Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Васильевой Г.Ф,
судей: Идрисовой А.В. и Фроловой Т.Е,
при секретаре Даминовой Р.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Лицей N 52" городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным, понуждении к выполнению требований санитарного законодательства.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Идрисовой А.В, пояснения представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан Асфандияровой В.А. и Насыковой Д.Р, поддержавших исковые требования, представителя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Лицей N 52" Аюповой И.Ф, просившей исковое заявление оставить без удовлетворения, изучив и оценив материалы гражданского дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан (далее Управление Роспотребнадзора по РБ) обратилось в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Лицей N 52" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее МБОУ "Лицей N 52" ГО г.Уфа РБ) о признании бездействия незаконным, понуждении к выполнению требований санитарного законодательства.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведения внеплановой выездной проверки МБОУ "Лицей N 52" ГО г.Уфа РБ, по адресу фактического осуществления деятельности: адрес, выявлено невыполнение следующих пунктов предписаний должностного лица Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан от 19.10.2015 N N... и от 07.10.2014 N N... : в нарушение обязательных требований п. 5.2 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях" в кабинете N N... не установлены ученические стулья, соответствующие росто-возрастным особенностям детей; в нарушение обязательных требований п. 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных организациях" в туалетах для мальчиков и девочек кабины не оборудованы дверями; в нарушение обязательных требований п. 5.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях" не установлены для обучающихся I ступени образования школьные парты, обеспеченные регулятором наклона поверхности рабочей плоскости; что подтверждается актом проверки от 16.09.2016 N N... По выявленным нарушениям в отношении указанного выше юридического лица возбуждено дело по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением мирового судьи судебного участка N 3 по Калининскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 17.10.2016 директор МБОУ "Лицей N 52" ГО г.Уфа РБ Аюпова И.Ф. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 руб.
Управление Роспотребнадзора по РБ просит признать действия (бездействие) юридического лица МБОУ "Лицей N 52" ГО г.Уфа РБ незаконными; понудить МБОУ "Лицей N 52" ГО г.Уфа РБ выполнить требования санитарного законодательства путем устранения выявленных нарушений обязательных требований п. 5.2 СанПиН 2.4.2.2821- 10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях" в кабинете N 26 установить ученические стулья, соответствующие росто-возрастным особенностям детей; п. 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях" в туалетах для мальчиков и девочек кабины оборудовать дверями; п. 5.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях" установить для обучающихся I ступени образования школьные парты, обеспеченные регулятором наклона поверхности рабочей плоскости в течение 7 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Решением Калининского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 09 октября 2017 года в удовлетворении искового заявления Управления Роспотребнадзора по РБ отказано.
Не согласившись с решением суда от 09.10.2017, Управление Роспотребнадзора по РБ подало апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, указывая на его незаконность и необоснованность, на рассмотрение дела в их отсутствие без надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания.
Судом первой инстанции дело было рассмотрено в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ). Однако судом первой инстанции неправильно избран вид судопроизводства, поскольку правоотношения, возникшие в данном случае, основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон по делу, а потому в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 КАС РФ, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном названным выше кодексом.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что данное дело подлежит рассмотрению в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Согласно пункта 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В подпункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Согласно пункта 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В силу пункта 5 статьи 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных абзацем четвертым настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных настоящей главой.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 декабря 2017 года постановлено перейти к рассмотрению гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, в связи с тем, что дело рассмотрено без участия представителя истца - Управления Роспотребнадзора по РБ.
Согласно почтового уведомления (л.д. 134) истцом 25.09.2017 получено почтовое отправление, направленное 20.09.2017, в котором содержалась повестка с извещением о судебном заседании по делу, назначенном на 09.10.2017 в 15.40 час.
Из протокола предварительного судебного заседания от 18.09.2017 следует, что судебное заседание по делу назначено на 09.10.2017 в 15.40 час.
Однако в протоколе судебного заседания от 09.10.2017 (л.д.138) указано, что судебное заседание по рассмотрению искового заявления Управления Роспотребнадзора по РБ к МБОУ "Лицей N 52" ГО г.Уфа РБ о признании бездействия незаконным, понуждении к выполнению требований санитарного законодательства начато в 14 часов 30 минут, окончено в 14 часов 35 минут.
Таким образом, суд в нарушение ч. 2 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя истца, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, лишив истца возможности реализовать свои права, предусмотренные ст. 35 ГПК РФ, в том числе участвовать в судебном заседании, представлять суду доказательства в подтверждение своей правовой позиции.
При рассмотрении дела по правилам производства в суде первой инстанции, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в связи с нарушением судом норм процессуального права по указанным выше обстоятельствам.
В судебном заседании представители истца Управления Роспотребнадзора по РБ Асфандиярова В.А. и Насыкова Д.Р. исковые требования поддержали, просили иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика МБОУ "Лицей N 52" ГО г.Уфа РБ директор Аюпова И.Ф. исковые требования не признала, просила в иске отказать, пояснила, что частично ими исполнены требования предписания, приобретены парты с наклоном, но не во все классы, двери в туалете не установлены.
