Судья Алтайского краевого суда Ковалюк Л.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Кармен" Гамалеевой Л. Я. на решение судьи Егорьевского районного суда Алтайского края от 14 ноября 2017 года по делу по жалобе директора общества с ограниченной ответственностью "Кармен" Гамалеевой Л. Я. на постановление начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Лебяжинскому лесничеству управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Миллера А.В. от 15 мая 2017 года "номер", которым
общество с ограниченной ответственностью "Кармен" (далее - ООО "Кармен", общество), юридический адрес: "адрес", ОГРН "номер", ИНН "номер",
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 45 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ "номер", составленному ведущим специалистом отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Лебяжинскому лесничеству управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Кучеренко Н.М, в соответствии с плановым (рейдовым) заданием на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков должностным лицом отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Лебяжинскому лесничеству управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края ДД.ММ.ГГ в период с "данные изъяты" часов "данные изъяты" минут до "данные изъяты" часов "данные изъяты" минут проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование используемого ООО "Кармен" лесного участка, расположенного в лесотаксационных выделах "номер" лесного квартала "номер" Курортного участкового лесничества Лебяжинского лесничества, на территории "адрес", в результате которого установлено, что ООО "Кармен", используя леса для осуществления рекреационной деятельности на основании договора о передаче прав и обязанностей (переуступке) по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГ "номер" (далее - Договор "номер") и договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности "номер" от ДД.ММ.ГГ (далее - Договор аренды лесного участка), по состоянию на ДД.ММ.ГГ использовало арендуемый лесной участок с нарушением лесного законодательства, оградив его с восточной и северной сторон забором из металлической сетки-рабицы, установленным на металлические трубы. Данное ограждение не предусмотрено проектом освоения лесов, используемым ООО "Кармен", и препятствует свободному пребыванию граждан на арендуемом лесном участке, при отсутствии случаев, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации, в которых данный лесной участок мог быть огорожен. При этом с южной стороны арендуемый лесной участок огорожен металлическим забором, принадлежащим ДОЛ "Салют" МБУ "Лето" (постоянное (бессрочное) пользование лесным участком), а с западной стороны граничит с береговой линией озера Горькое-Перешеечное. Вместе с тем, в соответствии с действующим лесным законодательством какие-либо запреты или ограничения на пребывание граждан на лесном участке, используемом ООО "Кармен", по состоянию на ДД.ММ.ГГ отсутствовали. Ограждение лесных участков, предоставленных в целях осуществления рекреационной деятельности, лесным законодательством Российской Федерации не допускается. Тем самым, своими действиями ООО "Кармен" нарушило требования, установленные ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 9 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГ "номер", условия договора аренды лесного участка, установленные пунктами 3.4.2, 3.4.9, 3.4.10, 3.4.17, 3.4.27, 3.4.36, условия Договора "номер", установленные пунктом 2.4. Действия ООО "Кармен" квалифицированы по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено вышеназванное постановление.
Не согласившись с постановлением, ООО "Кармен" обратилось с жалобой к вышестоящему должностному лицу.
ДД.ММ.ГГ решением "номер" и.о. заместителя начальника управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, заместителя главного государственного лесного инспектора в Алтайском крае Гостюшева А.В. постановление оставлено без изменения, жалоба ООО "Кармен" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Егорьевский районный суд Алтайского края (с учетом уточнения требований), директор ООО "Кармен" Гамалеева Л.Я. просила отменить постановление от ДД.ММ.ГГ и решение от ДД.ММ.ГГ, возвратить дело на новое рассмотрение. В обоснование требований указывала, что ограждение территории лесного участка из сетки-рабицы не является сплошным, данное ограждение установлено в целях ограничения проезда автомобилей и защиты территории от скопления мусора, который ветром относит на северную сторону территории, со всех сторон существуют места для свободного прохода граждан на территорию участка. Кроме того, в нарушение положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Гамалеева Л.Я. не была уведомлена о проведении планового осмотра лесного участка. Также директор общества была лишена возможности активно принять участие в рассмотрении административного дела. При рассмотрении дела должностным лицом не принято во внимание, что после получения протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГ Гамалеева Л.Я. обратилась за внесением изменений в проект освоения лесов, ДД.ММ.ГГ он был направлен на государственную экспертизу, ДД.ММ.ГГ ею получено положительное заключение государственной экспертизы изменений в проект освоения лесов от ДД.ММ.ГГ, в которое включены: ограждения из сетки - рабицы и 24 объекта-беседки. Полагала, что в связи с изложенным имелись основания для освобождения общества от административной ответственности в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью.
