Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего - Макоева А.А.
судей - Жернового Е.И. и Мисхожева М.Б.
при секретаре - Жантуеве К.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бажева Т.К. к Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике об установлении факта его участия в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, пресечении вооружённого мятежа, совершения террористического акта, посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих,
по апелляционной жалобе МВД по КБР на решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КБР Жернового Е.И, объяснения представителя МВД по КБР по доверенности Калмыковой М.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Бажева Т.К, возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бажев Т.К. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике (далее - МВД по КБР) об установлении факта его участия в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, пресечении вооружённого мятежа, совершения террористического акта, посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, мотивируя следующим.
Уведомлением от МВД по КБР от ДД.ММ.ГГГГ. N ему было отказано в требовании о признании участником боевых действий и выдаче соответствующего удостоверения, в связи с отсутствием для этого правовых оснований.
Истец считает, данный ответ от МВД по КБР незаконным, и не основанным на фактических обстоятельствах дела.
Он служил в МВД в период с 1997г по 2016г. (до его увольнения в связи с болезнью на основании ВВК о негодности в службе в ОВД). 16.12.2016г. Ему установлена инвалидность третьей группы, причиной инвалидности является военная травма. То есть, на октябрь 2005 года он являлся действующим сотрудником МВД по КБР и 13.10.2005г. находился при исполнении своих служебных обязанностей.
ДД.ММ.ГГГГ. он совместно с многими другими сотрудниками правоохранительных органов Кабардино-Балкарской Республики принимал участие в отражении вооруженного нападения участников НВФ на городе Нальчике. В результате отражения этого террористического нападения он получил тяжелые пулевые ранения, пресекая действия террористов в районе поста ДПС "Хасанья". После проведения неотложной помощи в ГКБ N2 был переведен в Главный клинический госпиталь МВД РФ, расположенный в Москве, для оказания высокотехнологичной помощи, где проходил стационарное лечение.
Заключением служебной проверки, осуществленной по факту вооруженного нападения 13.10.2005г. на сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, граждан и организации на территории г. Нальчика Кабардино-Балкарской Республики, утвержденной министром внутренних дел КБР генерал-лейтенантом Х.А.Шогеновым, установлено, что инспектор ДПС 4 взвода ОБ ДПС ГИБДД МВД КБР старший сержант милиции Т. К. Бажев, исполняя свои служебные обязанности, получил ранения в результате пресечения террористического нападения НВФ на город Нальчик.
Истец считает, что независимо от отсутствия приказа о введении режима контртеррористической операции, это были боевые действия, которые велись ДД.ММ.ГГГГ, против группы боевиков, действия которых были направленными на активное участие в вооруженном мятеже, совершении террористического акта, посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. Это подтверждается приговором Верховного Суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, за участие в боевых действиях 2005 года Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ он был награжден медалью "За отличие в охране общественного порядка".
Представитель МВД по КБР - Калмыкова М.А. просила в иске Бажева Т.К. отказать за необоснованностью. При этом, не отрицая сам факт участия истца в событиях ДД.ММ.ГГГГ, имевших место в "адрес", указала, что Бажев Т.К, как сотрудник внутренних дел, исполнял свой служебный долг.
Решением Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Бажева Т.К. к МВД по КБР удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, с неправильным определением обстоятельств, имеющих значения для дела, МВД по КБР подало на него апелляционную жалобу, в которой просило его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В исковом заявлении истец с ссылкой на пп.1 п.1 ст.3 Федерального закона от 12.01.1995г. N5-ФЗ "О ветеранах", утверждает, что он подпадает под критерии признания его ветераном боевых действий, поскольку он являлся сотрудником органов внутренних дел и принимал участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
С данными утверждениями истца, ответчик не согласен, так как из содержания названных нормативно-правовых актов следует, что факты выполнения задач в ходе контртеррористических операций устанавливаются на основании соответствующих приказов. Сам по себе факт прохождения истцом службы в органах внутренних дел и нахождения сотрудника органов внутренних дел на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период, начиная с 01 августа 1999 г, без его участия в проведении каких-либо конкретных контртеррористических операций, состав участников и зона проведения которых определяется приказом руководителя Регионального оперативного штаба, не может являться основанием для признания такого сотрудника ветераном боевых действий и выдачи ему удостоверения "Ветеран боевых действий".
Порядок проведения контртеррористической операции и правовой режим контртеррористической операции регулировался в 2005 году, как и в настоящее время, специальными нормами права.