Изучив и оценив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения внеплановой выездной проверки МБОУ "Лицей N 52" ГО г. Уфа РБ, по адресу фактического осуществления деятельности: адрес, выявлено невыполнение следующих пунктов предписаний должностного лица Управления Роспотребнадзора по РБ от 19.10.2015 года N N... и от 07.10.2014 года N N... : в нарушение обязательных требований п. 5.2 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях" в кабинете N N... не установлены ученические стулья, соответствующие росто-возрастным особенностям детей. В нарушение обязательных требований п. 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения в общеобразовательных организациях" в туалетах для мальчиков и девочек кабины не оборудованы дверями. В нарушение обязательных требований п. 5.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях" не установлены для обучающихся I ступени образования школьные парты, обеспеченные регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Организация воспитательного процесса с множественными нарушениями требований санитарного законодательства в части содержания и оборудования помещений способствуют возникновению и распространению инфекционных и неинфекционных заболеваний, нарушению осанки обучающихся, что представляет угрозу жизни и здоровью человека. Истцом были вручены ответчику предписания об устранении указанных выше нарушений.
МБОУ "Лицей N 52" ГО г.Уфа РБ не выполнены требования предписаний должностного лица Управления Роспотребнадзора по РБ от 19.10.2015 года N N... и от 07.10.2014 года N N.., что подтверждается актом проверки от 16.09.2016 г. N N... По выявленным нарушениям в отношении вышеуказанного юридического лица возбуждено дело по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением мирового судьи судебного участка N 3 по Калининскому району г. Уфы от 17.10.2016 года N 5 N... директор МБОУ "Лицей N 52" ГО г.Уфа РБ Аюпова И.Ф. признана виновной в совершении административного правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута наказанию в виде административного штрафа 1000 руб.
Из Устава МБОУ "Лицей N 52" ГО г.Уфа РБ, расположенного по адресу: адрес, ОГРН N.., ИНН N.., следует, что МБОУ "Лицей N 52" ГО г.Уфа РБ является юридическим лицом - некоммерческой организацией, муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, учрежденным Администрацией ГО г.Уфа РБ, МБОУ "Лицей N 52" ГО г.Уфа РБ, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, соответствующие целям его деятельности, предусмотренным уставом, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
Статья 41 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на охрану здоровья.
Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии заявления", другими нормативными актами.
Согласно статье 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу статьи 1, части 1 статьи 24 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе организационные, и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
На основании статьи 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", соблюдение санитарных правил, утвержденных и введенных в действие федеральным органом исполнительной власти на территории Российской Федерации является обязательным для юридических лиц.
По смыслу пунктов 3, 5, 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя: определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Положениями пункта 3 части 4 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Пунктом 15 части 3 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктами 1, 4, 7 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций, а также иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года N 189 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (СанПиН 2.4.2.2821-10).
Указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях.
Представителем ответчика Аюповой И.Ф. в доказательство частичного исполнения требований предписания представлены: товарная накладная от 18.08.2017 N N.., товарная накладная N N... от 04.09.2017, счёт-фактура N N... от 04.09.2017 о приобретении мебели ученической, шкафов стеллажей полуоткрытых.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако в нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что указанная в товарных накладных мебель соответствует указанным выше нормативным требованиям, а также росто-возрастным особенностям детей, установлена в кабинете N N.., а также, что были приобретены для обучающихся I ступени образования школьные парты, обеспеченные регулятором наклона поверхности рабочей плоскости.
Согласно акту обследования МБОУ "Лицей N 52" ГО г.Уфа РБ от 09.10.2017 для устранения нарушений по предписанию Управления Роспотребнадзора по РБ N 07- N... от 16.09.2016 (п. 2 - туалеты мальчиков и девочек кабины оборудовать дверями) необходимо реконструировать санузлы и кабинки санузлов, однако для выполнения данных работ требуется дополнительное финансирование из средств местного бюджета.
Установив указанные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о незаконном бездействии МБОУ "Лицей N 52" ГО г.Уфа РБ и необходимости возложения обязанности по устранению нарушений санитарного законодательства.
МБОУ "Лицей N 52" ГО г.Уфа РБ осуществляет воспитание и обучение детей в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования. МБОУ "Лицей N 52" ГО г.Уфа РБ несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество образования и его соответствие федеральным государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форма, методов и средств организации образовательного процесса в соответствии с возрастными психофизическими особенностями, склонностями, способностями, интересами обучающихся, требованиями охраны жизни и здоровья.
Довод о привлечении должностного лица - директора МБОУ "Лицей N 52" ГО г.Уфа РБ Аюповой И.Ф. о привлечении к административной ответственности за неисполнение требований предписаний Управления Роспотребнадзора по РБ не может служить основанием к отказу в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку привлечение руководителя ответчика к административной ответственности не исключает привлечение юридического лица к гражданско-правовой ответственности.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Исходя из содержания ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, необходимо установить срок, в течение которого ответчик обязан совершить данные действия. С учетом обстоятельств дела, характера нарушенных прав неопределенного круга лиц, важности защищаемых отношений судебная коллегия полагает разумным и достаточным сроком для устранения ответчиком выявленных нарушений семь месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 09 октября 2017 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан удовлетворить.
Признать бездействие юридического лица Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Лицей N 52" городского округа город Уфа Республики Башкортостан незаконным.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей N 52" городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение 7 месяцев со дня вступления решения в законную силу выполнить требования санитарного законодательства путем устранения выявленных нарушений обязательных требований СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях" - в кабинете N N... установить ученические стулья, соответствующие росто-возрастным особенностям детей; в туалетах для мальчиков и девочек кабины оборудовать дверями; установить для обучающихся I ступени образования школьные парты, обеспеченные регулятором наклона поверхности рабочей плоскости.
Председательствующий: Г.Ф. Васильева
судьи: А.В. Идрисова
Т.Е. Фролова
справка: судья Фаршатова И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.