Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Мясникова А.А,
судей Бостанова Ш.А. и Горкуна В.Н,
при секретаре Фатневой Т.Е,
с участием:
истца Саврай А.А,
представителя Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края Дубининой Н.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Саврай А.А, поданную на решение Петровского районного суда Ставропольского края от 24 октября 2017 года по гражданскому делу по иску Саврай... к администрации города Светлоград Петровского района Ставропольского края и Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании пострадавшим и включении в список пострадавших от чрезвычайной ситуации природного характера,
заслушав доклад судьи Бостанова Ш.А,
УСТАНОВИЛА:
Саврай А.А. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что в результате чрезвычайной ситуации природного характера, связанной с интенсивными дождями и наводнением, произошедшем на территории города Светлограда 26.05.2017 года, жилой дом, в котором он проживает совместно со своей семьёй, расположенный по адресу: Ставропольский край, Петровский район, город Светлоград, ул..., оказался в зоне подтопления. В результате чрезвычайной ситуации, вызванной резким подъёмом воды в русле реки Калаус у него было утрачено имущество первой необходимости. Администрацией муниципального образования город Светлоград Петровского района Ставропольского края было направлено уведомление об отказе во включении его домовладения в зону подтопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной резким подъёмом воды в русле реки Калаус до катастрофического уровня 26.05.2017 года.
Просил: включить в зону подтопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной резким подъёмом воды в русле реки Калаус до катастрофического уровня 26.05.2017 года, домовладение расположенное по адресу: Ставропольский край, Петровский район, город Светлоград, ул.... признать его - Саврай А.А. пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера на территории города Светлограда Петровского района Ставропольского края; признать за ним - Саврай А.А. право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей, как лицом, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации; возложить на администрацию города Светлоград Петровского района Ставропольского края и Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края обязанность включить его - Саврай А.А, в список лиц на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей - как лицо, пострадавшее в результате чрезвычайной ситуации из резервного фонда Правительства Ставропольского края; возложить на администрацию города Светлоград Петровского района Ставропольского края и Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края обязанность включить его - Саврай А.А, в список лиц на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей - как лицо, пострадавшее в результате чрезвычайной ситуации из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в мае 2017 года на территории Ставропольского края; признать за ним - Саврай А.А, право на получение единовременной материальной (финансовой) помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично, утраченное имущество - 50 000 рублей на человека, как лицам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации; возложить на администрацию города Светлоград Петровского района Ставропольского края и Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края обязанность включить его Саврай А.А, в список лиц на получение единовременной материальной (финансовой) помощи в размере 50 000 рублей - как лицам, частично утратившему имуществу первой необходимости из резервного фонда Правительства Ставропольского края; возложить на администрацию города Светлоград Петровского района Ставропольского края и Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края обязанность включить его - Саврай А.А, в список лиц на получение единовременной материальной (финансовой) помощи в размере 50 000 рублей - как лицам, частично утратившему имуществу первой необходимости резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в мае 2017 года на территории Ставропольского края, решение суда обратить к немедленному исполнению.
24 октября 2017 года решением Петровского районного суда Ставропольского края в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Саврай А.А, повторяя доводы искового заявления, просит решение суда отменить и удовлетворить иск в полном объеме. Утверждает, что не включение его домовладения в границы зоны подтопления является пробелом в работе администрации муниципального образования. Судом не дана надлежащая оценка показаниям свидетелей и другим доказательствам, свидетельствующим о том, что он пострадал в результате паводка. О факте не включения его в списки пострадавших, стало известно истцу только в сентябре 2017 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что Саврай А.А. с 19.12.2014 года зарегистрирован по месту жительства, по адресу: город Светлоград, ул....
Истец не является собственником указанных жилого помещения и земельного участка.
Жилой дом площадью 162,7 кв.м. с кадастровым номером 26:08:040501:79 и земельный участок из земель насланных пунктов для индивидуального жилищного строительства площадью 1198 кв.м. с кадастровым номером 26:08:040501:5, расположенные по адресу: Ставропольский край, Петровский район, город Светлоград, ул.... ", на праве собственности принадлежат Савченко В.М.
