Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
Председательствующего Быстрова О.В.
Судей Тепловой Т.В, Ситьковой О.Н.
с участием секретаря Павловой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 февраля 2018 года в г. Ставрополе по докладу судьи Тепловой Т.В. гражданское дело
по апелляционной жалобе Артовский А.И. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 17 октября 2017 года
по исковому заявлению Артовский А.И. к ФСИН России, УФСИН России по Ставропольскому краю о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты,
УСТАНОВИЛА:
Артовский А.И. обратился в суд с исковым заявлением к ФСИН России, УФСИН России по Ставропольскому краю о признании незаконным решения Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов в ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенное в протоколе N 84 от 20.10.2016 года в части, касающейся отказа Артовскому А.И. и членам его семьи в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты - незаконным; обязании поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из 4-х человек: Артовский А.И, супруга - Артовская (Ильина) В.В, дочь - Артовская О.А, сын - Артовский К.А, с 16.09.2014 года: признании незаконными действия комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по предварительной проверке сведений, содержащихся в его документах, представленных для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждении и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N 369.
В обоснование иска Артовский А.И. указал, что он проходил службу в системе ФСИН России с продолжительностью службы в календарном исчислении на момент подачи рапорта 16.06.2014 года - 12 лет 07 месяцев 02 дня, что на основании статьи 4 ФЗ от 30.12.2012 года N 283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", дает ему право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
16.06.2014 года он обратился к директору ФСИН России Корниенко Г.А. с рапортом о принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N 369. К данному рапорту были приложены все необходимые в соответствии с законодательством РФ в данной сфере правоотношений документ, подтверждением чего является опись документов, прилагаемая к рапорту, и справка секретаря комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю от 16.06.2014 года.
В середине июля 2014 года он получил выписку из протокола N 15 от 04.07.2014 года комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, согласно которой он проходит службу в УФСИН России по Ставропольскому краю с календарной выслугой лет на день подачи рапорта 16.06.2014 года - 12 лет 07 месяцев 02 дня, в Книге учета заявлений (рапортов) зарегистрирован 16.06.2014 года под номером 261. Состав семьи 4 человека: Артовский А.И, жена Артовская В.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь Артовская О.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Артовский К.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Постоянно с ДД.ММ.ГГГГ, супруга с ДД.ММ.ГГГГ временно и дети с рождения постоянно зарегистрированы по адресу: "адрес" в жилом помещении общей площадью 73,1 кв.м, принадлежащем на праве собственности Артовской Т.И. (мать сотрудника) всего зарегистрировано 6 человек. Таким образом, на каждого члена семьи приходится 73,1 кв.м.: 6 =12,1833 кв.м общей площади. Иных помещений, занимаемых по договору социального найма, принадлежащих на праве собственности (доли собственности) на жилые помещения он и члены его семьи не имеют. Не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником жилого помещения.
Комиссия УФСИН России по Ставропольскому краю постановиланаправить документы для получения единовременной социальной выплаты в комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты Артовского А.И. с семьей в составе 4-х человек.
Комиссия ФСИН России с момента получения документов до 30.05.2017 года не оповестила его и УФСИН России по Ставропольскому краю о принятом решении.
Он обратился в Интернет-приемную ФСИН России и по электронной почте получил ответ начальника управления капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта (УКСНЭР ФСИН России) Дурнева В.А. N ог-20-19173 от 30.05.2017 года, в соответствии с которым, его документы, направленные в комиссию ФСИН России, рассмотрены 20.10.2016 года (протокол N 84)".
Согласно выписки из протокола N 84 от 20.10.2016 года заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Артовский А.И. обратился с рапортом в территориальную подкомиссию 16.06.2014 года. Выслуга лет в календарном исчислении более 12 лет. Состав семьи человека: Артовский А.И, супруга ФИО5, дочь - Артовская О.А, сын - Артовский К.А... Заявитель с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время постоянно, супруга с 19.11.2013 года по 19.11.2014 года временно, дочь с 29.02.2012 года по настоящее время постоянно, сын с 25.04.2014 года по настоящее время постоянно, зарегистрированы в жилом помещении по адресу: "адрес", общей площадью 73,1 кв.м, принадлежащем на праве собственности Артовской Т.Г, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Ранее, супруга с 13.06.2012 года по 13.06.2017 года была временно зарегистрирована в жилом помещении по адресу: "адрес". Не представлено свидетельство о регистрации по месту пребывания. Еще ранее супруга с 03.06.2009 года по 03.06.2012 года была временно зарегистрирована в жилом помещении по адресу: "адрес". Не представлено свидетельство о регистрации по месту пребывания.
