Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Мясникова А.А,
судей Чернышовой Н.И, Бостанова Ш.А,
при секретаре Будаговой И.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Резеповой Е.А.
на решение Петровского районного суда Ставропольского края от 10 октября 2017 года
по исковому заявлению Министерства строительства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края к Мучкину А.И. о взыскании неосновательного обогащения в размере незаконно полученной единовременной денежной выплаты,
заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.
УСТАНОВИЛА:
Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края обратилось в Петровский районный суд Ставропольского края с исковым заявлением к Мучкину А.И. о взыскании неосновательного обогащения в размере незаконно полученной единовременной денежной выплаты, указав, что в 2016 году министерством строительства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края (далее - министерство) ответчику Мучкину А.И, как гражданину, уволенному с военной службы, за счет средств федерального бюджета была предоставлена единовременная денежная выплата на приобретение жилого помещения в размере 1 455 840 рублей.
Указанная выплата произведена министерством в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 (далее - программа, подпрограмма).
Обеспечение жильем указанной категории граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" (далее - ФЗ N 76), постановлением Правительства Ставропольского края от 07 июля 2011 г. N 259-п "Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенным с военной службы, членам их семей, членам погибших (умерших) военнослужащих" (далее - постановление N 259-п, порядок), а также согласно Порядку формирования и ведения сводного списка некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, утвержденному приказом министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 13 июля 2011 г. N 187.
На основании ч. 2.1 ст. 15 ФЗ N 76 Мучкин А.И. в качестве формы обеспечения жилым помещением выбрал единовременную денежную выплату, которая и предоставлена ему министерством.
Однако после осуществления министерством платежа выявлена излишне перечисленная Мучкину А.И. выплата в размере 459 668 рублей. Незаконность получения ответчиком части единовременной денежной выплаты подтверждается следующими обстоятельствами.
Согласно выписке из Единого Государственного Реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 08.02.2016 года 00-00- 4001/5006/2016-6040 Мучкиной Т.Н, супруге ответчика, принадлежала 1/2 доля в праве общей долевой собственности в квартире, общей площадью 34,1 кв.м, право собственности Мучкиной Т.Н. на которую прекращено 18.01.2013 года.
Наличие данной собственности не учтено министерством при расчете размера денежной выплаты ответчику, что привело к получению им денежной выплаты в размере большем, чем предусмотрено действующим законодательством.
В соответствии с п. 16.2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" при расчете единовременной выплаты учитывается наличие собственности, отчужденной гражданином не менее чем за 5 лет, предшествующих получению единовременной выплаты.
Таким образом, при составе семьи 3 человека, расчет единовременной выплаты должен быть произведен следующим образом: (3 чел. х 18 кв.м. - 17,05 кв.м. (1/2 доли в праве Мучкиной Т.Н.)) х 26 960 руб. (установленная стоимость 1 кв.м, жилья) = 996 172 рубля.
Министерством ответчику перечислена единовременная денежная выплата в размере 1 455 840 рублей, что подтверждается договором купли-продажи квартиры от 01.11.2016 года, а также платежным поручением от 17.11.2016 года N 32326.
Следовательно, Мучкину А.И. излишне перечислена единовременная денежная выплата в размере 459 668 рублей, что привело к неосновательному обогащению ответчика на указанную сумму.
В связи с данными обстоятельствами неосновательное обогащение ответчика причинило ущерб бюджету Ставропольского края, а также нарушило права граждан, полностью соответствующим условиям подпрограммы, однако вынужденных ждать своей очереди более длительное время из-за недостатка денежных средств для предоставления им единовременных денежных выплат.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Причем указанные правила применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В порядке досудебного урегулирования спора письмом от 29.06.2017 года N 01-10/8163 министерство уведомило Мучкина А.И. о необходимости вернуть незаконно полученную часть единовременной денежной выплаты, однако от добровольного ее возврата ответчик отказался.
Просит суд взыскать с Мучкина А.И. часть незаконно полученной единовременной денежной выплаты в размере 459 668 рублей.