Решением судьи Егорьевского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ решение и.о. заместителя начальника управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Гостюшева А.В. от ДД.ММ.ГГ об оставлении без изменения постановления должностного лица от ДД.ММ.ГГ оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, директор ООО "Кармен" Гамалеева Л.Я. просит отменить решение судьи и прекратить производство по делу. Ссылается на нарушения в проведении плановой проверки и в процедуре привлечения общества к административной ответственности. Полагает, поскольку ООО "Кармен" постановлением начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Лебяжинскому лесничеству управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГ, уже было привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, юридическое лицо нельзя вновь привлекать к административной ответственности по ч.4 ст.8.25 КоАП РФ по тем же основаниям. Указывает на то, что проверка проведена с нарушением требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". При проведении осмотра должностные лица отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений не представились, распоряжение не предъявили. Кучеренко Н.М. при осмотре территории не присутствовала, акт осмотра от ДД.ММ.ГГ обществу не направлялся, предписаний об устранении нарушений до рассмотрения дела об административном правонарушении директор ООО "Кармен" не получал. Протокол об административном правонарушении составлялся на основании акта осмотра от ДД.ММ.ГГ, не являющегося процессуальным документом, поскольку составлен в ходе рейдовой проверки без уведомления и участия хозяйствующего субъекта. В апреле 2017 года в проект освоения лесов были внесены изменения, ДД.ММ.ГГ - принято положительное заключение о внесении изменений в проект, что не было учтено судьей районного суда. Должностные лица при осмотре территории не учли отсутствие в усматриваемом правонарушении потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды, поскольку в период осмотра арендуемая обществом территория находилась под покровом снега. Полагает, что должностные лица лесного хозяйства могли ограничиться предписанием об устранении нарушений.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав пояснения законного представителя ООО "Кармен" Гамалеевой Л.Я, защитника Бордачевой Е.В, прихожу к выводу об изменении решения судьи Егорьевского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, решения и.о. заместителя начальника управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Гостюшева А.В. от ДД.ММ.ГГ, постановления начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Лебяжинскому лесничеству управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Миллера А.В. от ДД.ММ.ГГ.
В соответствии с ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов; пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами; пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах, безопасности граждан при выполнении работ; запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается; лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей; предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ч.ч. 4, 5 ст. 41 Лесного кодекса Российской Федерации для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.
Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 9 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных Приказом Рослесхоза от 21 февраля 2012 года N 62, лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны, в частности, составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации; осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов; соблюдать условия договора аренды лесного участка; выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГ между Управлением лесами Алтайского края и ООО "Соланж" заключен договор "номер" аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности. Арендуемый лесной участок расположен в границах Курортного участкового лесничества "адрес" Алтайского края, площадью "данные изъяты" га, номер квартала "номер", выделы "номер". Лесной участок передан на срок до ДД.ММ.ГГ.
Согласно п.3.4.2, 3.4.9, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ договора аренды "номер" общество обязано использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Договором; осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом и условиями настоящего Договора; соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами, правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, а также иные нормы и требования, установленные действующим законодательством РФ; не допускать нарушения или ограничения прав по законному использованию лесного участка иными лицами, а также прав граждан на пребывание в лесах, любых иных нарушений прав и законных интересов третьих лиц; арендованный лесной участок может быть огорожен только в случаях, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В п. 9.1 договора в качестве прочих его условий указано, что граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать на арендованном лесном участке и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), лекарственных растений, а также недревесных лесных ресурсов в соответствии со ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации и законодательством Алтайского края.
По договору о переуступке прав и обязанностей по договору аренды "номер" от ДД.ММ.ГГ ООО "Соланж" передало ООО "Кармен" в полном объеме принадлежащие ООО "Соланж" права и обязанности арендатора вышеназванного лесного участка по договору аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности "номер" от ДД.ММ.ГГ.
Согласно п. 2.4 данного договора ООО "Кармен" обязуется исполнять все условия договора аренды лесного участка с учетом имеющихся ограничений, а также использовать передаваемый участок по целевому назначению.
Из содержания вышеприведенных договоров следует, что ООО "Кармен" приняло на себя перечисленные обязанности арендатора по договору аренды лесного участка.
Аналогичные обязанности общества содержатся и в проекте освоения лесов, заключение государственной экспертизы на который утверждено приказом управления лесами Алтайского края "номер" от ДД.ММ.ГГ.
