Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
Председательствующего Быстрова О.В.
Судей Тепловой Т.В, Ситьковой О.Н.
с участием секретаря Павловой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 февраля 2018 года в г. Ставрополе по докладу судьи Тепловой Т.В. гражданское дело
по апелляционной жалобе администрации города Пятигорска на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 11 октября 2017 года
по исковому заявлению Алиева М.М. к Северо-Кавказскому региональному центру МЧС России, ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России" по Ставропольскому краю", Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий об отмене приказа об увольнении, восстановлении на службе и взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛА:
Алиев М.М. обратился в суд с иском, впоследствии уточненным, к Северо-Кавказскому региональному центру МЧС России, ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях СКРЦ МЧС России" о признании приказа Северо-Кавказского регионального центра МЧС России от 24.04.2017 года N57-НС в части увольнения из Государственной противопожарной службы МЧС России с 30.04.2017 незаконным и его отмене; обязании восстановить в прежней или равнозначной должности; взыскании размера среднего заработка за время вынужденного прогула в период с 30.04.2017 года по день вынесения решения судом, компенсации морального вреда в размере 50000 рублей, расходов на оплату услуг представителя в сумме 20000 рублей.
В обоснование иска Алиев М.М. указал, что с декабря 2015 года он состоит в должности заместителя начальника центра управления (старшего оперативного дежурного) федерального казенного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях Северо-Кавказского регионального центра МЧС России" (далее - ЦУКС) (приказ Северо-Кавказского регионального центра МЧС России от 17.12.2015 года N 107-НС) (далее - региональный центр).
В МЧС России 27.01.2017 издан приказ N 5с, согласно которому ЦУКС подлежит ликвидации как юридическое лицо.
06 февраля 2017 года ему вручено уведомление о предстоящем увольнении в связи с сокращением занимаемой им должности (согласно п. 11 ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", далее - ФЗ-141).
24.04.2017 издан приказ регионального центра N 57-НС об его увольнении из Государственной противопожарной службы МЧС России с 30.04.2017. С данным приказом под роспись он не ознакомлен, трудовую книжку получил 30.04.2017 года.
Приказ Северо-Кавказского регионального центра МЧС России противоречит законодательству, грубо нарушает его социальные права и подлежит отмене.
В соответствии с п. 4 ч. 6 ст. 95 ФЗ-141, до 1 января 2022 года предельный возраст пребывания на службе в федеральной противопожарной службе для сотрудника, имеющего специальное звание иное, кроме "полковник внутренней службы", устанавливается в 45 лет.
Приказом МЧС России 21.12.2015 N 180-НС ему присвоено звание "майор внутренней службы". На сегодняшний день его возраст составляет 36 лет, в связи с чем до предельного возраста пребывания на службе еще остаётся 9 лет. Данный факт исключает его увольнение по инициативе работодателя.
В нарушение законодательства, ни одной вакантной должности для дальнейшего прохождения службы ЦУКСом ему предложено не было, несмотря на большое количество вакантных должностей в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах
31.01.2017 года представителями ЦУКСа и ликвидационной комиссии с ним проведена беседа. В листе беседы им указано, что готов к дальнейшему прохождению службы, с увольнением не согласен.
ЦУКСом не выполнены в полном объеме требования ст.36 ФЗ-141, не была проведена внеочередная аттестация, которая, в рассматриваемом случае, по приказу Министра МЧС России, должна проводиться Центральной аттестационной комиссией МЧС России, по результатам которой ему могли быть предложены для замещения в порядке перевода иные вакантные должности.
В результате многочисленных нарушений законодательства, он был незаконно лишен возможности трудиться, начиная с 30.04.2017 года.
Как следует из приказа МЧС России от 27.01.2017 N 5с, правопреемником ликвидируемого ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Северо-Кавказского регионального центра МЧС России" назначен ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю".
Система МЧС России включает в себя центральный аппарат, территориальные органы, учреждения и организации, где на 30 апреля 2017 года имелись многочисленные вакантные должности, что дает возможность для реализации социальных гарантий по дальнейшему трудоустройству.
Обжалуемым решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 11 октября 2017 года иск Алиева М.М. к Северо-Кавказскому региональному центру МЧС России, ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Северо-Кавказского регионального центра МЧС России", ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю", Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий об отмене приказа об увольнении, восстановлении на службе и взыскании заработной платы, удовлетворен в части.
Суд признал приказ Северо-Кавказского регионального центра МЧС России от 24.04.2017 года N57-НС об увольнении майора внутренней службы Алиева М.М. (А-122922) заместителя начальника центра управления (старшего оперативного дежурного) Федерального казенного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях Северо-Кавказского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" с 30.04.2017 по основанию сокращение должности в федеральной противопожарной службе, замещаемой сотрудником, незаконным.
Суд возложил обязанность на Северо-Кавказский региональный центр МЧС России отменить приказ от 24.04.2017 года N57-НС в части увольнения Алиева М.М. (А-122922) с должности заместителя начальника центра управления (старшего оперативного дежурного) федерального казенного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях Северо-Кавказского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" с 30.04.2017 по основанию сокращение должности в федеральной противопожарной службе, замещаемой сотрудником.
