Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Матвеева М.К., единолично, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу привлекаемого лица Тожимаматова А. на постановление Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении Тожимаматова А., которым
постановлено:
Признать виновным Тожимаматова А, _______ года рождения, уроженца.., гражданина.., зарегистрированного по адресу:.., фактически пребывающего по адресу:.., в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Тожимаматова А. содержать в Центре временного содержания иностранных граждан Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия).
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу Тожимаматова А, его защитника Шоназарова Х.Ф, действующего на основании ордера N... от 25.01.2018 г, суд
УСТАНОВИЛ:
13 января 2018 г. ДПР ОП N... МУ МВД России "Якутское" С. в отношении Тожимаматова А. составлен протокол об административном правонарушении N.., предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ в связи с тем, что Тожимаматов А. находился на территории РФ с нарушением режима пребывания, выразившегося в отсутствии документов подтверждающих его право пребывания на территории РФ.
15 января 2018 г. Якутским городским судом РС(Я) вынесено вышеуказанное постановление, с которым не согласился Тожимаматов А, обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в порядке ст.30.1 КоАП РФ о его отмене и прекращении производства по делу.
В судебном заседании Тожимаматов А, его защитник Шоназаров Х.Ф. жалобу поддержали в полном объеме, просят её удовлетворить.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Как следует из материалов дела, 13 января 2018 г, в 15 час. 20 мин. по адресу:.., сотрудником ОВО был остановлен иностранный гражданин, при проверке документов которого было установлено, что он находится с просроченным сроком пребывания (проживания) на территории РФ, тем самым нарушил режим пребывания (проживания) в РФ.
Указанные действия Тожимаматова А. квалифицированы по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Якутский городской суд в постановлении от 15 января 2018 г. пришел к выводу о доказанности вины Тожимаматова А, в связи с чем назначил ему наказание в виде административного штрафа с административным выдворением за пределы территории Российской Федерации.
Между тем, с данным выводом суда нельзя согласиться, поскольку им не проверены допустимость и относимость имеющихся доказательств, в том числе протокола об административном правонарушении.
При подготовке дела суд не проверил, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении, а именно при оценке протокола об административном правонарушении не обращено внимание на то, что он не подписан должностным лицом в нарушение требований ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, в связи с чем данное нарушение влечет невозможность использования протокола об административном правонарушении в качестве доказательства.
При этом судом не использована возможность на стадии подготовки дела к рассмотрению, предусмотренная п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ, о возврате протокола должностному лицу для устранения недостатков.
В силу ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению должностному лицу, составившему его, для устранения недостатков.
Между тем, такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Согласно разъяснениям п.18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
Возвращение протокола об административном правонарушении на стадии рассмотрения жалобы по делу в порядке главы 30 КоАП РФ исключается в силу п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах вывод судьи первой инстанции о доказанности правонарушения на основании протокола об административном правонарушении, нельзя признать законным и обоснованным.
Из объяснений Тожимаматова А. данных инспектору ОП N... МУ МВД России "Якутское", следует, что вину в совершении административного правонарушения не признал, пояснил, что документы, подтверждающие его право на нахождение на территории РФ, у него имеются дома.
Судом данному обстоятельству в постановлении не дана оценка.
Кроме того, в соответствии с п.5 ст.1 ст.29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности.
Вместе с тем права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, зафиксированные в ч.1 ст.25.1 КоАП РФ, а также права, предусмотренные ст.51 Конституции РФ Тожимамотову А. не разъяснялись, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ. На л.д.10 дела имеется подписка о разъяснении прав другому лицу - А, который не является участником данного административного дела.
29 мая 2014 года подписан Договор о присоединении... к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Данный Договор ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 13 июля 2015 года N219-ФЗ "О ратификации Договора о присоединении... к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года".
В соответствии с ч.1 ст.97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом, ч. 5 ст. 97 указанного Договора предусматривает, что срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).
В случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства трудящийся государства-члена имеет право без выезда с территории государства трудоустройства в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор (п. 9 ст. 97 Договора).
В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (ч.2 ст.54 Конституции Российской Федерации).
Договор о присоединении... к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, который устанавливает право граждан... осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу, вступил в силу 24 июля 2015 года.
Согласно имеющемуся в материалах дела трудовому договору от 16 сентября 2016 г, заключенному между З. и Тожимаматовым А, договор действует на период с 16 сентября 2016 г. по 16 сентября 2017 г. (п.1.5 Договора).
В материалах дела также имеется гражданско-правовой договор, заключенный между М. и Тожимаматовым А, договор действует на период с 15 сентября 2017 г. по 15 сентября 2018 г. (п.1.3 Договора).
Принимая во внимание изложенное, при наличии трудовых правоотношений Тожимаматова А, в соответствии с законом приобрел право временного пребывания на территории Российской Федерации, что прямо следует из ч. 5 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе.
При таких обстоятельствах, на день задержания 13.01.2018 г. Тожимаматов А, как иностранный гражданин не подлежал признанию нарушившим режим временного пребывания в Российской Федерации, а соответственно срок выезда из Российской Федерации для него еще не наступил, что свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Таким образом, нарушение иностранным гражданином режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, отсутствует.
На основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ.
С учетом изложенного, обжалуемое постановление Якутского городского суда нельзя признать законным и обоснованным. Данное постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении по ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении Тожимаматова А. на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения - прекращению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 января 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении Тожимаматова А. - отменить.
Производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Освободить Тожимаматова А, _______ года рождения, из Центра временного содержания иностранных граждан МВД по РС(Я) немедленно.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) М.К. Матвеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.