судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего - Лазарева Н.А.
Судей - Маркина А.В, Клюева С.Б.
секретаря - Сукмановой Ю.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа Самара на решение Железнодорожного районного суда г. Самара от 20 октября 2017 года, которым постановлено:
" Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в интересах воспитанников муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Школа N 116 имени Георгия Советского союза Панфилова И.В." удовлетворить.
Обязать Администрацию г.о.Самара осуществить финансовое обеспечение на устранение нарушений требований п.п. 6.6, 6.7, 6.8, 6.10, 7.1.9 СанПиН 2. ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" в МБОУ "Школа N 116 имени Георгия Советского союза Панфилова И.В.".
Обязать Администрацию г.о. Самара, МБОУ "Школа N 116 имени Георгия Советского союза Панфилова И.В." устранить нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в МБОУ "Школа N 116 имени Георгия Советского союза Панфилова И.В.", а именно:
- оборудовать спортивный зал окнами, имеющими откидные фрамуги с рычажными приборами или форточками, для соблюдения режима проветривания (п.п. 6.6, 6.7, 6.8 СанПиН 2.4.2.2821-10);
- выполнить остекление окон в обеденном зале, совмещенном с актовым залом, спортивном зале из цельного стеклополотна (п. 6.10 СанПиН 2.4.2.2821-10);
- провести очистку и мытье окон в спортивном зале (п. 7.1.9 СанПиН 2.4.2.2821-10)".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Лазарева Н.А, обсудив доводы апелляционной жалобы Администрации г.о. Самара, возражения на апелляционную жалобу представителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области - Климовой С.И, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Управление Роспотребнадзора по Самарской области обратилось в суд к Администрации г.о. Самара, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Школа N 116 имени Георгия Советского союза Панфилова И.В." городского округа Самара, об об обязании устранить нарушения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что при проведении проверки в ДД.ММ.ГГГГ в МБОУ "Школа N79" установлены нарушения требований действующего санитарно - эпидемиологического законодательства. При последующих внеплановых проверках, проведенных в ДД.ММ.ГГГГ годах установлено, что нарушения не устранены, вновь выдавались предписания с новыми сроками исполнения. При проведении внеплановой проверки в ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что выявленные нарушения в установленный срок, по-прежнему не устранены, а именно: спортивный зал не оборудован окнами, имеющими откидные фрамуги с рычажными приборами или форточками, для соблюдения режима проветривания (п.п. 6.6, 6.7, 6.8 СанПиН 2.4.2.2821-10); не выполнено остекление окон в коридорах, гардеробе, обеденном зале, совмещенном с актовым залом, спортивном зале из цельного стеклополотна (п. 6.10 СанПиН 2.4.2.2821-10); не проведена очистка и мытье окон в спортивном зале (п. 7.1.9 СанПиН 2.4.2.2821-10)".
В соответствии с Федеральным Законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих приищи организации местного самоуправления РФ" содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, соблюдение требований законодательства РФ в сфере санитарно - эпидемиологического благополучия населения, в силу вышеуказанных норм права, возложено на органы местного самоуправления городских округов.
Как следует из Устава МБОУ "Школа N 116 имени Георгия Советского союза Панфилова И.В." г.о. Самара учредителем Школы является муниципальное образование г.о. Самара. Функции и полномочия учредителя Школы осуществляет Администрация г.о. Самара. Согласно пункту 6.1.8. Устава Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в соответствии с видами деятельности Школы, отнесенными ее Уставом к основной деятельности. Финансовое обеспечение указанной деятельности осуществляется в виде субсидий из бюджета г.о. Самара.
Истец считает, что Администрацией г.о. Самара в нарушение действующего законодательства РФ не организовано выделение средств на выполнение мероприятий санитарно-эпидемиологической безопасности в образовательном учреждении. Неисполнение Администрацией г.о. Самары возложенных законом на неё как на орган местного самоуправления обязанностей является недопустимым. Порядок финансирования необходимых организационно-хозяйственных мероприятий не снимает с собственника имущества возложенных на него законом обязанностей.