На основании распоряжения Губернатора Ставропольского края от 24 мая 2017 года N 344-р "О введении на территории Ставропольского края режима чрезвычайной ситуации", Постановления администрации Петровского муниципального района от 23 мая 2017 года N336 "О введении режима чрезвычайной ситуации функционирования Петровского районного звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", и Постановления главы города Светлограда Петровского района Ставропольского края от 26 мая 2017 года N343 "О введении режима чрезвычайной ситуации функционирования нештатных аварийно-спасательных формирований коммунально-технических служб муниципального образования город Светлоград Петровского района Ставропольского края" в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок в период времени с 23 мая 2017 года по 26 мая 2017 года был введен режим чрезвычайной ситуации.
Согласно Постановления администрации города Светлограда Петровского района Ставропольского края от 27 мая 2017 года N344, с учетом внесенных в него изменений постановлением N359 от 31.05.2017 года, постановлением N 391 от 07.06.2017 года, постановлением N468 от 26.06.2017 года в результате чрезвычайной ситуации была подтоплена паводковыми водами часть жилых домов, расположенных на территории города Светлограда Петровского района Ставропольского края.
Домовладение истца, расположенное по улице... " города Светлограда, в котором проживает истец, в указанный список не включено, как и все домовладения на улице... города Светлограда.
02.10.2017 года Саврай А.А. обратился в администрацию города Светлограда Петровского района Ставропольского края с заявлением о включении его домовладения в зону подтопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной резким подъёмом воды в русле реки Калаус до катастрофического уровня 26.05.2017 года, а его в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
Согласно сообщения администрации города Светлограда от 06.10.2017 года N01/1970 Саврай А.А. отказано во включении домовладения по адресу: город Светлоград,... в границы зоны подтопления паводковыми водами в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории города Светлограда 26.05.2017 года, поскольку по пришествию длительного времени, утрачены следы, свидетельствующие о том, что домовладение находилось в зоне подтопления.
Согласно приложения к распоряжению администрации города Светлограда, состав рабочих групп для проведения подворового обхода домовладений, расположенных на затепленной паводковыми водами территорий города Светлограда Петровского района Ставропольского края, на улицу... города Светлограда не направлялся.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что определение границ зоны затопления (подтопления) в силу действующего законодательства относится к полномочиям органа местного самоуправления. Правовой акт органа местного самоуправления об установлении границ затопления (подтопления) истцом не оспорен. Кроме того, доказательств того, что подтопление жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: город Светлоград, ул.... ", было вызвано чрезвычайной ситуацией, не представлено, как не представлено и достоверных доказательств подтверждающих обращение Саврай А.А. о включении его домовладения в зону подтопления, которое последовало лишь спустя более 04 месяцев с момента возникновения чрезвычайной ситуации, когда утрачены следы, свидетельствующие о том, что домовладение находилось в зоне подтопления.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ).
Общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяет Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Подпунктом "л" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ отнесено принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам РФ в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 указанного Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов РФ принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам РФ в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, формируются на основании заявлений пострадавших граждан; документов, подтверждающих регистрацию пострадавших граждан по месту жительства в жилых домах, квартирах, находящихся на первых этажах многоквартирных домов и поврежденных в результате чрезвычайной ситуации; актов обследования жилых домов, квартир, находящихся на первых этажах многоквартирных домов и поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, составленных комиссией, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований.
Таким образом, право на компенсационные выплаты пострадавшим может быть признано за гражданами, которые в момент возникновения чрезвычайной ситуации были зарегистрированы по месту жительства в жилых домах, квартирах, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, что должно быть подтверждено соответствующими актами обследования.
Наличие права на получение единовременной материальной помощи поставлено в зависимость от проживания в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации, а в рассматриваемом случае судом установлено, что жилой дом, в котором проживает истец не вошел в границы зоны подтопления, при этом достаточных доказательств обратного истцом не предоставлено.
Определение границ зоны затопления (подтопления) в силу действующего законодательства относится к полномочиям органа местного самоуправления. Правовой акт, принятый администрацией города Светлограда Петровского района Ставропольского края в пределах своей компетенции является действующим, жилой дом, в котором проживает истец указанным постановлением в границы зоны затопления (подтопления) не включен.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к повторению правовой позиции истца, изложенной в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Таким образом, суд первой инстанции правильно установилвсе необходимые для разрешения дела обстоятельства с надлежащей их оценкой. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и основаны на исследованных материалах дела. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петровского районного суда Ставропольского края от 24 октября 2017 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.