Дата вступления в законную силу - 24 января 2018 г.
Судья Санкт-Петербургского городского суда Куприк С.В., рассмотрев 24 января 2018 года в открытом судебном заседании в помещении суда, при секретаре Труфановой Н.А. дело об административном правонарушении по жалобе на постановление судьи Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 21 декабря 2017 года в отношении
Р. Д. Р, "дата" года рождения, уроженца и гражданина Республики Таджикистан, проживающего по адресу: "адрес"
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 21 декабря 2017 года Рахимджонов Д.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.8 ч. 3.1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5000 рублей с административным выдворением за пределы РФ в форме принудительно выдворения за пределы РФ, с помещением в ЦВСИГ N 1 ГУ МВД России по СПб и ЛО.
Вина Рахимджонова Д.Р. установлена в нарушении иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, совершенное в городе федерального значения Санкт-Петербурге, а именно:
Рахимджонов Д.Р. в квартире 165 д. 86/1 по Шуваловскому пр. в г. Санкт-Петербурге был проверен 20.12.2017 года в 22 часа 10 минут сотрудниками полиции, в ходе проверки было установлено, что гр. Рахимджонов Д.Р, являясь гражданином Респ. Таджикистан прибыл в РФ 25.10.2015 года, стоял на миграционном учете до 22.01.2016 года, а также оформил патент, срок действия которого истек 28.11.2017 года, после 28.11.2017 года патент не переоформил на следующий год, по истечение указанного срока действия регистрации от выезда с территории РФ уклонился. Указанное правонарушение совершено в городе федерального значения Санкт-Петербурге.
Защитник Рахимджонова Д.Р. - адвокат Цейтлина О.П. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой, в которой просит отменить постановление районного суда.
В обоснование жалобы указала, что вынесенное постановление является незаконным и необоснованным, в ходе производства по делу об административном правонарушении не были установлены фактические обстоятельства по делу. Так, судом не установлено время совершения инкриминируемого Рахимджонова Д.Р. административного правонарушения, не указано с какого момента суд посчитал наличие нарушения и необходимость выезда. Заявитель жалобы ссылается на необоснованность назначения назначенного Рахимджонову Д.Р. наказания, и ограничение его свободы в виде помещения в ЦВСИГе. Условия содержания в ЦУВСИГе для выдворения не соответствуют Европейской Конвенции.
Рахимджонов Д.Р. в Санкт-Петербургский городской суд не явился, согласно материалам дела о времени и месте рассмотрения жалобы извещен, участвовать в судебном заседании не желает (л.д. 59), в связи с чем, полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Защитник - адвокат Серов Ю.Д. в Санкт-Петербургский городской суд явился, доводы жалобы поддержал.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитника, считаю жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей Приморского районного суда все имеющиеся в деле доказательства были исследованы и оценены в совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Протокол об административных правонарушениях составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, нарушений требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении и рассмотрении дела судом допущено не было. Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ.
Действия Рахимджонова Д.Р. правильно квалифицированы судом по ст. 18.8 ч. 3.1 КоАП РФ, поскольку материалами дела установлено, что Рахимджонов Д.Р. въехал на территорию РФ 25.10.2015 года, прибыл в Санкт-Петербург, Рахимджонову Д.Р. выдан патент на работу, сроком действия до 28.11.2017 г. Таким образом, Рахимджонов Д.Р. был обязан покинуть территорию 29.11.2017 года, однако он от выезда с территории РФ уклонился, чем нарушил положения ст.5 Федерального Закона N 115-ФЗ от 25.07.2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В ходе составления протокола об административном правонарушении и получении объяснений, Рахимджонову Д.Р. были разъяснены положения ст.51 Конституции РФ, права и обязанности в соответствии со ст.25.1 КоАП РФ, при участии переводчика.
