Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе председательствующего: Чемякиной И.А.,
судей: Герасимовой О.В, Поздняковой О.Ю,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства 31 января 2018 года частную жалобу Комитета Регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края на определение Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 12 октября 2017 года о прекращении производства по делу,
заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее Управление) обратилось в суд с административным иском к председателю правления Товарищества собственников жилья "Теплый ключ" Казанцевой М.Б. о ликвидации товарищества собственников жилья. В обосновании требований указало, что в адрес Управления поступило коллективное обращение граждан, проживающих в многоквартирном доме "адрес" об обращении с иском в суд о ликвидации ТСЖ "Теплый ключ" в г.Комсомольске-на-Амуре. Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах от 02.12.2014 года было принято решение реорганизовать ТСЖ "Московский-2" в форме выделения, создать в процессе выделения ТСЖ "Теплый ключ" при объединении многоквартирных домов, расположенных по "адрес". Указанное решение оформлено протоколом N от 02.12.2014 года, утвержден устав ТСЖ, в связи с чем, 05.03.2015 года в ЕГРЮЛ внесена запись о создании юридического лица ТСЖ "Теплый ключ" и осуществлена постановка на налоговый учет. 16.09.2016 года решением Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре общее собрание собственников МКД " "адрес", проведенное в форме заочного голосования, оформленное протоколом N от 02.12.2014 года о создании ТСЖ "Теплый ключ" признано недействительным. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 16.12.2016 года решение суда оставлено без изменения. Просит суд обязать председателя правления товарищества собственников жилья "Теплый ключ" Казанцеву М.Б. провести предусмотренную Федеральным законом от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" процедуру ликвидации организации ТСЖ "Теплый ключ" в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 12.10.2017 года производство по делу прекращено, на основании ч.1 ст.194 КАС РФ,
В частной жалобе представитель Управления Ворыпаев А.Ф. просит определение суда отменить и разрешить вопрос по существу. Считает, что поскольку предметом административного искового заявления является ликвидация ТСЖ как мера реагирования на нарушение действующего законодательства, то такое административное исковое заявление должно быть рассмотрено в порядке КАС РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 315 КАС РФ частная жалоба рассмотрена по правилам, установленным главой 33 настоящего Кодекса, в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п.1 ч.1 ст.194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
Прекращая производство по делу, суд исходил из того, что истцом заявлено требование о ликвидации некоммерческой организации - ТСЖ "Теплый ключ", которое не подпадает под действие норм КАС РФ, а следовательно не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Судебная коллегия находит данный вывод суда ошибочным.
Частью 1 статьи 1 КАС РФ установлено, что настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Гражданским процессуальным кодексом РФ (статьи 2 и 22) установлено, что в рамках гражданского судопроизводства рассматриваются и разрешаются дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
По смыслу приведенных законоположений критерием для правильного определения вида судопроизводства (исковое или административное) является характер правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой.Административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра рассматриваются в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ (пункт 1 часть 3 статья 1 КАС РФ ).
При рассмотрении указанной категории дел осуществляется судебный контроль за реализацией отдельных властных требований к физическим лицам и объединениям граждан.
Применение мер публично-правовой ответственности в виде приостановления деятельности некоммерческой организации, иных общественных объединений, их ликвидации либо запрета деятельности, исключение сведений о некоммерческой организации из государственного реестра по заявлению уполномоченного органа или должностного лица в порядке административного судопроизводства возможно в случае нарушения некоммерческими организациями и иными общественными объединениями Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
Нормы права, регулирующие рассмотрение административных исковых заявлений, в том числе о ликвидации иной некоммерческой организации, содержатся в гл. 27 КАС РФ.
Согласно указанным нормам такое административное исковое заявление может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью данных организаций.
Товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, создается из членов - собственников жилых помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в таком доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и распоряжения общим имуществом (п.2 ст.291 ГК РФ, п.1 ст.135 ЖК РФ).
В соответствии с п.2 ч.6 ст.20 ЖК РФ Управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации товарищества собственников жилья в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, как орган власти, осуществляющий государственный жилищный надзор, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством обязательных требований.
В п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" разъяснено, что в случаях, когда ликвидация организации обусловлена объективной невозможностью продолжения ее деятельности по основаниям, не связанным с нарушением закона, и осуществляется по заявлению учредителей, уполномоченных органов организации или иных лиц, не наделенных государственными властными или иными публичными полномочиями, такие дела разрешаются по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Основанием для обращения с требованиями о ликвидации ТСЖ "Теплый ключ" Управление указывает на нарушение положений ст. 136 ЖК РФ.
Так как согласно вышеприведенным нормам права административные исковые заявления, предметом которых является ликвидация товарищества собственников жилья как мера реагирования на нарушение действующего законодательства, и такие требования рассматриваются в порядке административного судопроизводства, то требования Управления подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, в связи с чем, определение суда о прекращении производства по делу, как не подлежащего рассмотрению в порядке административного судопроизводства, подлежит отмене, а административно дело возвращению в тот же суд для рассмотрения по существу заявленных требований.
Руководствуясь статьей 316 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 12 октября 2017 года о прекращении производства по делу отменить.
Направить административное дело по административному исковому заявлению Управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края к председателю правления Товарищества собственников жилья "теплый ключ" Казанцевой М. Б. о ликвидации товарищества собственников жилья в Ленинский районный суда г.Комсомольска-на-Амуре для рассмотрения по существу.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Чемякина И.А.
Судьи Герасимова О.В.
Позднякова О.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.