В соответствии с п.п. 3.4, 3.5 проекта на лесном участке, используемом ООО "Кармен" для осуществления рекреационной деятельности, не предусмотрено наличие или устройство таких объектов как ограждение в виде забора.
Факт нарушения ООО "Кармен" условий договора аренды лесного участка, вина в совершении административного правонарушения в части устройства ограждения установлены и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении "номер" от ДД.ММ.ГГ; актом планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) от ДД.ММ.ГГ, с приложенными к нему фототаблицами; показаниями свидетелей Кучеренко Н.М, Зубова Е.И.; пояснениями Миллера А.В.; пояснениями Гамалеевой Л.Я, не отрицающей наличие на арендуемом участке ограждения; копией договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от ДД.ММ.ГГ "номер"; копией договора о передаче прав и обязанностей (переуступке) по договору аренды лесного участка "номер" от ДД.ММ.ГГ, копией проекта освоения лесов, действующего на момент осмотра; копией постановления от ДД.ММ.ГГ "номер" о назначении административного наказания по ч.4 с.8.25 КоАП РФ в отношении ООО "Кармен", вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГ; копией платежного поручения от ДД.ММ.ГГ "номер".
Вместе с тем, согласно постановлению должностного лица от ДД.ММ.ГГ помимо неправомерного ограждения лесного участка в вину Обществу вменено наличие на арендуемом участке беседок в количестве 20 штук, не предусмотренных проектом освоения лесов. Однако, согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ "номер" ООО "Кармен" не вменялось наличие на лесном участке беседок в количестве большем, чем предусмотрено проектом освоения лесов.
Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
С учетом изложенного судья краевого суда приходит к выводу об исключении из объема вмененного правонарушения нарушение условий договора аренды лесного участка, проекта освоения лесов в части размещения беседок в количестве 20 штук.
Не смотря на это, доводы жалобы основанием к изменению отмене состоявшихся по делу актов не являются.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО "Кармен" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, а доводы жалобы об обратном опровергаются вышеперечисленными доказательствами.
Ссылка в жалобе на то, что юридическое лицо нельзя было вновь привлекать к административной ответственности по ч.4 ст.8.25 КоАП РФ по тем же основаниям, что и ранее, является несостоятельной, поскольку не исключается возможность последующего привлечения общества к административной ответственности в случае продолжения нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. При этом учитывается, что факт правонарушения установлен по делу и подтверждается перечисленными выше доказательствами.
Доводы жалобы о допущенных процессуальных нарушениях противоречат фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам.
Ссылка в жалобе на то, что проверка юридического лица проведена в нарушение положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ подлежит отклонению. Правонарушение выявлено в результате текущего патрулирования лесов, которое предусмотрено статьей 96 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 12 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года N 394.
Согласно ч.5 ст.8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Таким образом, вышеизложенное положение не обязывает административный орган при выявлении правонарушений принимать решение о назначении внеплановой проверки общества.
Доводы законного представителя ООО "Кармен" о том, что в проект освоения лесов, заключение государственной экспертизы на который утверждено приказом управления лесами Алтайского края "номер" от ДД.ММ.ГГ, внесены изменения, не могут быть приняты, поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГ действующим на тот момент проектом ограждение арендуемого участка не было предусмотрено.
Ссылка в жалобе на то, что при осмотре территории должностные лица не учли отсутствие потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды, поскольку арендуемая обществом территория находилась под покровом снега, не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм законодательства, влекущих недопустимость использования полученных административным органом доказательств и являющихся основанием для признания незаконными и отмены постановления от ДД.ММ.ГГ и решения от ДД.ММ.ГГ, заявителем в жалобе не приведено.
Судом проверена процедура привлечения к административной ответственности, правомерно установлено, что административное наказание назначено в соответствии с санкцией ч.4 ст.8.25 КоАП РФ.
Оснований для изменения назначенного наказания не имеется, поскольку при его назначении учтено отягчающее вину обстоятельство - повторное совершение правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Лебяжинскому лесничеству управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Миллера А.В. от 15 мая 2017 года, решение и.о. заместителя начальника управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Гостюшева А.В. от 11 июля 2017 года, решение судьи Егорьевского районного суда Алтайского края от 14 ноября 2017 года изменить, исключив из объема вмененного правонарушения нарушение условий договора аренды лесного участка и иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, в части размещения на лесном участке, предоставленном в аренду, беседок.
Судья Л.Ю. Ковалюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.