Основываясь на вышеизложенном, уточнив исковые требования, представитель истца просил суд обязать Администрацию г.о.Самара осуществить финансовое обеспечение на устранение нарушений требований п.п. 6.6, 6.7, 6.8, 6.10, 7.1.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" в МБОУ "Школа N 116 имени Георгия Советского союза Панфилова И.В.", обязать Администрацию г.о. Самара, МБОУ "Школа N 116 имени Георгия Советского союза Панфилова И.В." устранить нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в МБОУ "Школа N 116имени Георгия Советского союза Панфилова И.В.", а именно:
- оборудовать спортивный зал окнами, имеющими откидные фрамуги с рычажными приборами или форточками, для соблюдения режима проветривания (п.п. 6.6, 6.7, 6.8 СанПиН 2.4.2.2821-10);
- выполнить остекление окон в обеденном зале, совмещенном с актовым залом, спортивном зале из цельного стеклополотна (п. 6.10 СанПиН 2.4.2.2821-10);
- провести очистку и мытье окон в спортивном зале (п. 7.1.9 СанПиН 2.4.2.2821-10).
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация г.о. Самара просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на то, что расходные обязательства муниципального образования исполняются в пределах установленных лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете. Кроме того, указывает на то, что срок исполнения предписания еще не наступил, в связи с чем, обращение Роспотребнадзора по Самарской области в суд указанным заявлением считаем преждевременным.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Самарской области - Климова С.И. просила оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчиков Администрации г.о. Самара и МБОУ "Школа N 116 имени Георгия Советского союза Панфилова И.В.", третьего лица - Департамента образования Администрации г.о. Самара в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещались надлежащим образом, причину неявки не сообщили.
Судебная коллегия полагает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав лиц явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 8 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 года N 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст. 11 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно подпункту 1 п. 4 ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" дошкольные учреждения относятся к образовательным учреждениям.
В соответствии со ст. 31 Закона РФ "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, ст. 51 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом.
В п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления РФ" определено, что к вопросам местного значения городского округа относится формирование, утверждение исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Однако, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случае и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
В соответствии со ст. 25 Устава г.о. Самара, утвержденного решением Думы г.о. Самара от 10.07.2006 г N 294, администрация г.о. Самара является исполнительно-распорядительным органом г.о. Самара. Для решения вопросов местного значения администрация наделяется следующими полномочиями: а) разрабатывает проект решения о бюджете г.о. Самара на очередной финансовый год и отчет о его исполнении, осуществляет исполнение бюджета г.о. Самара; б) реализует программы и планы социально- экономического развития г.о. Самара; е) осуществляет функции по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных заказчиков г.о. Самара и муниципальных бюджетных учреждений г.о. Самара.
Согласно ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание учредителем и приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогооблажения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Статья 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает, что органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении МБОУ "Школа N 116 имени Георгия Советского союза Панфилова И.В."г.о. Самара Управлением Роспотребнадзора по Самарской области проведена плановая проверка, в результате которой выявлены нарушения санитарно- эпидемиологического законодательства. Юридическому лицу было выдано предписание, в котором поставлен вопрос о приведении образовательного учреждения в надлежащее состояние в части выполнения мероприятий по устранению нарушений требований санитарно - эпидемиологического законодательства.