В удовлетворении исковых требований Алиева М.М. к ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Северо-Кавказского регионального центра МЧС России", ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России" по Ставропольскому краю, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о возложении обязанности отменить приказ от 24.04.2017 года N57-НС в части увольнения Алиева М.М. (А-122922) с должности заместителя начальника центра управления (старшего оперативного дежурного) федерального казенного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях Северо-Кавказского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" с 30.04.2017 по основанию сокращение должности в федеральной противопожарной службе, замещаемой сотрудником, отказано.
Суд возложил обязанность на ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю" восстановить Алиева М.М. на работе в соответствии с требованиями Федерального закона N-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В удовлетворении исковых требований Алиева М.М. к ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Северо-Кавказского регионального центра МЧС России", Северо-Кавказскому региональному центру МЧС России, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о возложении обязанности восстановить Алиева М.М. на работе в соответствии с требованиями Федерального закона N-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", отказано.
Суд взыскал с ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по "адрес"" в пользу Алиева М.М. средний заработок за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 485837 рублей, расходы на оплату услуг представителя в сумме 10 000 рублей, а всего 495837 рублей.
В удовлетворении исковых требований Алиева М.М. к ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю" расходов по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей, - отказано.
В удовлетворении исковых требований Алиева М.М. к ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Северо-Кавказского регионального центра МЧС России", Северо-Кавказскому региональному центру МЧС России, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула за период с 30.04.2017 года по 10.10. 2017 года в сумме 485837 рублей, отказано.
В удовлетворении исковых требований Алиева М.М. к ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Северо-Кавказского регионального центра МЧС России", Северо-Кавказскому региональному центру МЧС России, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о взыскании расходов на оплату услуг представителя в сумме 20 000 рублей, отказано.
В удовлетворении исковых требований Алиева М.М. к Северо-Кавказскому региональному центру МЧС России, ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Северо-Кавказского регионального центра МЧС России" по Ставропольскому краю, ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России" по Ставропольскому краю, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о компенсации морального вреда в размере 50000 рублей, отказано.
Суд взыскал с ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю" в доход бюджета города-курорта Пятигорска государственную пошлину в сумме 6000 рублей.
Решение суда в части восстановления Алиева М.М. на работе обращено к немедленному исполнению.
В апелляционной жалобе ответчик ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю" в лице ВрИО начальника центра подполковника внутренней службы Иванова Ю.В. просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе удовлетворении исковых требований, мотивируя тем, что судом не дана оценка тому, что Алиев М.М. проходил службу в ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России", которое ликвидировано согласно Приказа МЧС России от 27.01.2017 N 5с, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ 27.06.2017. Истец не может быть восстановлен в прежней должности в ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю".
В возражениях на апелляционную жалобу Алиев М.М. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура г. Пятигорска просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав представителя ответчика ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по СК" Примакову А.В, просившую апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить, отказать в иске, истца Алиева М.М, просившего решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, прокурора Ледовскую Н.В, полагавшую решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения не нашла.
Условия и порядок прохождения государственной службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе порядок увольнения сотрудников органов внутренних дел из органов ГПС МЧС России, регулируются Федеральным законом от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что согласно выписки из приказа Северо-Кавказского регионального центра МЧС России от 17.12.2015 года N 107-НС с 18 декабря 2015 года Алиев М.М. назначен на должность заместителя начальника центра управления (старшего оперативного дежурного) федерального казенного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях Северо-Кавказского регионального центра МЧС России" (л.д. 16).
Согласно выписки из приказа от 27.01.2017 года N 4с "О совершенствовании структуры и развития сил и средств Южного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий" в срок до 30 апреля 2017 года ликвидировать Северо-Кавказский региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, назначив правопреемником Южный региональный центр по делам по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с утверждением состава ликвидационной комиссии Северо-Кавказский РЦ МЧС России.
06 февраля 2017 года Алиеву М.М. вручено уведомление о предстоящем увольнении в связи с сокращением занимаемой им должности.
Приказом Северо-Кавказский РЦ МЧС России от 24.04.2017 года N 57-НС майор внутренней службы Алиев М.М, заместитель начальника центра управления (старшего оперативного дежурного) федерального казенного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях Северо-Кавказского регионального центра МЧС России" уволен с 30.04.2017 по основанию сокращение должности в федеральной противопожарной службе, замещаемой сотрудником.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что действиями ответчика нарушено выполнение требований ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ, запрещающей увольнение сотрудника в связи с сокращением должности при наличии возможности его перевода на вакантную должность. Доказательств, свидетельствующих о предложении ответчиком истцу всех вакантных должностей (соответствующих квалификации) в период с момента вручения уведомления о предстоящем увольнении (06.02.2017) и даты издания приказа об увольнении 28.04.2017 материалы дела не содержат, суду представлен список вакантных должностей сотрудников ФПС ГПС в подразделениях МЧС России, дислоцирующихся на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, должностные инструкции и выписки из типовых квалификационных требований.