Решением Петровского районного суда Ставропольского края от 10 октября 2017 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Резепов Е.А. просит решение отменить, указала, что судом необоснованно указано, что министерство неоднократно проверяло учетное дело ответчика и располагало информацией об имеющемся жилом помещении у Мучкиной Т.И. Между тем, министерство не уполномочено проверять учетные дела граждан перед предоставлением им социальных выплат. Знать о наличии жилого помещения министерство могло только на основании официального уведомления администрацией г.Светлограда, однако доказательств направления администрацией такой информации в материалах дела нет.
В возражениях на жалобу Мучкин А.И. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители Министерства строительства и архитектуры СК и администрации г. Светлограда, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении судебного заседания в суд апелляционной инстанции не направили, доказательств уважительности причины неявки не представили.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, выслушав Мучкина А.И, его представителя Размыслович О.В, полагавших решение законное, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
В соответствии со ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Федеральный закон N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" в статье 2 предусматривает, что порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные п. 2.1 ст. 15 и ст. 15.1 Федерального закона от N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона), распространяются на следующие категории граждан, которые были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации:1) граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; 2) граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
В силу положений ч. 1, 2 ст. 3 Федерального закона N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона) и статье 2 настоящего Федерального закона жилыми помещениями: предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; предоставление жилого помещения по договору социального найма; предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 8.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьи 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76 ФЗ "О статусе военнослужащих" распространяются на граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет.
Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 3 ФЗ от 8.12.2010 N342-ФЗ).
Постановлением Правительства Ставропольского края от 07.07.2011 N 259-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенных с военной службы, членам их семей, членам семей погибших (умерших) военнослужащих.
Согласно пункту 6 Порядка Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края с учетом размера субвенции, поступившей из федерального бюджета в бюджет Ставропольского края в течение 30 календарных дней со дня ее поступления в бюджет Ставропольского края, на основании сводного списка формирует и утверждает в разрезе муниципальных районов и городских округов Ставропольского края список граждан, обеспечение жилыми помещениями которых планируется осуществить в текущем финансовом году, исходя из даты принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления края, а также требований пункта 3 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", и в течение 10 рабочих дней со дня утверждения данного списка уведомляет об этом включенных в него граждан. Уведомления выдаются гражданам под роспись либо высылаются по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Разделом V Правил предусмотрено, что единовременная денежная выплата предоставляется гражданам в счет: 1) оплаты приобретаемого на основании договора купли -продажи (участия в долевом строительстве) жилого помещения; 2) оплаты расходов по строительству объекта индивидуального жилищного строительства.
Размерединовременнойденежнойвыплатыопределяетсяминистерствомисходя из норматива общей площади жилого помещения, определяемого Правительством Российской Федерации, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещений поСтавропольскому краю, установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на дату предоставления единовременной денежной выплаты.
Министерство в течение 10 рабочих дней со дня представления проекта договора купли-продажи (участия в долевом строительстве) жилого помещения рассматривает его и в случае соответствия законодательству Российской Федерации договор купли -продажи (участия в долевомстроительстве) жилого помещения подписывается уполномоченным на это должностным лицом министерства и передается гражданам для его подписания и дальнейшей. регистрации права собственностинаприобретенное (построенное) жилое помещение.
Единовременная денежная выплата в счет оплаты приобретаемого гражданами жилого помещения предоставляется министерством путем ее перечисления продавцу жилого помещения, являющемуся стороной заключенного между гражданином, министерством и продавцом жилого помещения договоракупли-продажи жилого помещения, после регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество, подтверждаемого свидетельством о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество, или застройщику жилого помещения на основании заключенного между гражданином, министерством и застройщиком жилого помещения договора участия в долевомстроительстве жилого помещения, зарегистрированного в органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Единовременная денежная выплата в счет оплаты расходов по строительству объекта индивидуального жилищного строительства предоставляется гражданам министерством путем ее перечисления на счет юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица, осуществляющего строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
Единовременная денежная выплата считается предоставленной гражданам с даты перечисления министерством средств федерального бюджета в счетоплатыприобретенногожилого помещения по договорукупли-продажи (участия в долевом строительстве), оплаты расходов по строительствуобъекта индивидуального жилищногостроительства.