При последующих внеплановых проверках, проведенных в ДД.ММ.ГГГГ установлено, что нарушения не устранены, вновь выдавались предписания с новыми сроками исполнения. При проведении внеплановой проверки в ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что выявленные нарушения в установленный срок, по-прежнему не устранены, а именно: не выполнено предписание должностного лица Управления Роспотребнадзора по Самарской области, уполномоченного осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ N N,05/459, N со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: выполнить остекление окон в коридорах, гардеробе, обеденном зале, совмещенном с актовым залом, спортивном зале из цельного стеклополотна (п. 6.10 СанПиН 2.4.2.2821-10); провести очистку и мытье окон в спортивном зале (п. 7.1.9 СанПиН 2.4.2.2821-10);оборудовать спортивный зал окнами, имеющими откидные фрамуги с рычажными приборами или форточками, для соблюдения режима проветривания (п.п. 6.6, 6.7, 6.8 СанПиН 2.4.2.2821-10);
В результате чего, управлением Роспортебнадзора по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ составлены протоколы: N, N, N об административных правонарушениях в отношении МБОУ "Школа N имени Георгия Советского союза Панфилова И.В.", о нарушении санитарных требований п.п.6.10, 2.2, 5.3,6.6,6.7,6.8, 7.1.9 СанПиН 2. ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно - гигиенические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"(л.д.39,44,51).
А также выданы следующие предписания: N от ДД.ММ.ГГГГ, в котором предписано выполнить остекление окон в обеденном зале, совмещенном с актовым залом, спортивном зале из цельного стеклополотна (п. 6.10 СанПиН 2. ДД.ММ.ГГГГ-10), срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ; N от ДД.ММ.ГГГГ, в котором предписано провести очистку и мытье окон в спортивном зале (п. 7.1.9 СанПиН 2. ДД.ММ.ГГГГ-10), со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ и предписание N от ДД.ММ.ГГГГ, в котором предписано оборудовать спортивный зал окнами, имеющими откидные фрамуги с рычажными приборами или форточками, для соблюдения режима проветривания (п.п. 6.6, 6.7, 6.8 СанПиН 2. ДД.ММ.ГГГГ-10) со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 93, 128, 134).
На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по Самарской области при проведении внеплановой выездной проверки соблюдения МБОУ "Школа N 116 имени Георгия Советского союза Панфилова И.В." обязательных для исполнения требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, были установлены факты невыполнения предписаний органов государственного контроля (надзора) N, N.
По итогам проверки, ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по Самарской области вынесено предписание N в отношении МБОУ "Школа N 116 имени Георгия Советского союза Панфилова И.В." с целью устранения выявленных нарушений требований санитарных норм, дан срок для исполнения предписания до ДД.ММ.ГГГГ.
Установлено, что самостоятельно устранить имеющиеся нарушения требований санитарного законодательства МБОУ "Школа N 116 имени Георгия Советского союза Панфилова И.В." не может ввиду того, что на их устранение требуются финансовые средства, которыми учреждение не располагает.
Как пояснил в суде первой инстанции директор школы нарушение в виде не проведения очистки и мытье окон в спортивном зале не может быть выполнено в настоящее время, поскольку сами окна очень ветхие, подлежат замене, о чем также выдано предписание, проведение мероприятий по очитке окон могут привести к их разрушению.
В соответствии с п. 1.10 Устава МБОУ "Школа N 116 имени Георгия Советского союза Панфилова И.В." г.о. Самара является юридическим лицом. Учредителем МБОУ "Школа N 116 имени Георгия Советского союза Панфилова И.В." г.о. Самара является муниципальное образование городской округ Самара. Функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация г.о. Самара ( п. 1.5 Устава ).
В соответствии с п. 11.6 Устава МБОУ "Школа N 116 имени Георгия Советского союза Панфилова И.В." г.о. Самара источниками формирования финансовых ресурсов учреждения является: имущество, закрепленное за ней на праве оперативного управления, бюджетные поступления в виде субсидий, получаемые от учредителя для выполнения муниципальных заданий и на иные цели; иные источники, не запрещенные действующим законодательством.
Согласно пункту 6.1.8. Устава Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в соответствии с видами деятельности Школы, отнесенными ее Уставом к основной деятельности. Финансовое обеспечение указанной деятельности осуществляется в виде субсидий из бюджета г.о. Самара.
