Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего: Кулеш О.А,
Судей: Внгель А.А, Зацепина В.М.
при секретаре Клименко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца Казаниной В. К. на решение Бийского городского суда Алтайского края от 3 ноября 2017 года
Дело по административному исковому заявлению Казаниной В. К. к МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность.
Заслушав доклад судьи Кулеш О.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Казанина В.К. обратилась в суд с административным иском к МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность.
В обоснование административных исковых требований указала, что с 1989 года владеет жилым домом, находящимся на земельном участке по адресу: "адрес" Данный дом является объектом самовольного строительства 1962 года постройки.
ДД.ММ.ГГ повторно обратилась в МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно указанного земельного участка для сохранения самовольной постройки. В предварительном согласовании предоставления земельного участка было отказано. В сообщении от ДД.ММ.ГГ отказ административным ответчиком мотивирован тем, что земельный участок находится на территориях зоны О 5 - ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия последствий, зоны О 1 - ограничения использования объектов недвижимости на территориях санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
Решение МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" является незаконным, нарушающим её права собственности на земельный участок и жилой дом. Спорный земельный участок не подпадает под ежегодные подтопления. Земли города Бийска поделены на зоны только в ДД.ММ.ГГ. Согласно техническому заключению состояние строительных конструкций и коммуникаций жилого дома соответствует действующим СНиП, угрозы не несет.
Требованиями действующего земельного и градостроительного законодательства не предусмотрен запрет на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в зонах ограниченного использования.
Просила признать незаконным отказ МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка для сохранения самовольной постройки по адресу: "адрес"", обязать МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" провести предварительное согласование предоставления в собственность земельного участка для сохранения самовольной постройки по адресу: "адрес".
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 3 ноября 2017 года Казаниной В.К. в удовлетворении административных исковых требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Казанина В.К. просит решение отменить, поскольку самовольная постройка не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, в данном случае соблюдены установленные градостроительные, строительные, экологические, санитарно - гигиенические, пртивопожарные и иные правила.
В письменных возражениях МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционную жалобу возможно рассмотреть в их отсутствие.
Рассмотрев административное дело в полном объеме в соответствии с ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с подп.1 п.1 ст.39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно закреплены в статье 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу пункта 7 которой такое предоставление осуществляется отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, установлены в ст.2 Закона Алтайского края от 09 ноября 2015 года N98-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" (далее - Закон Алтайского края N98-ЗС).
В соответствии с данной номой земельный участок однократно предоставляется бесплатно в собственность гражданину, имеющему в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем самовольно созданным жилым домом, возведенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан (п.4 ст.2 Закона Алтайского края N98-ЗС).
В силу п.2 ст.39.19 Земельного кодекса Российской Федерации порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.Частью 1 статьи 7 Закона Алтайского края N98-ЗС установлено, что граждане, имеющие право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка в соответствии со статьей 2 настоящего Закона, обращаются в орган местного самоуправления или орган исполнительной власти Алтайского края, уполномоченные на распоряжение земельными участками (далее - уполномоченный орган), с заявлением о предоставлении земельного участка.
Предоставление земельных участков бесплатно в собственность граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3, 4 статьи 2 настоящего Закона, регулируется Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Согласно п.1 ст.39.14 Земельного кодекса Российской Федерации мероприятия, направленные на предоставление земельного участка, включают, в том числе, подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с подп.2 п.8 ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В силу подп.6 ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии с п.2, подп.14 п.5 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГ Казанина В.К. обратилась в МБУ "Управление "Единое окно" Администрации города Бийска" с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка по "адрес" в собственность бесплатно для сохранения самовольной постройки.
МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" принято решение об отказе Казаниной В.К. в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность для сохранения самовольной постройки.
Отказ мотивирован тем, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Бийск, утвержденным решением Думы города Бийска от 17 февраля 2012 года N 803, земельный участок по адресу: "адрес"", расположен на территориях зоны О 5 - ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий; О 1 - ограничения использования объектов недвижимости на территориях зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. В результате весенне-летнего паводка 2014 года в г. Бийске жилой дом попал в зону подтопления, уровень подтопления жилого дома по данному адресу достигал 70 см. (л.д.8).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности такого решения, поскольку спорный земельный участок расположен в границах зоны санитарной охраны второго пояса источников питьевого водоснабжения, в связи с чем является ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они соответствуют вышеприведенным положениям закона и обстоятельствам дела.
Нахождение земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" в указанной зоне подтверждается фрагментом (выпиской) из Правил землепользования и застройки муниципального образования город Бийск, утвержденных решением Думы города Бийска от 17 февраля 2012 года N803, ответом отдела архитектуры и градостроительства администрации города Бийска от ДД.ММ.ГГ, факт нахождения земельного участка по адресу: "адрес" во втором поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения не оспаривался административным истцом.
Поскольку в силу вышеприведенных требований земельного законодательства предоставление в частную собственность земельного участка, отнесенного к землям, ограниченным в обороте, не допускается, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
С учетом вышеуказанного вывода суда, основанного на законе и обстоятельствах дела, не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что самовольная постройка не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, при ее возведении соблюдены градостроительные, строительные, экологические и иные правила.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛа:
Решение Бийского городского суда Алтайского края от 3 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Казаниной В. К. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.