Сведения о месте пребывания дочери в период с рождения по 29.02.2012 года в учетном деле заявителя отсутствуют. Информация о постоянной регистрации супруги в учетном деле отсутствует.
Представлены справки БТИ без указания предыдущей фамилии супруги. Постановили: отказать Артовскому А.И. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N 369.
Действия комиссии ФСИН России, вытекающие из выписки из протокола N 15 от 04.07.2014 года, являются необоснованными и незаконными, поскольку согласно выписке из протокола заседания комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю N 15 от 04.07.2014 года принято решение о направлении документов для получения Артовским А.И. и членами его семьи единовременной социальной выплаты в комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в составе из 4-х человек (он, жена, сын, и дочь).
Как следует из предоставленных суду документов, Комиссия ФСИН России рассмотрела заявление а со значительным превышением установленного законом трехмесячного срока, а именно, 26.10.2016 года, то есть в течение 2 лет и 4 месяцев, а выписку из протокола N 84 от 20.10.2016 года отправили в адрес УФСИН России по Ставропольскому краю только 30.05.2017 года, и только после неоднократных обращений истца, что является грубейшим нарушением пункта 23 раздела IV "Принятие решений Комиссией ФСИН России", согласно которому выписки из решений Комиссии ФСИН России в течение 10 дней со дня их издания направляются в заинтересованные Территориальные подкомиссии и Подкомиссии, а Территориальные подкомиссии и Подкомиссии не позднее трех рабочих дней со дня получения выписок из решений Комиссии ФСИН России доводят их до сведения сотрудников и граждан.
Комиссией УФСИН России по Ставропольскому краю не исполнены обязательные для них действия по проверке представленных документов на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, и проверке сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; при подготовке для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, что способствовало необоснованному и незаконному принятию комиссией ФСИН России решения об отказе Артовскому А.И. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м.
Комиссия УФСИН России по Ставропольскому краю обязана была обнаружить недостатки в представленных документах и возвратить их ему с указанием в письменном виде причин возврата, но Комиссия УФСИН России по Ставропольскому краю этого не сделала.
Поскольку его рапорт подан 16.06.2014 года, то периодом предоставления документов является срок с 16.06.2009 года по 16.06.2014 года и только с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющих его документов.
С 16.06.2009 года по 16.06.2014 года он и члены его семьи проживали совместно по адресу: "адрес". При таких обстоятельствах, он не должен был представлять свидетельства о регистрации по месту пребывания жены с мест её регистрации по адресам: "адрес" и 113.
При сдаче рапорта 16.06.2014 года, им сданы копии домовых книг по адресам: "адрес" и 113, в которых стоит штамп органа отдела внутренних дел о регистрации (прописке) его супруги по вышеуказанным адресам. Подтверждением регистрации его супруги по вышеуказанным адресам являются справки администрации муниципального образования Безопасненского сельсовета "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ (о регистрации Артовской В.В. в "адрес" с 03.06.2009 года по 03.06.2012 года) и справка отделения N 4 межрайонного отдела управления федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю в городе Изобильном N/А/3-12 от 19.06.2014 года (о том, что Артовская В.В. была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Довод комиссии ФСИН России о том, что в учетном деле отсутствует информация о постоянной регистрации супруги, является несостоятельным, поскольку в соответствии с пунктом 5 Правил он и члены его семьи не обязаны предоставлять сведения о постоянной регистрации, так как они могут быть зарегистрированы и временно.
Отсутствие информации о месте пребывания дочери в период с рождения, то есть с 20.04.2011 года по 29.02.2012 года в учетном деле истца, является несостоятельным, так как комиссия УФСИН России по Ставропольскому краю в протоколе N 15 от 04.07.2014 года указала, что Артовский А.И. постоянно с 19.04.1994 года, супруга с 19.11.2013 года временно и дети с рождения постоянно зарегистрированы по адресу: "адрес".