В силу ст.158 Бюджетного кодекса РФ, полномочиями по распределению бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных обязательств, а также исполнению соответствующей части бюджета обладает главный распорядитель.
В соответствии с Положением о Департаменте образования Администрации городского округа Самара, Департамент осуществляет общее руководство муниципальными учреждениями г.о.Самара в сфере образования, осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием выделенных бюджетных средств по отрасли "Образование". Осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета г.о.Самара по отрасли "Образование".
Согласно п.3 Положения "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе г.о.Самара", утвержденным решением Думы г.о.Самара от 27.12.2007 года, в целях своевременного качественного составления проекта бюджета г.о.Самара до 1 июня текущего года отраслевые (функциональные) органы Администрации г.о.Самара (в том числе Департамент образования Администрации городского округа Самара) представляют в Департамент финансов прогнозные показатели, документы и материалы, необходимые для составления проекта бюджета городского округа. Бюджет утверждается ежегодно на очередной финансовый год.
Согласно письмам N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, директор МБОУ МБОУ "Школа N 116 имени Георгия Советского союза Панфилова И.В." г.о. Самары обращался к заместителю главы г.о. Самары - руководителю департамента образования Администрации г.о. Самары с просьбой финансирования для проведения ремонтных работ и приобретения необходимого оборудования согласно предписаниям.
Однако, до настоящего времени финансирования в объеме необходимом для устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства со стороны учредителя не осуществлено.
Выявленные нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в МБОУ "Школа N 116 имени Георгия Советского союза Панфилова И.В." г.о. Самара носят длительный характер и не устранены до настоящего времени.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции, пришел к верному выводу о том, что Администрацией г.о. Самара в нарушение действующего законодательства РФ не организовано выделение средств на выполнение мероприятий санитарно-эпидемиологической безопасности в МБОУ "Школа N 116 имени Георгия Советского союза Панфилова И.В." г.о. Самара. Следовательно, имеются основания для возложения на Администрацию г.о. Самары, как собственника образовательного учреждения, обязанности осуществить финансовое обеспечение на устранение нарушений требований п.п. 6.6, 6.7, 6.8, 6.10, 7.1.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" в МБОУ "Школа N 116 имени Георгия Советского союза Панфилова И.В.".
Также, суд правомерно обязал Администрацию г.о. Самара и МБОУ "Школа N 116 имени Георгия Советского союза Панфилова И.В." г.о. Самара устранить нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в МБОУ "Школа N 116 имени Георгия Советского союза Панфилова И.В." г.о. Самара.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у Администрации г.о. Самара отсутствует обязанность по финансированию образовательных учреждений сверх ассигнований, утвержденных Решением Думы г.о. Самара о бюджете на соответствующий финансовый год, не освобождает от обязанностей устранить имеющиеся нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и не могут служить основанием к отмене решения, поскольку права несовершеннолетних обучающихся в МБОУ "Школа N 116 имени Георгия Советского союза Панфилова И.В." г.о. Самара не могут ставиться в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств или иных обстоятельств.
Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Кроме того, обладая правомочиями собственника, предусмотренными ст. 209 ГК РФ, Администрация г.о. Самара на основании ст. 210 ГК РФ обязана нести бремя содержания имущества.
Порядок финансирования необходимых организационно-хозяйственных мероприятий не снимает с собственника имущества возложенных на него законом обязанностей.
Довод апелляционной жалобы о том, что срок для устранения нарушений, указанный в предписании, еще не истек, также является несостоятельным.
Материалами дела установлено, что нарушения требований санитарного законодательства выявлялись неоднократно, однако устранены не были. При этом реализация прав несовершеннолетних на обучение в условиях, исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов также не может ставиться в зависимость от наступления того или иного срока.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, их необоснованность отражена в решении суда с изложением соответствующих мотивов. Ответчиком не приведено никаких обстоятельств, которые нуждаются в дополнительной проверке.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования доказательств, а судебное решение принято при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 20 октября 2017 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г.о. Самара - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.