Федеральным законом "О борьбе с терроризмом" установлено, что для непосредственного управления КТО в соответствии с решением Правительства Российской Федерации создается оперативный штаб (ст. 10), имеющий право привлекать необходимые силы и средства федеральных органов исполнительной власти, которые принимают участие в борьбе с терроризмом в соответствии со ст. 6 этого закона (ст. 11), а все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые к проведению КТО, с момента начала указанной операции подчиняются руководителю оперативного штаба по управлению КТО (ст. 12).
Руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств. Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности в оперативное руководство контртеррористической операцией не допускается.
В соответствии с пп.3.3 Инструкции о порядке выдачи
удостоверений ветерана боевых действий в системе внутренних дел Российской
Федерации, утвержденной приказом МВД России от 7.05.2004г N
"О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД
России" основанием для выдачи удостоверения сотрудникам, выполнявшим
задачи в ходе контртеррористической операции на территории Северо-
Кавказского региона с 1 августа 1999 года по настоящее время являются
выписки из приказов, изданных в соответствии с подпунктом "в" пункта
4 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N
"О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам
федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", устанавливающих факт непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона.
В решении суда не нашло отражение содержание нормативно-правовых актов, регулирующих правовой порядок введения режима КТО и порядок присвоения статуса "Ветеран боевых действий".
Вышеуказанными нормативно-правовыми актами, опровергается довод истца о том, что отсутствие приказа о введении режима КТО является незаконным основанием для отказа Министерства в присвоении ему статуса ветерана боевых действий, как не соответствующее законодательству.
На территории Кабардино-Балкарской Республики до ДД.ММ.ГГГГ режим контртеррористической операции не вводился, в связи с чем, оснований для издания приказа о непосредственном участии сотрудников в контртеррористических операциях на территории Кабардино-Балкарской Республики до 2009 года не имелось. Данное обстоятельство подтверждается письмом (ДСП) УФСБ по Кабардино-Балкарской Республике от ДД.ММ.ГГГГ. N, представленное в суде первой инстанции.
Судом неверно трактуется действия Бажева Т.К, осуществленные им ДД.ММ.ГГГГг. В тот день, Бажев Т.К. выполнял служебные задачи своего подразделения, что соответствует положениям нормативных актов (действовавшим в то время) определяющих обязанности милиции. В частности, в соответствии с п.1, п.4 ч.1 ст.10 Закона Российской Федерации от 18.04.1991г. N "О милиции" (документ утратил силу 01.03.2011г. в связи с принятием ДД.ММ.ГГГГ N3-ФЗ "О полиции") установлена обязанность милиции предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств, выявлять и раскрывать преступления, а ст.2 данного Закона закрепляет в качестве задач милиции - "обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом.".
Заявитель проходил службу в органах внутренних дел и соответственно выполнял свои обязанности в соответствии с нормами Закона "О милиции", реализуя задачи милиции по охране общественного порядка и общественной безопасности.
Министерство не отрицает факта участия истца в событиях ДД.ММ.ГГГГг, в результате чего им получены ранения при исполнении служебных обязанностей. Однако истец принимал участие в отражении нападения НВФ и получил ранения не входе контртеррористической операции. В этом контексте служебная проверка не подтверждает, а наоборот опровергает доводы истца. В резолютивной части служебной проверки указано считать ранения полученными при исполнении служебных обязанностей. Следовательно, Бажев Т.К. исполнял свой служебный долг, возложенный на него законом "О милиции", служебным контрактом и должностным регламентом.
Таким образом, из приведенных доводов истца в исковом заявлении, ни один не подпадает под определение и порядок проведения КТО в соответствии с действовавшими и действующими нормативными правовыми актами,
Документы, на которые ссылается истец (заключение служебной проверки, свидетельство о болезни, медали, государственные награды, почетная грамота, справка об установлении инвалидности), в обоснование своих требований, не являются боевым приказом руководителя КТО о привлечении пофамильно конкретных сотрудников милиции, для участия в контртеррористической операции, и не свидетельствуют о непосредственном, личном участии Бажева Т.К. в контртеррористической операции.
Данные документы не отвечают критерию допустимости доказательств, поскольку согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Единственным допустимым доказательством, с точки зрения нормативных правовых актов, регламентирующих порядок участия в контртеррористической операции (боевых действиях), является только приказ руководителя контртеррористической операции.
Также ответчик указывает, что ни один сотрудник органов внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике, в связи событиями 13 октября в 2005г, не получил статус "Ветеран боевых действий", так как не было соответствующих правовых оснований.
