Президиум Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Козлова О.А,
членов президиума: Макеевой Г.В, Шаталовой Е.В, Песоцкого В.В, Кудрявцевой А.В, Блинникова В.А,
секретаря судебного заседания Андрющенко А.А,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Усовой О.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) (далее по тексту - УПФР по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости,
направленное в президиум определением судьи краевого суда Савина А.Н. от 15.12.2017 года по кассационной жалобе Усовой О.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 23.08.2017,
заслушав доклад судьи Макеевой Г.В,
установил:
Усова О.В. обратилась в суд с иском к УПФР по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное), указав в обоснование, что 29.11.2016 она обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, так как осуществляла педагогическую деятельность. Решением от 15.02.2017 ей была назначена досрочная страховая пенсия в соответствии с п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Вместе с тем, в последующем 03.04.2017 ответчиком было вынесено решение об отказе в назначении указанной пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа, при этом исключен из специального (льготного) стажа период работы с 22.08.1991 по 31.08.1993 в должности старшей пионервожатой в Новопавловской СШ N 1, с чем она не согласна.
Решением Кировского районного суда от 18.05.2017 исковые требования Усовой О.В. удовлетворены:
на УПФР по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) возложена обязанность зачесть в стаж работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды работы Усовой О.В. с 22.08.1991 по 31.08.1993 в качестве старшей пионервожатой Новопавловской средней школы N 1 Кировского района Ставропольского края;
за Усовой О.В. признано право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей и на УПФР по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) возложена обязанность назначить ей указанную пенсию со дня обращения за назначением пенсии - с 29.11.2016;
с УПФР по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) в пользу Усовой О.В. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 23.08.2017 данное решение суда отменено, вынесено новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Усовой О.В. в полном объеме.
Усовой О.В. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене в связи с существенным нарушением норм материального права постановления суда апелляционной инстанции.
По кассационной жалобе дело истребовано в краевой суд и передано для рассмотрения по существу в президиум краевого суда.
Стороны о времени и месте рассмотрения дела извещалась, в судебное заседание президиума не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства не представили.
Президиум краевого суда в соответствии с положениями части 3 статьи 167, части 2 статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
В соответствии с требованиями ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Судом установлено, что 29.11.2016 Усова О.В. обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
По результатам проведения тематической проверки УПФР по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) было принято решение N 10 от 03.04.2017 об отказе Усовой О.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ.
Как усматривается из решения N 10 от 03.04.2017, в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, Усовой О.В. засчитаны периоды ее работы с 01.09.1993 по 03.06.2007, с 24.06.2007 по 01.10.2007, с 03.10.2007 по 14.09.2008, с 23.09.2008 по 04.12.2009, с 06.12.2008 по 15.02.2009, с 22.02.2009 по 10.03.2009, с 17.03.2009 по 12.04.2009, с 18.04.2009 по 19.10.2009, с 21.10.2009 по 28.09.2013, с 05.10.2013 по 14.02.2016, с 18.02.2016 по 28.11.2016 в должности воспитателя группы продленного дня и учителя иностранного языка в Новопавловской средней школе N 1 - общей продолжительностью 23 года 01 месяц 21 день.
В стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение Усовой О.В, не включен спорный период работы истца с 22.08.1991 по 31.08.1993 (2 года) в должности старшей пионервожатой в указанной средней школе N 1. В обоснование данного решения указано, что данная должность истца не предусмотрена Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781.
При этом в решении N 10 от 03.04.2017 так же указано, что в случае исчисления стажа педагогической деятельности Усовой О.В. с учетом ранее действовавшего законодательства в период выполнения ею работы, стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ по состоянию на 28.11.2016 составляет 21 год 8 месяцев 07 дней.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии правовых оснований для включения в стаж работы истца Усовой О.В. периода её работы старшей пионервожатой в Новопавловской средней школе N 1 с 22.08.1991 по 31.08.1993, с учётом которого, посчитал установленным факт наличия требуемого 25-летнего педагогического стажа для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований Усовой О.В. согласился с доводами УПФР по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) и пришел к выводу об отсутствии у истца требуемого 25-летнего стажа.
Вместе с тем, данные выводы суда апелляционной инстанции основаны на неверном применении норм материального права, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Так, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
В целях реализации положений ст. 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с п.п. "м" п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067, с применением положений абз. 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1999 по 31.12.2001 включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463, с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
В спорный период работы истицы в должности пионервожатой школы (с 22.08.1991 по 31.08.1993), действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, которым был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а также Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
В соответствии с абз. 4 п. 2 данного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в п. 1 настоящего Положения, засчитываются работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии.
В силу п. 4 данного Положения период работы в должности "пионервожатая" засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
В соответствии с п. 1.2 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" от 30.06.1986 N 1-63-И указанный стаж должен составлять 16 лет 8 месяцев.
К моменту обращения с заявлением о назначении пенсии такой стаж Усовой О.В. был выработан, что также подтверждается, зачтенным ответчиком в бесспорном порядке периоды работы Усовой О.В, что следует из решения УПФР по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) N 10 от 03.04.2017.
Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 в соответствии с Приложением N 3 к Постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой" утратило силу с 01.10.1993.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что законодательство, действовавшее до 01.10.1993, предусматривало зачет в специальный стаж педагогической деятельности работы в должности штатных пионервожатых.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ)
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Аналогичная позиция содержится в абз. 7 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Согласно решению УПФР по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) N 10 от 03.04.2017, в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, Усовой О.В. засчитаны периоды ее работы общей продолжительностью 23 года 01 месяц 21 день.
Указанные обстоятельства, нормы материального права и вышеприведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции учтены не были.
При этом соглашаясь с доводами УПФР по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) о том, что в случае расчета стажа истца с учетом ранее действовавшего законодательства в период выполнения Усовой О.В. работы, стаж ее педагогической деятельности будет составлять 21 год 8 месяцев 07 дней, суд апелляционной инстанции, с учетом того что ответчиком в льготный стаж для назначения досрочной пенсии уже засчитаны периоды ее работы общей продолжительностью 23 года 01 месяц 21 день, вышеуказанный расчет у ответчика не истребовал и не проверил, какие именно периоды работы в данном случае не были засчитаны и по каким основаниям ответчиком не установил.
Кроме того в материалах дела отсутствует первоначальное решение УПФР по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) о назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, материалы выплатного дела Усовой О.В. суду не представлены, что исключает возможность проверки правильности подсчитанного ответчиком второго варианта общей продолжительности льготного стажа - 21 год 8 месяцев 07 дней.
Допущенные судом апелляционной инстанции, проверявшим законность решения суда первой инстанции, нарушения норм материального и процессуального права представляются существенными по смыслу ст. 387 ГПК РФ, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены апелляционного определения.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), вследствие чего, а также с учетом необходимости соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 ГПК РФ), апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 23.08.2017 подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
Руководствуясь ст.ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, президиум Ставропольского краевого суда
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 23.08.2017 отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в ином составе судей.
Председательствующий О.А. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.