Как следует из материалов дела А.И. Мучкин обращался в Промышленный районный суд г. Ставрополя с иском к Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края о взыскании единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. В ходе судебного рассмотрения указанного искового заявления, ответчиком в суд был представлен расчет суммы субсидии на которую имеет право А.И. Мучкин. Судом ответчику, по просьбе представителя, предоставлено время для добровольного исполнения заявленных А.И. Мучкиным исковых требований. В связи с тем, что в установленный судом срок ответчик перечислил денежные средства в размере, заявленном в ходе судебного заседания, А.И. Мучкин отказался от исковых требований. Определением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 01.12.2016 г. производство по иску А.И. Мучкина прекращено в связи с добровольным исполнением ответчиком заявленных истцом требований.
Согласно материалам дела, 17.11.2016 г. министерством строительства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края ответчику Мучкину А.И, как гражданину, уволенному с военной службы, за счет средств федерального бюджета произведена единовременная денежная выплата на приобретение жилого помещения в размере 1 455 840 рублей, что подтверждается договором купли-продажи квартиры от 01.11.2016 года, а также платежным поручением от 17.11.2016 года N 32326; определением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 01.12.2016 г. о прекращении производства по делу по иск Мучкина А.И. к Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края о взыскании единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Указанная выплата произведена министерством в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050.
Как указано выше обеспечение жильем указанной категории граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", постановлением Правительства Ставропольского края от 07 июля 2011 г. N 259-п "Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенным с военной службы, членам их семей, членам погибших (умерших) военнослужащих", а также согласно Порядку формирования и ведения сводного списка некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, утвержденному приказом министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 13 июля 2011 г. N 187.
В соответствии с п. 16.2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" при расчете единовременной выплаты учитывается наличие собственности, отчужденной гражданином не менее чем за 5 лет, предшествующих получению единовременной выплаты.
Принимая решение об отказе истцу в иске, суд первой инстанции исходил из недоказанности истцом наличия неосновательного обогащения со стороны ответчика, указав, что по смыслу п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации неосновательным обогащением признается имущество, приобретенное или сбереженное за счет другого лица (потерпевшего) без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.
Следовательно, приобретение любого имущественного блага либо получение выгоды при наличии к тому правового основания не образует состава неосновательного обогащения.
С указанным доводом судебная коллегия не соглашается.
Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса (п. 1).
В силу ст. 1103 ГК РФ положения о неосновательном обогащении подлежат применению к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Из названной нормы права следует, что неосновательным обогащением следует считать не то, что исполнено в силу обязательства, а лишь то, что получено стороной в связи с этим обязательством и явно выходит за рамки его содержания.
Согласно п. 4 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
По смыслу данной нормы, не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения денежная сумма, предоставленная во исполнение несуществующего обязательства.
Судом установлено, что ответчику надлежало выплатить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в меньшем размере.
При таких обстоятельствах, когда обязанность по выплате единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения исполнена в большем размере, чем было необходимо, излишне выплаченная сумма подлежала возврату как неосновательное обогащение, а положения ст. 1109 ГК РФ применены судом необоснованно.
Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Суд первой инстанции указывает основанием для невозврата Мучкиным А.И. неосновательного обогащения признание получение выплаты как меры социальной поддержки.
Судебная коллегия не соглашается и с данным выводом, поскольку единовременная денежная выплата предоставляется на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", Федеральным законом от 27.05.1998 N 76 ФЗ "О статусе военнослужащих" и не подпадает под понятие - заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию.
Судебная коллегия приходит к выводу о возникновении у Мучкина А.И. неосновательного обогащения в размере 459668 рублей, которое подлежит взысканию с него в пользу истца.
Вышеприведенные нормы материального права и установленные фактические обстоятельства дела не были учтены судом первой инстанции при постановлении решения, а потому оно подлежит отмене, как незаконное на основании ст. 330 ГПК РФ.
Поскольку функции Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Постановлением Губернатора Ставропольского края от 28 августа 2017 года переданы образованному Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края с установлением его правопреемства Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, истцом надлежит указать Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края.
Руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петровского районного суда Ставропольского края от 10 октября 2017 отменить.
Принять новое решение: исковые требования Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края к Мучкину А. И.о взыскании неосновательного обогащения в размере незаконно полученной единовременной денежной выплаты удовлетворить.
Взыскать с Мучкина А.И. в пользу Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края часть незаконно полученной единовременной денежной выплаты в размере 459668 рублей.
Апелляционную жалобу удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.