Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Науширбановой З.А,
судей Смирновой и Фроловой Т.Е.
при секретаре Кабировой Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мустафина Радика Вафиевича к администрации Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан об отмене распоряжения главы администрации Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N 393 от 26 апреля 2016 г.; восстановлении в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначальной постановки на учет в г. Уфа,
по апелляционной жалобе администрации Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 23 октября 2017 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Фроловой Т.Е, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мустафин Р.В. обратился в суд с иском к администрации Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан об отмене распоряжения главы администрации Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N 393 от 26 апреля 2016 г.; восстановлении в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначальной постановки на учет в г. Уфа.
В обоснование исковых требований указал, что Постановлением администрации Октябрьского района г. Уфы N 997 от 16 августа 1995 г. по увольнении с действительной военной службы он с учетом состава семьи в количестве 3 человек (истец, его супруга Мустафина В.Ф. и дочь М.Е.Р.) был поставлен на очередь для получения и обмена жилплощади, семья принята на регистрационный учет по адресу адрес.
Также указал, что в дальнейшем М.Е.Р. приобрела жилое помещение в адрес и в апреле 2016 г. снялась с регистрационного учета по адресу адрес.
По утверждению истца, он и Мустафина В.Ф. должны были остаться в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначальной постановки на учет в адрес, однако распоряжением главы администрации Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N 393 от 26 апреля 2016 г. они были сняты с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях в администрации Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан.
Просил суд отменить распоряжение главы администрации Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N 393 от 26 апреля 2016 г, восстановить ФИО1 с учетом состава семьи в количестве 3 человек (истец, его супруга Мустафина В.Ф. и дочь М.Е.Р.) в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначальной постановки на учет в адрес.
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 23 октября 2017 г. данный иск удовлетворен частично. Оспариваемое распоряжение отменено в части снятия Мустафина Р.В. с учета граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях. На ответчика возложена обязанность восстановить Мустафина Р.В. в списке граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе администрация Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным. По утверждению подателя жалобы, основанием для издания оспариваемого распоряжения явилось то обстоятельство, что М.Е.Р, будучи членом семьи, приобрела жилое помещение в адрес площадью 43,8 кв.м, при этом никаких заявлений со стороны истца в отдел учета и оформления жилья администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о том, что М.Е.Р. не является членом семьи и совместно с истцом не проживает не представлено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Хазиеву А.Р, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, Мустафина Р.В. и его представителя Гафарова Р.М, полагавших решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене с вынесением нового решения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В пунктах 1, 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанным требованиям обжалуемое решение суда не отвечает.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Частью 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При этом, основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами указанного Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, что следует из разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".
Согласно пункту 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 (далее - Правила), основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются:
а) отсутствие жилой площади;
б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям;
г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках;
д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади;
з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади;
и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
Как следует из пункта 10 Правил, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае:
а) наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры);
б) наличия у них забронированного жилого помещения (благоустроенного и соответствующего установленным нормам);
в) их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 г. (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.);
г) если они или один из членов семьи, проживающий совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получают) на эти цели социальные выплаты от соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно-строительного кооператива, строящими квартиру за счет средств, выделяемых из федерального бюджета;
д) если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 26 Правил, военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае решения жилищной проблемы.
Под решением жилищной проблемы по смыслу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации следует понимать наличие у граждан по установленным нормам жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма либо находящихся в их собственности.
Согласно статье 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Как следует из статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Так, материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривается, что 1 декабря 1994 г. Мустафин Р.В. досрочно уволен в запас действительной военной службы, 31 марта 1995 г. исключен из списков личного состава войсковой части, после чего выехал на постоянное место жительства на территорию Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан и 9 августа 1995 г. обратился к администрации Октябрьского района г. Уфы с заявлением о постановке его в очередь на получение жилья (л.д. 41, 40, 38, 30).
По изучении представленных истцом документов к администрацией Октябрьского района г. Уфы было издано Постановление N 997 от 16 августа 1995 г, которым Мустафин Р.В. с учетом состава семьи в количестве 3 человек (истец, его супруга Мустафина В.Ф. и дочь М.Е.Р.) поставлен на очередь для получения и обмена жилплощади (л.д. 34).
