Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Джарулаева А-Н.К,
судей Хаваева А.Г. и Хираева Ш.М,
при секретаре - ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе МКУ "Управление по земельным ресурсам и землеустройству г.Махачкалы" на решение Советского районного суда г.Махачкалы от "дата" по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к МКУ "Управление по земельным ресурсам и землеустройству г.Махачкалы" о признании незаконным отказа предоставить муниципальную услугу "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка расположенного по адресу: г.Махачкала, с/т УОХ ДСХИ, участок N и обязать устранить допущенное нарушение, которым постановлено:
"Административный иск ФИО1 к МКУ "Управление по земельным ресурсам и землеустройству г.Махачкалы" о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" в отношении земельного участка по адресу: г.Махачкала, с/т УОХ ДСХИ, участок N. удовлетворить.
Решение МКУ "Управление по земельным ресурсам и землеустройству г.Махачкалы" об отказе в предоставлении ФИО1 муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" в отношении земельного участка по адресу: г.Махачкала, с/т УОХ ДСХИ, участок N, выраженное в уведомлении от "дата" за N.17-МФИ-2590/17, признать незаконным.
Обязать МКУ "Управление по земельным ресурсам и землеустройству г.Махачкалы" в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу предоставить ФИО1 муниципальную услугу "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" в отношении земельного участка по адресу: г.Махачкала, с/т УОХ ДСХИ, участок N".
Заслушав доклад судьи ФИО7, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском о признании незаконным отказа МКУ "Управление по земельным ресурсам и землеустройству г.Махачкалы" в предоставлении муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г.Махачкала, с/т УОХ ДСХИ, участок N.
Советским районным судом принято решение, резолютивная часть которого приведена выше.
На указанное решение суда МКУ "Управление по земельным ресурсам и землеустройству г.Махачкалы" подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене обжалуемого решения суда.
На заседании судебной коллегии представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО5 апелляционную жалобу признал необоснованной и просит обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Представитель ГКУ РД "Социально-реабилитационный центр для ФИО8" ФИО6 не возражала против решения суда, надеется, что для исполнения решения суда и устранения имеющихся нарушений будут выделены финансовые средства.
Извещённый в надлежащем порядке о месте и времени рассмотрения дела представитель МКУ "Управление по земельным ресурсам и землеустройству г.Махачкалы" в судебное заседание не явился и причин неявки суду не сообщил, в связи с чем, дело рассмотрено без его участия.
Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Как усматривается из представленных документов: выписки из приказа заседания учебного хозяйства ДГСХА от "дата"г. N, справки администрации "адрес" г. Махачкалы от "дата" N, членской книжки садовода N от "дата" ФИО1 был выделен и закреплен за ней земельный участок N площадью 450 кв.м.
МКУ "Управление по земельным ресурсам и землеустройству г.Махачкалы" уведомлением от "дата" N.17-МФИ-2590/17 ФИО1 отказало в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории города, указав причиной отказа - "представленные материалы инженерно - геозедических изысканий по исполнению, комплектности, составу, полноте содержания, качеству и оформлению не соответствуют требованиям СНиП 11-02-96, топографический план не читаем".
Без предоставления данной муниципальной услуги административный истец лишен возможности поставить земельный участок на кадастровый учёт для последующего переоформления его в собственность. Следовательно, отказ в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения данного земельного участка на кадастровой карте городского округа "город" Махачкала нарушает права административного истца.
Исходя из положений п. 4 ст. 34 ЗК РФ, орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктами 1, 2, 3, 4, 14 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Само по себе утверждение схемы расположения земельного участка является условием для его постановки на государственный кадастровый учет и дальнейшего решения органом местного самоуправления вопроса о правах гражданина на этот земельный участок. Выполнение этой обязанности не влечет возникновения прав на земельный участок, а также не предопределяет последующее решение органа местного самоуправления в отношении такого земельного участка. Выполнение этой обязанности является необходимым действием для получения кадастрового плана на земельный участок, который включен в перечень необходимых для приобретения прав на земельный участок документов, устанавливаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Определение Верховного Суда Российской Федерации от "дата" N 18-КГ14-163).
В оспариваемом уведомлении не приведены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ и в административном регламенте, а фактически приведенные в нем основания (причины) не могут служить правовым препятствием для согласования схемы расположения земельного участка, поскольку в противном случае, заявитель лишается гарантированной ему законом возможности (п. 1 ст. 36 ЗК РФ) оформления своих вещных прав на земельный участок, относительно которого спор о праве отсутствует.
Поскольку само по себе утверждение схемы расположения земельного участка не влечет возникновения прав на земельный участок, а также не предопределяет последующее решение органа местного самоуправления в отношении такого земельного участка, в утверждении схемы может быть отказано только по основаниям, предусмотренным п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, имея ввиду, что приведенный в этом пункте перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Поскольку согласно п. 1.2 Административного регламента о предоставлении муниципальной услуги "Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала", утвержденного постановлением администрации г.Махачкалы от "дата"г. N, предоставление данной муниципальной услуги осуществляется администрацией городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" в лице муниципального казенного учреждения г.Махачкалы "Управление по земельным ресурсам и землеустройству города, суд первой инстанции правильно возложил обязанность по устранению допущенного нарушенного на МКУ "Управление по земельным ресурсам и землеустройству города Махачкалы".
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает решение Советского районного суда г.Махачкалы законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу МКУ "Управление по земельным ресурсам и землеустройству города Махачкалы". - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.