Наказание Рахимджонову Д.Р. назначено в соответствии с санкцией ст. 18.8 ч. 3.1 КоАП РФ, с учетом требований ст. 4.1 КоАП РФ, нарушений требований ч. 2 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (4 ноября 1950 г, г. Рим) допущено не было - были учтены характер совершенного административного правонарушения, личность виновного и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений и практике уклонения от ответственности.
Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вступившей в силу для России 5 мая 1998 г, вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Приведенные нормативные положения в их толковании Европейским Судом по правам человека не препятствуют государству в соответствии с нормами международного права и своими договорными обязательствами контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей территории.
В вопросах иммиграции статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод или любое другое ее положение не могут рассматриваться как возлагающие на государство исключительную обязанность уважать выбор супружескими парами страны совместного проживания и разрешать воссоединение членов семьи на своей территории применительно ко всем случаям.
Европейский Суд по правам человека неоднократно указывал, что названная выше Конвенция не гарантирует иностранцам право въезжать в определенную страну или проживать на ее территории и не быть высланными и что лежащая на государстве ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает его контролировать въезд в страну.
Вместе с тем решения в иммиграционной сфере, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 названной Конвенции, должны быть оправданы насущной социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.
Однако относительно критериев допустимости высылки в демократическом обществе, Европейский Суд по правам человека отмечал, что значение, придаваемое ей, будет различным в зависимости от обстоятельств конкретного дела и что государство, а, следовательно, и суд от его лица, имея определенные пределы усмотрения, связано необходимостью установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом.
В то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону.
Схема применения национального иммиграционного законодательства, основанная на административных санкциях в виде выдворения, не может вызывать вопроса о несоблюдении статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку в каждом конкретном деле административное выдворение из страны может расцениваться как вмешательство в право лица на уважение его семейной жизни, которое, однако, не влечет нарушения этой статьи до тех пор, пока оно оправданно по смыслу ее пункта 2.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение в силу насущной социальной необходимости.
Необходимость и обязательность назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией ч. 3.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации по ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства. При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности по ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и т.д.), подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, согласно которым при назначении административного наказания иностранному гражданину или лицу без гражданства учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Указанные обстоятельства, в том числе наличие у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, членов семьи, проживающих на территории Российской Федерации и являющихся гражданами Российской Федерации, должны быть выяснены и установлены судьей в порядке главы 26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если с соблюдением указанных положений необходимость применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства административного выдворения за пределы Российской Федерации как единственно возможного способа достижения целей административного наказания, связанного с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), будет установлена, назначение ему административного наказания, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не исключается.
Доводы заявителя о том, что административное наказание применено без учета всех обстоятельств дела, данных о личности, оно является несоразмерным содеянному, в связи с чем противоречит нормам международного права, нарушает основные права и свободы человека, не влекут удовлетворение жалобы, так как в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие применить к нему положения ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод на правоотношения, возникшие вследствие нарушения Рахимджонова Д.Р. миграционного и административного законодательства Российской Федерации.
Оснований для признания правонарушения, вмененного Рахимджонова Д.Р. назначенного административного наказания чрезмерно суровым, в том числе по доводам жалобы - не имеется с учетом характера административного правонарушения и данных о его личности, указанных выше.
При таких обстоятельствах, назначение судьей административного наказание в виде выдворения за пределы РФ основывается на фактических данных, установленных по делу, подтверждающих действительную необходимость применения к нему такой меры ответственности, в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Условия содержания в ЦВСИГе не являются предметом рассмотрения настоящей жалобы и не свидетельствуют о незаконности вынесенного постановления о привлечения к административной ответственности по ч.3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Административное наказание соответствует требованиям ст. ст. 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 КоАП РФ и является справедливым и соразмерным содеянному.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
Оснований для отмены или изменения постановления судьи не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 21 декабря 2017 года в отношении Р. Д. Р. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3.1 ст. 18.8 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу защитника - адвоката Цейтлиной О.П. - без удовлетворения.
Судья С.В. Куприк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.