Семья истца в составе супругов Мустафиных и их дочери М.Е.Р. проживает в квартире общей площадью 46,8 кв.м. по адресу адрес на основании заключенного с собственником данного жилого помещения М.Ф.В. договора найма, была принята на регисрационный учет по данному адресу (супруги Мустафины - 2 февраля 2012 г, М.Е.Р. -11 апреля 2016 г.) (л.д. 65).
Из представленной в материалах дела Выписки из ЕГРН видно, что 10 декабря 2012 г. за дочерью истца Мустафиной Е.Р. зарегистрировано единоличное право собственности на квартиру площадью 43,8 кв.м. по адресу адрес
Распоряжением главы администрации Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N 393 от 26 апреля 2016 г. Мустафины были сняты с учета граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях в администрации Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (л.д. 12).
28 апреля 2016 г. М.Е.Р. снята с регистрационного учета по адресу адрес и зарегистрирована в квартире по адресу адрес.
В качестве основания для исключения семьи Мустафиных из списка очередников послужил тот факт, что членом семьи истца - его дочерью М.Е.Р. приобретена в собственность квартира площадью 43,8 кв.м. по адресу адрес, после чего уровень обеспеченности жильем на 1 члена семьи для Мустафиных составляет более 12 м, то есть более учетной нормы на территории городского округа адрес Республики Башкортостан (л.д. 31-33).
Данные доводы ответчика суд посчитал необоснованными, указав, что членом семьи истца М.Е.Р. не является, совместно с отцом не проживает и общего хозяйства с ним не ведет, квартира в адрес приобретена ею на личные денежные средства.
В связи с указанными обстоятельствами суд пришел к выводу об отмене оспариваемого распоряжения в части снятия Мустафина Р.В. с учета граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях; возложении на ответчика обязанности восстановить Мустафина Р.В. в списке граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
С приведенными выводами судебная коллегия согласиться не может.
Так, в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Аналогичные положения содержались и в статьях 53,54,83,89 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений.
Таким образом, круг лиц, относящийся к членам семьи военнослужащего, имеющих право на социальные гарантии, определяется пунктом 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации в их системной связи.
При этом, к заявлению от 9 августа 1995 г. о постановке его в очередь на получение жилья истцом были приложены справки о том, что в состав его семьи входят супруга Мустафина В.Ф. и дочь М.Е.Р. дата года рождения (л.д. 39, 44).
Таким образом, при издании Постановления N 997 от 16 августа 1995 г. о постановке истца в очередь на получение жилья администрацией Октябрьского района г. Уфы учитывался состав его семьи в количестве 3 человек, включая дочь М.Е.Р, которая на тот момент являлась несовершеннолетним лицом (... лет).
Соответственно, на момент издания Постановления администрации Октябрьского района г. Уфы N 997 от 16 августа 1995 г. М.Е.Р. являлась членом семьи истца в силу закона.
Допустимых доказательств того, что она утратила такой статус впоследствии, суду не представлено и судом не добыто, с соответствующими заявлениями истец к ответчику не обращался и о непроживании дочери по адресу адрес не сообщал.
С регистрационного учета по адресу адрес М.Е.Р. была снята только 28 апреля 2016 г, то есть уже после издания оспариваемого распоряжения.
Изложенное свидетельствует о том, что на момент издания оспариваемого распоряжения у администрации Октябрьского района городского округа города Уфы Республики Башкортостан каких-либо сведений о том, что М.Е.Р. не является членом семьи Мустафина Р.В. не имелось, а потому приобретение ею квартиры площадью 43,8 кв.м. являлось достаточным основанием для снятия семьи Мустафиных в количестве 3 человек с учета граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях в администрации Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, ввиду обеспеченности жилой площадью более учетной нормы на территории городского округа г. Уфа Республики Башкортостан.
При таких обстоятельствах правовые и фактические основания для признания незаконным оспариваемого распоряжения, принятого в рамках полномочий и на основании представленных и истребованных ответчиком сведений у суда отсутствовали.
Таким образом, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Мустафина Р.Ф.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 23 октября 2017 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Мустафина Радика Вафиевича к администрации Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан об отмене распоряжения главы администрации Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N 393 от 26 апреля 2016 г.; восстановлении в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначальной постановки на учет в г. Уфа отказать.
Председательствующий: З.А. Науширбанова
Судьи: О.В. Смирнова
Т.Е. Фролова
Справка: судья Э.Р. Кадырова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.