Суд первой инстанции посчитал установленным факт участия в боевых действиях, сославшись на получение ранения истцом, подтверждаемое приговором Верховного суда КБР от 24.12.2014г, и справкой Верховного суда КБР о признании его потерпевшим.
Однако данный приговор не исследовался судом, поскольку данный документ отсутствует в приложении к исковому заявлению. Более того, из приведенных позиций приговора не устанавливается и не подтверждается факт непосредственного участия Бажева Т.К. в контртеррористической операции.
С учетом изложенного, юридически значимым по делу обстоятельством, подлежащим установлению, является непосредственное участие Бажева Т.К. в контртеррористической операции, что решением суда первой инстанции не установлено.
Проверив материалы дела в соответствии с правилами ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части и в пределах указываемых в апелляционной жалобе доводов, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене с вынесением нового решения по следующим основаниям.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом первой инстанции при рассмотрении данного дела были допущены.
Согласно ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В силу статьи 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В силу ст. 267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Как следует из материалов дела, старший сержант милиции Бажев Т.К. проходил службу в качестве инспектора 4 взвода ОБ ДПС ГИБДД МВД по КБР.
При вооруженном нападении членов банд подполья из числа приверженцев религиозного экстремистского течения на сотрудников органов внутренних дел в районе поста ДПС "Хасанья", Бажев Т.К. получил огнестрельные ранения различной степени тяжести.
Заявляя вышеуказанные требования, Бажев Т.К. в мотивировочной части искового заявления фактически предъявил требование о признании его участником боевых действий и выдаче на этом основании соответствующего удостоверения. Ранее с аналогичным заявлением он обращался в МВД по КБР и письмом от ДД.ММ.ГГГГ ему был дан ответ о том, что правовых оснований для удовлетворения его требования не имеется.
Служба сотрудников органов внутренних дел, на момент возникших спорных правоотношений, регулировалась специальными правовыми актами: Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции" (действовавшим в 2005 году) и Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1.
Порядок применения Положения определен в Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ от 14 декабря 1999 года N 1038.
Согласно ст. 1 Закона РФ "О милиции", милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 2 указанного Закона, задачами милиции являются: обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом.
Тем самым, принимая участие 13 октября 2005 г. в городе Нальчике в отражении нападения участников незаконных вооруженных формирований, Бажев Т.К. исполнял свой долг сотрудника органов внутренних дел в силу Закона РФ "О милиции" и Присяги сотрудника органов внутренних дел, утвержденной Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1.
Из положений ст. 3 ФЗ "О ветеранах", к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (пп. 1 п. 1). Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом (п. 3).
В соответствии с пп. 3.3 п. 3 Приказа МВД РФ от 07.05.2004 N 282 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России" подтверждающими документами для сотрудников и военнослужащих внутренних войск МВД России, выполнявших (выполняющих) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года, являются выписки из приказов, изданных в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", устанавливающих факт непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона.
Факты выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий устанавливаются на основании соответствующих приказов специально уполномоченных органов, в которых конкретно определяется конкретный состав лиц, и периоды (время) непосредственного участия этих лиц в выполнении данных приказов.
Таким образом, выдача удостоверения ветерана боевых действий осуществляется исключительно лицам, принимавшим участие в боевых действиях на основании распоряжений специально уполномоченных органов и в соответствии с Перечнем территорий и периодов ведения боевых действий.
Из письма ИЦ МВД по КБР начальнику ПО МВД по КБР следует, что приказ об участии Бажева Т.К. в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона в Информационный центр МВД по КБР по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не поступал.
С учетом положений ФЗ "О противодействии терроризму" ФЗ "О ветеранах", Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД РФ, утвержденной Приказом МВД России от 07 мая 2004 г. N 282, исходя из конкретных обстоятельств дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для признания Бажева Т.К. участником боевых действий в период проведения контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, поскольку к выполнению таких задач он не привлекался.
Апелляционная инстанция, проверив в соответствии со своими полномочиями обоснованность выводов суда, не согласилась с ними и пришла к выводу о принятии нового решения, которым Бажеву Т.К. в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 01 ноября 2017 года отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска Бажева Т.К. к Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике об установлении факта его участия в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, пресечении вооружённого мятежа, совершения террористического акта, посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих - отказать.
Председательствующий: А.А. Макоев
Судьи: Е.И. Жерновой
М.Б. Мисхожев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.