Согласно ч. 1 Закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, осуществляется в соответствии с Конституцией РФ; Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в федеральной противопожарной службе; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
В случаях, не урегулированных указанными нормативными правовыми актами, к правоотношениям, связанным со службой в федеральной противопожарной службе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации (ч. 2 ст. 2 Закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ).
В силу ч. 4 ст. 36, п. 11 ч. 2 ст. 83 Закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ контракт может быть расторгнут и сотрудник федеральной противопожарной службы может быть уволен со службы в федеральной противопожарной службе в связи с сокращением должности в федеральной противопожарной службе, замещаемой сотрудником.
В соответствии с ч. 6 ст. 83 Закона расторжение контракта по основанию, предусмотренному п.п. 8, 11 или 12 ч. 2 ст. 83, осуществляется по инициативе одной из сторон контракта. При этом расторжение контракта по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченного руководителя допускается только в случае невозможности перевода или отказа сотрудника федеральной противопожарной службы от перевода на иную должность в федеральной противопожарной службе.
При упразднении (ликвидации) подразделения или сокращении замещаемой сотрудником должности руководитель федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченный руководитель уведомляет в письменной форме сотрудника федеральной противопожарной службы о предстоящем увольнении со службы в федеральной противопожарной службе не позднее чем за два месяца до его увольнения (п. 5 ст. 36 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 18.12.2007 N 867-О-О, работодатель в целях осуществления эффективной деятельности организации и рационального управления имуществом (ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации) вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями ст. 37 Конституции Российской Федерации, закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников. Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации, при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом Российской Федерации порядка увольнения и гарантий, направленных против возможного произвольного увольнения.
К числу гарантий трудовых прав, направленных против возможного произвольного увольнения граждан с работы, в частности в связи с сокращением штата работников, относится необходимость соблюдения работодателем установленного порядка увольнения: о предстоящем увольнении работник должен быть предупрежден работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения; одновременно с предупреждением о предстоящем увольнении работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся у него работу (как вакантную должность или работу, соответствующую его квалификации, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом состояния здоровья.
Согласно п. 1 ст. 36 Закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ при сокращении должностей в федеральной противопожарной службе правоотношения с сотрудником федеральной противопожарной службы, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае:
1) предоставления сотруднику с учетом уровня его квалификации, образования и стажа службы в федеральной противопожарной службе (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности возможности замещения иной должности в федеральной противопожарной службе;
2) направления сотрудника на обучение по дополнительным профессиональным программам.
При упразднении (ликвидации) подразделения или сокращении замещаемой сотрудником должности руководитель федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченный руководитель уведомляет в письменной форме сотрудника федеральной противопожарной службы о предстоящем увольнении со службы в федеральной противопожарной службе не позднее чем за два месяца до его увольнения.
В течение срока, указанного в ч. 5 ст.36 Закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ, в федеральном органе исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделении проводится внеочередная аттестация сотрудников федеральной противопожарной службы в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации сотрудникам могут быть предложены для замещения в порядке перевода иные должности (ч. ч. 5, 6 ст. 36 Закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ).
Согласно ст. 75 Закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ сотрудник федеральной противопожарной службы, признанный в установленном порядке незаконно уволенным со службы в федеральной противопожарной службе, освобожденным, отстраненным от должности или переведенным на другую должность в федеральной противопожарной службе либо незаконно лишенным специального звания, подлежит восстановлению в прежней должности и (или) специальном звании.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств соблюдения указанных нормативных требований при принятии оспариваемого решения об увольнении истца, доказательств проведения внеочередной аттестации с принятием по ее результатам одного из указанных в ст. 33 Закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ решений, а также доказательств предложения истцу для замещения в порядке перевода иных должностей по результатам проведенной аттестации, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Алиева М.М. у суда первой инстанции не имелось.
С учетом изложенного, увольнение истца по п. 11 ч. 2 ст. 83 Закона от 01.03.2016 N 141-ФЗ обоснованно признано судом незаконным в связи с нарушением процедуры увольнения.
Удовлетворяя исковые требования истца в части признания приказа об увольнении незаконным и восстановлении в прежней должности, суд, руководствуясь вышеуказанными нормами права, пришел к выводу о нарушении ответчиком процедуры увольнения выразившейся в непредложении вакантных должностей.
Таким образом, судом вынесено решение на основании надлежащих, в том числе и письменных доказательств, исследованных судом в судебном заседании, которым дана обоснованная оценка, при правильном применении норм материального права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12,56,67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного решения.
Несостоятельными являются доводы апелляционной жалобы о том, что ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю" не выступало правопреемником ликвидированного подразделения ни в одних правоотношениях. Данный факт правового значения не имеет, так как вновь созданное подразделение является правопреемником ликвидированного на основании приказа от 27.01.2017 года N 4с "О совершенствовании структуры и развития сил и средств Южного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий" и подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст. 327 - 328 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 11 октября 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.