущества (имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для использования, в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями.
При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
В соответствии с ч.1 ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Исходя из положений ст.2 указанного Закона местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В подтверждение факта постоянного проживания по адресу "адрес" истцами представлены в качестве доказательств:
- разрешение на строительство индивидуального жилого дома по "адрес" в "адрес";
- договор купли - продажи незавершенного строительством жилого "адрес"% готовности и земельного участка по "адрес" в "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной регистрации права от 12.03.2008 г,
- уведомление об открытии лицевого счёта по оплате коммунальных услуг по казанному адресу, технические условия N 185 на постоянное электроснабжение объекта от 19.03.2008 г.; технический отчет испытания электрооборудования и акт о технологическом присоединении электроустановок к электросетям ЦЭС Ставропольэнерго" от 25.03.2008 г, выданный ООО "Ростехсервис"; акт допуска в эксплуатацию электроустановки от 01.04.2008 г, выданный управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по СК; договор энергоснабжения электрической энергией (для бытовых потребителей) N 1220 от 12.04.2008 г, акт от 25.03.2010 г. ООО "Предприятие Спецработ"; проект на газификацию жилого дома; договор на техническое обслуживание газопровода и газового оборудования и аварийно - диспетчерское обеспечение N 31171 от 25.03.2010 г.; договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 26.03.2010 г.; акт приема в эксплуатацию бытового газового счетчика населения от 26.03.2010 г.; контрольный лист при вводе в эксплуатацию жилого дома; проект филиала ГУП "Ставрополькрайводоканал" Минераловодский "Водоканал"; договор на оказание услуг (выполнение работ) N 653 от 18.09.2012 г. и N 1456 от 13.10.2012 г. ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", квитанции об оплате коммунальных услуг; технический план здания, выполненный кадастровым инженером Лебедевым А.А, на основании договора на выполнение кадастровых работ N 28 от 02.05.2017 г.; выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 26.08.2017 г,
- справка ООО "МУП ЖКХ" о составе семьи Цыгельских от 26.06.2017 г.;
-выписка из похозяйственной книги, выданная 01.08.2017 г. Левокумским территориальным отделом по работе с населением управления по делам территорий администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края о том, что Цыгельский С.А. является собственником домовладения по "адрес" в "адрес" на основании плана задания от 26.07.2017 г.;
-выписки и справки из амбулатории "адрес" ГБУЗ СК "Минераловодская районная больница", справка из школы N "адрес", постановление о назначении административного наказания Цыгельской Т.Н. по ч.1 ст.5.35 КоАП РФ, в которых место жительства истцов значится по "адрес" в "адрес";
- акт о проживании истцов по "адрес" в "адрес" и акт о непроживании по "адрес".
Согласно акту администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 30.05.2017 г, в результате наводнения 24.05.2017 г. в жилом помещении по адресу: "адрес" пострадала летняя кухня, дом, диван, холодильник, шкафы. В этом акте также указано, что собственником имущества является ФИО11 С.А.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что поскольку на период наводнения истцы не были зарегистрированы по месту жительства по адресу: "адрес", а у возведенного на земельном участке, принадлежащем истцу Цыгельскому С.А. объекта недвижимости отсутствует статус жилого помещения, то есть, строение, в котором проживали истцы, не было признано жилым строением на период чрезвычайной ситуации, то право постоянного проживания в нём в смысле жилищного законодательства исключается, и данное нежилое здание не может быть признано местом их постоянного жительства. Поэтому установление факта проживания истцов в нежилом строении не порождает для них тех правовых последствий, которые установлены законодателем для оказания помощи в результате чрезвычайных ситуаций путем предоставления мер социальной поддержки в случаях частичной или полной траты имущества первой необходимости в жилых помещениях.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 26 октября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.