Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Котликовой О.П,
при секретаре Арлаускас И.Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению "данные изъяты" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
установил:
административный истец обратился в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: "адрес", и земельного участка с кадастровым номером *** расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на ДД.ММ.ГГ.
Требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу на праве собственности земельных участков значительно превышает рыночную стоимость, что подтверждается отчетами об оценке. Данное обстоятельство нарушает права административного истца, так как кадастровая стоимость влияет на размер земельного налога.
Ссылаясь на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, просит установить кадастровую стоимость земельных участков равной рыночной стоимости, указанной в отчетах об оценке.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, для участия в рассмотрении дела не явились, в связи с чем в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в их отсутствие.
В письменном отзыве ФГБУ "ФКП Росреестра" оставляет разрешение административных исковых требований на усмотрение суда; от других лиц, участвующих в деле, отзывов на иск не поступило.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
При рассмотрении дела на основании свидетельства о госрегистрации и выписки из ЕГРПН установлено, что административный истец является собственником вышеназванных земельных участков.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Исходя из положений части 11 статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно сведениям филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю датой определения кадастровой стоимости земельных участков является ДД.ММ.ГГ, кадастровая стоимость участка с кадастровым номером *** установлена в размере "данные изъяты", с кадастровым номером *** - "данные изъяты".
В подтверждение иной рыночной стоимости с соблюдением требований части 16 статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" представлены отчеты об оценке, согласно которым по состоянию на ДД.ММ.ГГ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** составляет "данные изъяты", земельного участка с кадастровым номером *** - "данные изъяты".
Представленные отчеты подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, специальными познаниями и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванных объектов недвижимости. Из отчетов следует, что оценщик провел анализ рынка и внешних факторов, влияющих на стоимость объекта оценки. При определении рыночной стоимости земельного участка оценщик использовал сравнительный подход, мотивировал отказ от использования затратного и доходного подходов. При использовании сравнительного метода были применены корректировки к избранным объектам-аналогам по наиболее существенным ценообразующим факторам с приведением соответствующего расчета используемых коэффициентов.
В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для каждого конкретного земельного участка.
Сомнений в обоснованности отчета об оценке у суда не возникло.
Лицами, участвующими в деле, не представлено доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости земельного участка, в связи с чем у суда отсутствуют основания для непринятия итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, указанной в отчете.
Таким образом, требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной подлежат удовлетворению.
В силу положений статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности" сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ *** "О государственной регистрации недвижимости".
Поскольку административный истец не воспользовался правом на обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Алтайскому краю для разрешения возникшего вопроса, а обратился непосредственно в суд, то датой подачи заявления следует считать ДД.ММ.ГГ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 179, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление "данные изъяты" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в размере его рыночной стоимости, равной "данные изъяты".
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в размере его рыночной стоимости, равной "данные изъяты".
Датой подачи заявления считать ДД.ММ.ГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О. П. Котликова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.