Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции
от 16 января 2004 г. N А51-8953/03 8-238
(Извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 мая 2004 г. N Ф03-А51/04-2/1003 настоящее постановление оставлено без изменения
Общество с ограниченной ответственностью "С." обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения ИМНС РФ по Советскому району г. Владивостока N 255 от 10.06.2003 о привлечении к налоговой ответственности и требования об уплате налога от 10.06.2003.
Решением от 18.11.2003 в удовлетворении заявленныx требований отказано.
Заявитель, не согласившись с решением суда первой инстанции, в заявленной апелляционной жалобе просит его отменить как принятое с нарушением норм материального права.
В обоснование своих доводов заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что при формировании налоговой базы в соответствие с главой 24 НК РФ из нее исключаются суммы выплат инвалидам не превышающие 100.000 руб. за год. Поскольку согласно п. 2 ст. 10 Федерального Закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" порядок определения базы для исчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ не отличается от порядка определения налоговой базы для исчисления единого социального налога, следовательно, суммы выплат инвалидам не превышающие 100.000 руб. в год уменьшают и базу при исчислении страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
ИМНС РФ по Советскому району г. Владивостока представила письменный отзыв на жалобу, доводы которого были поддержаны представителем налогового органа в судебном заседании. Ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, представитель налоговой инспекции просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции 15.01.2004 сторонам была оглашена резолютивная часть постановления, изготовление мотивированного постановления откладывалось в соответствии со ст. 176 АПК РФ до 16.01.2004.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд апелляционной инстанции установил следующее.
ИМНС РФ по Советскому району г. Владивостока на основании ст. 88 НК РФ была проведена камеральная проверка ООО "С." по вопросу соблюдения налогового законодательства при исчислении и уплате единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.04.2002 по 31.12.2002.
При проверке было установлено, что ООО "С." не исчислило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 6.048 руб. с сумм выплат работникам-инвалидам в размере 43.200 руб.
По результатам проверки было вынесено решение N 255 от 10.06 2003 о привлечении ООО "С." к ответственности, предусмотренной ст. 27 Федерального Закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" в виде штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного взноса в сумме 1 209,6 руб.
Требованием от 10.06.2003 ООО "С." было предложено уплатить в добровольном порядке доначисленную сумму страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в размере 6.048 руб. и исчисленный штраф в размере 1 209,6 руб.
Полагая, что решение о привлечении к ответственности и требование об уплате не соответствуют нормам законодательства и нарушают права и законные интересы общества, ООО "С." обратилось в суд с заявлением о признании данных ненормативных актов недействительными.
Отказывая в удовлетворении заявленных ООО "С." требований, суд первой инстанции исходил из того, что специальных норм, устанавливающих льготу по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование организациям, производящим выплаты работникам-инвалидам, Федеральный закон N 167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации не содержит.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
В соответствии со ст. 6 Федерального Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" организации, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны согласно ст. 14 указанного Федерального закона своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет ПФ РФ.
Согласно ст. 3 Закона страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда и персональным целевым назначением которых является обеспечение гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном счете.
При этом, исхода из смысла Федерального Закона N 167-ФЗ от 15.12.2001, а также Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", которым в главу 24 "Единый социальный налог'' внесены изменения, страховые взносы и обязательное пенсионное страхование не являются составной частью единого социального налога. Часть этого налога, зачислявшаяся ранее в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляется в федеральный бюджет и предназначается для выплаты базовой части трудовой пенсии.
Согласно ст. 9 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ.
Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование служат базой для расчета размера назначаемой страховой и накопительной частей трудовой пенсии и не входят в состав единого социального налога.
Федеральным Законом N 167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", регулирующим правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, установлен порядок исчисления, а также порядок и сроки уплаты взносов. При этом п. 2 ст. 10 Федерального Закона N 167-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 НК РФ.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование следует руководствоваться не только объектом налогообложения и залоговой базой по единому социальному налогу, установленными ст.ст. 236 и 237 НК РФ соответственно, а в целом главой 24 НК РФ, в том числе и ст. 239 НК РФ, предусматривающей налоговые льготы, коллегией апелляционной инстанции отклоняется как необоснованный.
Главой 24 НК РФ введен единый социальный налог и определены в соответствии со ст. 17 НК РФ все обязательные элементы налогообложения налогоплательщики (ст. 235 НК РФ), объект налогообложения (ст. 236 НК РФ), налоговая база (ст. 237 НК РФ), налоговые льготы (ст. 239 НК РФ), налоговый период (ст. 240 НК РФ), ставки налога (ст. 241 НК РФ), а также порядок исчисления и сроки уплаты (ст. 243-244 НК РФ).
Следовательно, объект налогообложения, налоговая база и налоговые льготы в соответствии со ст. 17, 52, 53 и 56 НК РФ являются различными элементами налогообложения.
Так, налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (ст. 53 НК РФ).
Льготами по налогам и сборам в соответствии со ст. 56 НК РФ признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Статья 239 НК РФ устанавливает налоговые льготы по единому социальному налогу и не применима при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Принимая во внимание, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование исчисляются и уплачиваются в порядке и по тарифам, установленным Федеральным законом N 167-ФЗ от 15.12.2001, и этот Закон не содержит специальных льгот по уплате страховых взносов организациям, производящим выплаты работникам-инвалидам, довод ООО "С." о том, что суммы выплат не превышающие 100 000 руб. в год работникам, являющимися инвалидами 1, 2 или 3 группы, уменьшают и базу при исчислении страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ не основан на нормах материального права.
Поскольку ООО "С." не включило в базу при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование суммы выплат работникам-инвалидам в размере 43 200 руб. (факт произведенных выплат подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем), налоговая инспекция правомерно, руководствуясь ст. 25 Федерального Закона N 167 ФЗ от 15.12. 2001 "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" доначислила страховой взнос на страховую часть трудовой пенсии в сумме 6 048 руб. и привлекла заявителя к ответственности, предусмотренной ст. 27 Федерального Закона N 167-ФЗ, в виде штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного взноса в сумме 1 209,6 руб.
Так как требование от 10 06 2003, которым ООО "С." было предложено уплатить в добровольном порядке доначисленную сумму страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в размере 6 048 руб. и исчисленный штраф в размере 1 209,6 руб., было выставлено налоговым органом на основании решения о привлечении к ответственности N 255 от 10.06.2003, оснований для признания его недействительным также нет.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда нет.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции постановил:
Решение от 18.11.2003 по делу N А51-8953/03 8-238 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный Суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев через Арбитражный суд Приморского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции от 16 января 2004 г. N А51-8953/03 8-238 (Извлечение)
Текст документа предоставлен Арбитражным судом Приморского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, расматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 мая 2004 г. N Ф03-А51/04-2/1003 настоящее постановление оставлено без изменения