Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Васильевой В.Г,
судей Осиповой А.А, Местниковой С.А,
при секретаре Сметаниной С.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 января 2018 года
дело по апелляционной жалобе представителя истца на решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 26 сентября 2017 года, которым по иску Простакишиной О.Н. к Муниципальному образованию "Город Томмот" о предоставлении жилого помещения,
ПОСТАНОВЛЕНО:
В удовлетворении исковых требований Простакишиной О.Н. Муниципальному образованию "Город Томмот" о предоставлении жилого помещения и взыскании судебных расходов отказать.
Заслушав доклад судьи Местниковой С.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Простакишина О.Н. обратилась в суд с иском к МО "Город Томмот" о предоставлении жилого помещения, указывая на то, что она является собственником жилого помещения по адресу:... На основании распоряжения Главы МО "Город Томмот" N... от 28.05.2014 указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с отсутствием свободного жилого фонда жильцов данного дома постановили в очередь на предоставление жилого помещения. Право собственности на квартиру за ней было зарегистрировано 11.11.2016. К ответчику с заявлением о предоставлении квартиры взамен аварийного жилья Простакишина О.Н. обратилась 25.07.2017. По настоящее время ответа от ответчика не получила. Истец с учетом уточненных исковых требований просит возложить обязанность на МО "Город Томмот" предоставить ей вне очереди по договору социального найма жилое помещение жилой площадью не менее *** кв.м, отвечающее действующим санитарным нормам и степени, взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб, расходы на оформление доверенности в размере 2 200 руб, расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 руб.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с указанным решением, представитель истца А. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новое решение, мотивируя тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного заседания, на заседание судебной коллегии не явились, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327, ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражения на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что Простакишина О.Н. является собственником квартиры, расположенной по адресу:... Согласно выписке из ЕГРП право собственности за истцом на указанную квартиру было зарегистрировано 11.11.2016 на основании решения Алданского районного суда РС(Я) от 06.07.2016.
На основании распоряжения МО "Город Томмот" N... от 28.05.2014 дом по указанному адресу был признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно плану-графику, утвержденному Постановлением администрации МО "Город Томмот" N... от 26.11.2015, расселение дома запланировано в 2018 году.
Справкой главы г. Томмот N... от 28.08.2017 подтверждается факт того, то истец с 17.05.2005 состоит в общей очереди МО "Город Томмот" на улучшение жилищных условий.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
В силу положений ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 10 данной статьи признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ).
Таким образом, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Кроме того, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 16 названного Закона в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.
Из материалов дела усматривается, что между сторонами не достигнуто соглашение о предоставлении собственнику жилого помещения, многоквартирный дом по адресу:.., признан аварийным после 1 января 2012 года и не включен в региональную адресную программу, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у истца, как собственника жилого помещения, не возникло право требовать предоставления ему другого жилого помещения взамен аварийного.
Согласно разъяснениям, содержащимся в подп. "и" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" суд не вправе обязать орган государственной власти или орган местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 Жилищного кодекса РФ следует, что на указанные органы, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме от 03.08.2017 собственниками принято решение об участии в региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда МО "Город Томмот" и отказе от сноса дома или его реконструкции за счет собственных средств собственников жилых помещений.
Сроки расселения дома согласно плану-графику, утвержденному Постановлением администрации МО "Город Томмот" N... от 26.11.2015, на момент рассмотрения иска не истекли. Органом местного самоуправления решение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд на сегодняшний день не принималось.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, принадлежащего истцу непригодным для проживания, не достаточно для внеочередного обеспечения указанного лица жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд первой инстанции правильно определилправоотношения сторон, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую правовую оценку исследованным доказательствам, постановилрешение в соответствии с нормами материального и процессуального права. Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно.
Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 26 сентября 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: В.Г. Васильева
Судьи: А.А. Осипова
С.А. Местникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.