Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Андрусенко И. Д,
судей Давыдовой Т.И, Жуковой Н.А,
при секретаре Подмаревой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Банова Сергея Николаевича на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 14 августа 2017 года по иску Банова Сергея Николаевича к Территориальному отделению ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании нуждающимся в жилом помещении для предоставления единовременной денежной выплаты (субсидии) на приобретение или строительство жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Андрусенко И.Д. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения истца Банова С.Н, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Ведерникова Д.М, возражавшего относительно доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Банов С.Н. обратился в суд с иском к Территориальному отделению ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - отделение (территориальное г. Челябинск) ФГКУ "Центррегионжилье") о признании нуждающимся в жилом помещении для предоставления единовременной денежной выплаты (субсидии) на приобретение или строительство жилого помещения, возложении на отделение (территориальное г. Челябинск) ФГКУ "Центррегионжилье" обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В основание заявленных требований указал, что в период с 01 сентября 1973 года по 04 апреля 1995 года проходил действительную военную службу на различных должностях в Вооруженных Силах РФ. Выслуга лет в
календарном исчислении составила 21 год. На основании решения квартирной комиссии Чебаркульского гарнизона от 04 января 1985 года N10 ему 21 января 1985 года был выдан ордер N **** на квартиру по адресу: ****, общей площадью **** кв. м, которую он после расторжения брака в августе 2002 года оставил супруге. На основании решения суда право собственности на указанную квартиру было признано в равных долях за бывшей супругой Б.Н.Д, Б.А.С. и Б.И.А. С момента увольнения с военной службы по настоящее время не был отселен из закрытого военного городка, не был обеспечен государственным жилищным сертификатом, право на получение жилого помещения не реализовано, жильем от Министерства обороны РФ не обеспечен. В сентябре 2016 года обратился в отделение (территориальное г. Челябинск) ФГКУ "Центррегионжилье" с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении и принятии не учет для обеспечения жилым помещением, на что решением ответчика от 21 ноября 2016 года N155 ему отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, со ссылкой на отсутствие у него статуса военнослужащего и наличие в собственности жилого помещения. Считает указанное решение незаконным.
Определением Центрального районного суда г. Челябинска от 16 февраля 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГКУ "Центррегионжилье") (л.д.45).
В судебном заседании суда первой инстанции истец Банов С.Н. на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представитель ответчика ФГКУ "Центррегионжилье" Ведерников Д.М, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал.
Суд постановилрешение, которым в удовлетворении исковых требований Банова С.Н. отказал.
В апелляционной жалобе истец Банов С.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что в 1995 году при досрочном увольнении с военной службы им командиру войсковой части **** были поданы все необходимые документы об улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства, он был признан нуждающимся в жилом помещении по месту избранного постоянного жительства в г. Ярославле, указанное решение
жилищной комиссии направлено командиру войсковой части **** и начальнику Чебаркульской КЭЧ, однако не передано последним правопреемнику Чебаркульской КЭЧ, ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ. Указывает, что никакого жилого помещения в собственности не имеет, квартирой, расположенной по адресу: ****, перешедшей к нему в порядке наследования после смерти сына, владеет временно.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Банов С.Н. проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил с 01 сентября 1973 года по 13 марта 1995 года. Выслуга лет в календарном исчислении на момент исключения из списков личного состава составляет 21 год 05 месяцев 18 дней. Банов С.Н. уволен с действительной военной службы досрочно с зачислением в запас в соответствии с Законом РФ "О воинской обязанности и военной службе" по ст. 49 ч. 2 п. "г" (в связи с несоответствием требованиям, установленным законодательством для военнослужащих) (л.д. 23-28, 29,30,31).
21 января 1985 года Банову С.Н. как военнослужащему войсковой части **** на состав семьи КЭЧ Чебаркульского района был выдан ордер на право вселения в квартиру, расположенную по адресу: **** (л.д. 13).
В период с 25 февраля 1985 года до 10 сентября 2013 года Банов С.Н. был зарегистрирован по месту жительства в указанной квартире (л.д. 19).
28 августа 2002 года прекращен брак между Бановым С.Н. и Б.Н.Д. (л.д. 14).
Из копий свидетельств о государственной регистрации права следует, что на основании решения Чебаркульского городского суда Челябинской области от 15 января 2013 года Б.Н.Д, Б.А.С, Б.И.А. в равных долях являются собственниками жилого помещения по адресу: **** (л.д. 32, 33, 34).
Банов С.Н. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 22 августа 2013 года является собственником квартиры, общей площадью **** кв.м, расположенной по адресу: ****
**** (л.д. 38). С 10 сентября 2013 года имеет регистрацию по месту жительства в указанной квартире (л.д. 19, 20).
22 сентября 2016 года Банов С.Н. обратился в отделение (территориальное г. Челябинск) ФГКУ "Центррегионжилье" с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в порядке, определенном Приказом Министра обороны РФ N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений) от 30 сентября 2010 года (л.д. 39).
