Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Мугиновой Р.Х.
судей Портновой Л.В.
Фархиуллиной О.Р.
при секретаре Хасанове Р.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Латыпова А. Ш. -Чурагуловой (Самигуллиной) Э.Ф. на решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 17 ноября 2017 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Латыпова А. Ш. к Правительству Республики Башкортостан о предоставлении, жилого помещения в виде отдельной квартиры, за счет средств федерального бюджета на условиях социального найма не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной администрацией городского округа города Уфа РБ, т.е. не менее 33 кв.м, отвечающего санитарным и техническим нормам, пригодного для заселения и проживания, отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Портновой Л.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Латыпов А.Ш. обратился в суд с исковым заявлением к Правительству Республики Башкортостан о предоставлении благоустроенного жилья на условиях социального найма. В обоснование иска указал, что Латыпов А.Ш. является ветераном боевых действий на территории Республики Афганистан, имеет удостоверение серии ГБ N... Постановлением главы адрес N... от 19 сентября 1996 года Латыпов А.Ш. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по льготным основаниям, N... Однако на протяжении длительного периода времени он не обеспечен жилым помещением в соответствии с законом. Истец обратился в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан с заявлением, получив письменное сообщение от 05.05.2015 N.., в котором указано, что вопрос о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением будет рассмотрен согласно очередности, исходя из даты постановки, по мере поступления бюджетных средств, по состоянию на 1 января 2015 года номер очередности 111. Дополнительно министерство сообщило 20.08.2015 г. N.., что по состоянию на 1 января 2015 года истец под номером 112, порядковый номер очереди изменен в связи с включением по решению суда в республиканский список гражданина, имеющего льготную категорию "инвалид"". Данный отказ считает незаконным и необоснованным, указанными действиями нарушаются права на льготное первоочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма.
Истец просил обязать Правительство Республики Башкортостан обеспечить Латыпова А. Ш. жилым помещением в виде отдельной квартиры, за счет средств федерального бюджета на условиях социального найма не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной Администрацией городского округа города Уфа РБ, т.е. не менее 33 кв.м, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Не соглашаясь с решением суда, представитель Латыпова А.Ш. -Чурагулова (Самигуллина) Э.Ф. в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое об удовлетворении исковых требований.
В обосновании доводов жалобы указывает, что Латыпов А.Ш, как ветеран боевых действий в Афганистане, имеет право на получение на условиях социального найма жилого помещения в соответствии с нормами обеспечения. В настоящее время, ему положено благоустроенное помещение (квартира) площадью не менее 33 кв. м. Прописав указанную норму в ФЗ "О ветеранах", Российская Федерация взяла на себя данные обязательства, делегировав их субъектам РФ с учетом последующих субвенций в бюджет.
Государство в лице уполномоченных государственных и муниципальных органов в силу своего бездействия и неправомерных действий с 19.09.1996 года (с момента поставки на учет) до настоящего времени, то есть более 20 лет, не исполняет своих обязательств.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив оспариваемое судебное постановление в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Латыпова А.Ш. -Чурагулову (Самигуллину) Э.Ф, поддержавшую доводы жалобы, представителя Правительства Республики Башкортостан - Калееву Н.О, возражавшую против доводов апелляционной жалобы, поддержавшую представленное возражение на жалобу, указавшую, что Латыпов А.Ш, права которого не нарушены, имеет приоритетное право на получение жилого помещения, представителей Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан - Казанцеву Е.В, Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре - Хазиеву Э.М, полагавших решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно п.3 ч.1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах") ветеранам боевых действий предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения жильем один раз.
Ветераны боевых действий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с положениями ст.23.2 Федерального закона "О ветеранах".
В соответствии с п.1 названной статьи полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17- 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах" категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Механизм предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета регулируется Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.09.2011 N 322 (далee - Порядок).
Из п.3 Порядка следует, что нуждающимися в улучшении жилищных условий применительно к Порядку признаются ветераны, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые органами местного самоуправления Республики Башкортостан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Ответственным за ведение республиканского списка граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в виде обеспечения жилыми помещениями, из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее -республиканский список), является Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (п.3 постановления Правительства Республики Башкортостан от 15.09.2011 N 322).
Обеспечение граждан жилыми помещениями в соответствии с п. 1.5 Порядка осуществляется один раз в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность по месту постановки на учет в органах местного самоуправления Республики Башкортостан в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по выбору граждан.
Согласно п. 2.3. Порядка Республиканский список формируется в хронологическом порядке исходя из даты принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в один день нескольких граждан очередность устанавливается в алфавитном порядке.
В соответствии с п. 2.4. Порядка Министерство семьи, труда и социальной защиты Республики Башкортостан, ежегодно по состоянию на 1 января с учетом положений пункта 2.3 Порядка формирует уточненный республиканский список с указанием выбранной гражданином меры социальной поддержки, который утверждается приказом Министерства семьи, труда и социальной защиты Республики Башкортостан, и в месячный срок доводит его до Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре Республики Башкортостан.
Судом первой инстанции и материалами дела установлено, что в республиканском списке ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях и вставших на учет до 1 января 2005 года, сформированном Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан на основании соответствующих списков граждан, представленных администрациями муниципальных районов и городских округов, Латыпов А.Ш. состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 19.09.1996 года по категории "ветеран боевых действий", форма социальной поддержки - жилое помещение, по состоянию на 01.01.2017 года у Латыпова А.Ш. порядковый N...
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Латыпов А.Ш, состоящий на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 19.09.1996 года по категории "ветеран боевых действий", форма социальной поддержки - жилое помещение, фактически ставит вопрос о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Однако, статья 57 ЖК РФ не предусматривает предоставление жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке гражданам, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с наличием у них статуса ветерана боевых действий.
Само по себе формирование республиканского списка ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях и вставших на учет до 1 января 2005 года, прав и законных интересов Латыпова А.Ш. на обеспечение его жилым помещением за счет средств федерального бюджета, не нарушает.
Уполномоченный орган вправе принимать решения о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем соответствующих категорий граждан только при наличии в бюджете субъекта средств федерального бюджета, поступивших на указанные цели, и не вправе претендовать на средства федерального бюджета (субсидии) сверх бюджетных средств, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается.
Согласно правовой позиции, изложенной в "Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.11.2007) "предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь... Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия". Тогда как первоочередное предоставление жилья подразумевает включение определенной категории граждан в отдельный список и предоставление соответственно жилья в порядке очередности, формируемой по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в которой были поставлены на жилищный учет в органах местного самоуправления и признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Между тем, по требованию истца правовых оснований для возложении на ответчика обязанности обеспечить истца жилым помещением во внеочередном порядке судебная коллегия не усматривает, поскольку доказательств, свидетельствующих о наличии у истца права на внеочередное предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением, последним не представлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции верно определилюридически значимые обстоятельства, правильно применил нормы материального права. Решение суда мотивировано, постановлено с соблюдением требований процессуального и материального права, поэтому является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 17 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Латыпова А. Ш. - Чурагуловой (Самигуллиной) Э.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий Мугинова Р.Х.
Судьи Портнова Л.В.
Фархиуллина О.Р.
Справка: судья Зайдуллин Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.