Он не согласен с доводом комиссии ФСИН России о том, что представлены справки БТИ без указания предыдущей фамилии супруги заявителя, так как в соответствии с подпунктом "и" пункта 5 Правил к заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений. В данном пункте нет конкретного указания на то, что в документах БТИ и в выписках из ЕГРП должна быть указана именно девичья фамилия жены заявителя, так как в них указана настоящая фамилия жены заявителя, что является подтверждением наличия или отсутствия собственности у супруги заявителя.
О нарушении своих прав и охраняемых законом интересов ему стало известно в июне 2017 года, после получения уведомления начальника УКСНЭР ФСИН России от 30.05.2017 года, в соответствии с которым ФСИН России направило ему выписку из протокола заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 20.10.2016 года протокол N 84.
В соответствии с выпиской из протокола N 84 заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 20.10.2016 года, он обратился с рапортом в территориальную подкомиссию УФСИН России по Ставропольскому краю 16.06.2014 года.
Его рапорт о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения зарегистрирован в Книге учета заявлений (рапортов) 16.06.2014 года под N 261, соответственно, началом срока 3-х месячного рассмотрения комиссией ФСИН России документов истца является 16.06.2014 года, с даты регистрации его рапорта в Книге учета заявлений, а моментом окончания рассмотрения и принятия ею решения является дата не позднее 16.09.2014.
Поскольку предусмотренный 3-х месячный срок для принятия комиссией ФСИН России решения по рапорту истек 16.09.2014 года, который являлся рабочим днем, то окончанием срока следует считать 16.09.2014 года, который и следует считать датой принятия его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 17 октября 2017 года в удовлетворении исковых требований Артовский А.И. к ФСИН России о признании решения Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов в ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенного в протоколе N от ДД.ММ.ГГГГ в части, касающейся отказа Артовский А.И. и членам его семьи в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным - отказано.
В удовлетворении исковых требований Артовский А.И. к ФСИН России об обязании ФСИН России поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из 4 -х человек: Артовский А.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, супруга - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - Артовская О.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - Артовский К.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ - отказано.
В удовлетворении исковых требований Артовский А.И. к УФСИН России по "адрес" о признании незаконными действий комиссии УФСИН России по "адрес" по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по предварительной проверке сведений, содержащихся в документах Артовский А.И, представленных для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждении и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N - отказано.
В апелляционной жалобе Артовский А.И. в лице полномочного представителя Волчкова А.П. просит решение отменить, принять по делу новое решение, об удовлетворении исковых требований в полном объеме, мотивируя тем, что нарушены и неправильно применены нормы процессуального и материального права. Судом не дана надлежащая оценка доказательствам и обстоятельствам, имеющим значение для дела. Длительное рассмотрение его заявления (рапорта) комиссиями УФСИН России по СК и ФСИН России, привела к невозможности подать новое заявление (рапорт) в конце 2015г, а не спустя 2 года и 4 месяцев. Необоснованным является довод комиссии ФСИН России о том, что в учетном деле заявителя отсутствует информация: о постоянной регистрации супруги, поскольку заявитель и члены его семьи не обязаны предоставлять сведения о постоянной регистрации, т.к. они могут быть зарегистрированы и временно; о месте пребывания дочери в период с рождения по ДД.ММ.ГГГГ, истца является несостоятельной, т.к. комиссия УФСИН России по СК в протоколе N от 04.07.2014г. указала, что он постоянно с ДД.ММ.ГГГГ, супруга с ДД.ММ.ГГГГ временно и дети с рождения постоянно зарегистрированы по адресу: "адрес". Тем более, согласно ч.2 ст.20 ГК РФ, местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, что не требует дополнительных доказательств данного факта. Несостоятельной является информация комиссии ФСИН России о том, что справки БТИ представлены без указания предыдущей фамилии супруги заявителя, поскольку в соответствии с п.п. "и" п. 5 Правил к заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений. В данной правовой норме отсутствует указание на то, что в документах БТИ и в выписках из ЕГРП должна быть указана именно девичья фамилия жены заявителя.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав истца Артовского А.И. и его представителя Волчкова А.П, просивших апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить, удовлетворить исковые требования, представителя ответчика УФСИН России по СК, ФСИН России - Андрееву Н.В, просившую решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения не нашла.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными.
Принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31 и 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт "и" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Судом первой инстанции установлено, что в середине июля 2014 года истец получил выписку из протокола N 15 от 04.07.2014 года комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях уголовно- исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N 15 от 04.07.2014 года, Артовский А.И. в уголовно-исполнительной системе проходит службу в УФСИН России по Ставропольскому краю с календарной выслугой лет на день подачи рапорта 16.06.2014 года - 12 лет 07 месяцев 02 дня.
В Книге учета заявлений (рапортов) зарегистрирован 16.06.2014 года под номером 261. Состав семьи 4 человека: Артовский А.И, жена Артовская В.В, 16.03.1982 года рождения, дочь Артовская О.А, 20.04.2011 года рождения, сын Артовский К.А, 03.04.2014 года рождения. Артовский А.И. постоянно с 19.04.1994 года, супруга с 19.11.2013 года временно и дети с рождения постоянно зарегистрированы по адресу: "адрес" в жилом помещении общей площадью 73,1 кв.м, принадлежащем на праве собственности Артовской Т.И. (мать сотрудника) всего зарегистрировано 6 человек. Таким образом, на каждого члена семьи приходится 73,1 кв.м : 6 =12,1833 кв.м общей площади. Иных помещений, занимаемых по договору социального найма, принадлежащих на праве собственности (доли собственности) на жилые помещения Артовский А.И. и члены его семьи не имеют.
Артовский А.И. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником жилого помещения. В соответствии со статьей 4 пунктом 3 подпунктом 1 ФЗ от 30.12.2012 года N 283-Ф3 Артовский А.И, является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи менее 15 кв.м.
Комиссия УФСИН России по Ставропольскому краю постановиланаправить документы для получения единовременной социальной выплаты в комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты Артовского А.И. с семьей в составе 4 человек.
Решением Комиссии ФСИН России, оформленным протоколом от 20.10.2016 года N 84, Артовскому А.И. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года N 369.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что длительность рассмотрения документов не влияет на результат их рассмотрения и принятие соответствующего решения, решение комиссии ФСИН России, изложенное в протоколе от 20.10.2016 года N 84, является законным и обоснованным, действия комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей, гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, единовременной социальной выплаты по предварительной проверке сведений, содержащихся в документах Артовского А.И, представленных для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, являются законными и вынесенными в пределах компетенции указанной комиссии.
Доводы истца о том, что ответчику предоставлен полный пакет документов, установленный действующим законодательством, опровергается материалами дела.
В соответствии с п.5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.03.2015 N 201)
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Таким образом, предоставление копий свидетельств о регистрации предусмотрено законом.
Как следует из материалов дела истец представил в суд первой инстанции справку NА/3-12 от 19.06.2014 года МО УФМС по СК, свидетельство о регистрации N117 от 13 июня 2012 года Артовской В.В, однако, указанные справки не были представлены ответчику.
Кроме того, доводы ответчика о том, что в учетном деле отсутствуют сведения о месте пребывании дочери истца; информация о постоянной регистрации супруги истца; то обстоятельство, что справки БТИ представлены без учета предыдущей фамилии супруги истца - не опровергнуты истцом.
По смыслу закона суд не может подменить комиссию ФСИН России по вопросам, отнесенным к ее компетенции о решении вопроса о постановке на учет, разрешив спор по документам, представленным в суд, но не представленным в комиссию.
Так как предусмотренный пакет документов в комиссию ФСИН России представлен не был, что не позволило комиссии оценить жилищные условия и действия истца и членов его семьи по изменению своих жилищных условий, а также подтвердить наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на учет, и, как следствие, повлекло отказ в постановке истца на учет.
Истец не лишен возможности обратиться в комиссию с предоставлением предусмотренного законом (Правилами) пакета документов.
Довод истца о том, что комиссией ФСИН России нарушен 3-х месячный срок рассмотрения заявления о постановке на учет, чем нарушены права истца является несостоятельным, по тем основаниям, что с учетом вышеизложенного длительность рассмотрения комиссией заявления истца не повлияла на результат рассмотрения.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 327 - 328 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 17 октября 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Артовский А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.