Решением отделения (территориальное г. Челябинск) ФГКУ "Центррегионжилье" N 155 от 21 ноября 2016 года Банову С.Н. в постановке на учет было отказано, поскольку на момент обращения у него отсутствовал статус военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, а также в связи с обеспеченностью жилым помещением более нормы предоставления жилого помещения (л.д. 131-133).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, исходил из того, что истцом в материалы дела не представлены доказательства принятия его в установленном порядке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до момента увольнения с военной службы, а также не представлены доказательства нуждаемости в жилом помещении.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на имеющихся в деле доказательствах и соответствуют нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, что
следует учитывать при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище.
Таким образом, гарантированное ст. 15 Федерального закона 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон о статусе военнослужащих") право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права на жилище, условия обеспечения жилищных прав военнослужащих определены в ст.ст. 15, 15.1, 23 Закона о статусе военнослужащих, согласно которым обязанность обеспечения жильем как в форме предоставления жилого помещения, так и в денежной форме возникает при совокупности ряда установленных законом условий.
К числу таких условий относятся: нуждаемость военнослужащего в жилье, при этом такой военнослужащий должен быть учтен в качестве нуждающегося в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы, включен в единый реестр нуждающихся, а также продолжительность военной службы. Признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Таким образом, основанием возникновения у военнослужащего права на обеспечение жильем от военного ведомства и последующей реализации этого права, помимо необходимой выслуги лет военной службы и оснований увольнения, является решение о признании его нуждающимся в жилых помещениях, принимаемое во время прохождения военной службы уполномоченным органом. При отсутствии такого решения, принятого до момента увольнения с военной службы, у гражданина, уволенного с военной службы, отсутствует право на обеспечение жилым помещением за счет соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Согласно п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим -гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 N 1280 (далее - Инструкция), для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации,
проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со ст. 15 Закона о статусе военнослужащих право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации), к которому прикладываются перечисленные в инструкции документы.
Согласно п. 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 (далее - Правила), для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по утвержденной этим постановлением форме, к которому должны быть приложены предусмотренные Правилами документы.
Анализ указанных нормативных правовых актов свидетельствует о том, что реализация военнослужащим своих жилищных прав через федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, носит заявительный характер и предполагает необходимость постановки военнослужащим соответствующего вопроса до его увольнения с военной службы.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного
члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Выражая несогласие с решением суда первой инстанции, истец в апелляционной жалобе ссылается на то, что на основании решения жилищной комиссии войсковой части **** истец в составе семьи был признан нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства в г. Ярославль и решение жилищной комиссии вместе с полным пакетом документов было направлено в Чебаркульскую КЭЧ, которая была реорганизована путем присоединения к ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ и не передала документы своему правопреемнику.
Данные доводы жалобы не могут повлиять на правильность выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска.
Так, из копии сопроводительного письма ВрИО командира войсковой части **** от 11 марта 1995 года усматривается, что в адрес начальника КЭЧ Чебаркульского района направляется для дальнейшей реализации в соответствии с действующим жилищным законодательством Российской Федерации документы в отношении увольняемого в запас досрочно военнослужащего Банова С.Н, в том числе копия его рапорта об улучшении жилищных условий на состав семьи; копия решения жилищной комиссии войсковой части **** о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий от 04 марта 1995 года (л.д. 103).
Однако доказательства того, что перечисленные в сопроводительном письме документы поступили в КЭЧ Чебаркульского района и Банов С.Н. в составе семьи был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в материалы дела истцом не представлены, равно как и не представлены суду подлинники либо надлежащим образом заверенные копии указанных выше документов (решения жилищной комиссии, рапорт военнослужащего). В то время как из справки начальника отделения
(территориальное г. Челябинск) ФГКУ "Центррегионжилье" от 14 августа 2017 года следует, что в учреждении отсутствуют сведения о внесении Банова С.Н. в списки на отселение из закрытого военного городка г.Чебаркуль, о принятии его на учет нуждающихся в постоянном жилом помещении (л.д. 101).
Поскольку статус военнослужащего истец утратил до обращения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья, то после увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава части в силу приведенных выше норм законодательства истец не вправе ставить перед федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, вопросы, связанные с оценкой нуждаемости его как военнослужащего в жилом помещении. По указанным основаниям ссылка истца в апелляционной жалобе на Приказ Министра обороны РФ N 1280 от 30 сентября 2010 года несостоятельна.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что жилое помещение по адресу: **** временно принадлежит ему на праве собственности, не влияют на правильность выводов суда об обеспеченности истца жилым помещением более учетной нормы площади жилого помещения, поскольку на момент обращения с заявлением в ФГКУ "Центррегионжилье" и до настоящего времени истец является собственником указанной квартиры.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции.
Указаний на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит, а судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 14 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Банова Сергея Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.