Президиум Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Вербенко В.И,
членов президиума: Шаталовой Е.В, Блинникова В.А,
Кудрявцевой А.В, Макеевой Г.В, Песоцкого В.В,
секретаря судебного заседания Фоминой Е.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Соболева Н.М. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ставропольскому краю и Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты,
направленное в президиум определением судьи краевого суда Переверзевой В.А. от 18.12.2017 по кассационной жалобе Шахрамян Э.В, действующего в интересах Управления Федеральной службы исполнения наказаний России на решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 19.06.2017 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 26.09.2017,
заслушав доклад судьи Переверзевой В.А,
установил:
решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 19.06.2017, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 26.09.2017, исковые требования Соболева Н.М. к ФСИН России, УФСИН России по Ставропольскому краю удовлетворены частично.
Суд признал незаконным решение Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальниками территориальных органов в ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенное в протоколе N 34 от 18.05.2016 в части, касающейся отказа Соболеву Н.М. и членам его семьи в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, незаконным и обязал Федеральную службу исполнения наказаний России поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Соболева Н.М. с составом семьи из трех человек: Соболев Н.М, 02.11.1982 года рождения, супруга - Соболева (Лабандиевская) А.А, 12.01.1985 года рождения, дочь - Соболева Е.Н, 30.07.2003 года рождения, с 20.04.2014.
В удовлетворении требований о признании незаконными действия комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно- исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по предварительной проверке сведений, содержащихся в документах Соболева Н.М, представленных для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, отказано.
В кассационной жалобе Шахрамян Э.В, действующий в интересах Федеральной службы исполнения наказаний России, ссылаясь на незаконность и необоснованность вынесенных по делу судебных актов, ставит вопрос об их отмене.
По кассационной жалобе дело истребовано в краевой суд и передано для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - президиум Ставропольского краевого суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав истца Соболева Н.М, президиум краевого суда находит, что имеются основания для отмены апелляционного определения с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
В соответствии с требованиями статьи 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера нарушения при рассмотрении гражданского дела были допущены.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Соболев Н.М. проходил службу в системе ФСИН России с 16.05.2012, его выслуга в календарном исчислении составляет более 11 лет. Истец состоит в зарегистрированном браке с Соболевой А.А, имеет дочь Соболеву Е.Н, 2003 года рождения.
20.01.2014 Соболев Н.М. обратился с рапортом на имя директора ФСИН России о принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На момент подачи заявления истец с семьей постоянно проживал и был зарегистрирован в трехкомнатной квартире общей площадью 71 кв.м, расположенной по адресу: г.Ставрополь, ул.Биологическая,10 кв.120. Данная квартира принадлежит на праве собственности матери супруги истца Соболевой А.А. - Лабандиевской Л.М. Всего в указанном жилом помещении, проживают и зарегистрированы 4 человека: Соболев Н.М, Соболева А.А, Соболева Е.Н, Лабандиевская Л.М.
Комиссией УФСИН России по Ставропольскому краю 04.02.2014 направлены документы для получения единовременной выплаты в комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты Соболева Н.М. с семьей в составе 3-х человек (он, жена и дочь).
Согласно выписке из протокола N34 от 18.05.2016 заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно- исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, Соболеву Н.М. и членам его семьи отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного человека более 15 кв.м. (заявитель является членом семьи собственника жилого помещения ст. 31 ЖК РФ).
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Соболев Н.М, его жена Соболева А.А, дочь Соболева Е.Н. не являются членами семьи собственника квартиры Лабандиевской Л.М. (матери жены истца), поэтому при решении вопроса об обеспеченности жильем членов семьи Соболева Н.М. данное жилое помещение не подлежит учету. Со ссылкой на приведенные обстоятельства суд первой инстанции признал незаконным отказ в постановке Соболева Н.М. с составом семьи из 3-х человек на учет для получения единовременной социальной выплаты и возложил обязанность поставить на учет с 20.04.2014.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Между тем, по мнению президиума, с данными выводами согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее также - Правила).
Положениями п. 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31, 69 Жилищного кодекса РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил).
В случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 и 19 Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи (пункт 20 Правил).
Из содержания положений пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктами 11 и 20 Правил следует, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Как установлено судом Соболев Н.М. при подаче заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения пользовался вместе с членами своей семьи жилым помещением - квартирой, находящейся в собственности матери его жены Лабандиевской Л.М.
В силу ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Частью 1 ст. 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Судебными инстанциями было установлено, что на момент подачи заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты Соболев Н.Н. постоянно проживал с членами семьи в принадлежащей матери его жены квартире общей площадью 71 кв.м. по адресу: г.Ставрополь, ул.Биологическая, д.10 кв.120.
При этом обстоятельств того, что Соболев Н.М. с женой Соболевой А.А. и дочерью Соболевой Е.Н. зарегистрированы и проживают в этом жилом помещении на основании какого-либо соглашения, заключенного с собственником, определяющего их права иначе, чем это предусмотрено ЖК РФ, судом первой и апелляционной инстанции не установлено. К заявлению Соболева Н.В. при подаче рапорта о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты таких документов также приложено не было.
Таким образом, доводы ответчика ФСИН России о том, что Соболев Н.М. его жена и дочь вселены в принадлежащую Лабандиевской Л.М. (матери жены истца) квартиру как члены семьи собственника жилого помещения и согласно ч. 2 ст. 31 ЖК РФ имеют право пользования данным жилым помещением, в связи с чем данное жилое помещение подлежит учету при расчете обеспеченности общей жилой площадью каждого члена семьи, в судебном заседании не опровергнуты.
Ссылка суда апелляционной инстанции на то, что для признания Соболева Н.М. членом семьи собственника жилого помещения требуется установление факта ведения им общего хозяйства с собственником жилого помещения, не соответствует положениям ч. 1 ст. 31 ЖК РФ.
Таким образом, суд, признавая решение ФСИН России об отказе Соболеву Н.М. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным, неправильно истолковал нормы ЖК РФ и, как следствие, неправильно применил положения Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ и Правила предоставления единовременной социальной выплаты к возникшим спорным отношениям.
Кроме того, суд первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о признании незаконным решения комиссии ФСИН России только на основании выписки из протокола заседания комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю от 04.02.2014 N 1 и выписки из протокола заседания комиссии ФСИН России от 18.05.2016 N 34, а также свидетельства о праве собственности Лабандиевской Л.М. на квартиру, при этом сам рапорт Соболева Н.М, а также выписка из финансово-лицевого счета, копия домовой книги, которые были предметом рассмотрения Комиссии ФСИН России, судами в нарушение положений ст.ст. 55, 67 ГПК РФ не исследовались.
Допущенные судом первой и апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права представляются существенными по смыслу статьи 387 ГПК РФ.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), вследствие чего, а также с учетом необходимости соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 ГПК РФ), апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 26.09.2017 подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, президиум
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 26.09.2017 отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Председательствующий: В.И. Вербенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.