Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи Бельченко И.В,
судей Владимировой Н.Ю,Лобовой Л.В,
при секретаре Завалишиной Н.В,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю.
дело по апелляционной жалобе Фоминой Я.А. на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 26 июня 2017г, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным решение комиссии Государственного учреждения - Главное Управление ПФР N 2 по г. Москве и Московской области об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости от 10 марта 2017 года решение об отказе в установлении пенсии N ***.
Обязать Государственное учреждение - Главное Управление ПФР N 2 по г. Москве и Московской области включить в специальный (педагогический) стаж Фоминой Я.А. период работы с 01 сентября 2006 года по 31 августа 2007 года в Кадетской-школе интернате N 69 г. Москвы.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Фомина Я.А. обратилась в суд к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N2 по городу Москве и Московской области с иском о признании решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, досрочном назначении страховой пенсии по старости, взыскании 40.000 руб, ссылаясь на то, что обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с имеющимся 25-летним стажем педагогической деятельности, однако, в назначении пенсии ей было отказано из-за отсутствия у нее требуемого специального стажа.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит Фомина Я.А. в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, заслушав истца, представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пп. 7 - 13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Судом по делу установлено, что Фомина Я.А. обратилась 19 ноября 2016 года к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, Фоминой Я.А. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа, который на дату обращения, как следует из протокола, составил 19 лет 10 месяцев 07 дней, при требуемом стаже не менее 25 лет.
При этом ответчиком были исключены из педагогического стажа истца периоды работы с 30.08.2000 г. по 17.08.2008 г. в должности заместителя директора по социальным вопросам и заместителя директора по научной-методической работе ГБОУ г.Москвы кадетская школа-интернат N 69 "Второй Московский кадетский корпус" (МЧС), так как согласно акту документальной проверки N*** спорный период работы в должности заместителя директора по социальным вопросам и заместителя директора по научно-методической работе не соответствует Списку должностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N781, также выделен период с 30.08.2000 г. по 12.11.2002 г, с указанием на то, что в соответствии с Правилами N1067, в выслугу лет включается работа в должностях как с занятием штатной должности, так и без ее занятия, если эти должности предусмотрены Списками и если суммарного ( по основному и другим местам работы) выполняются нормы рабочего времени, (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.
Истец претендовала на включение указанного периода в подсчет ее специального стажа, кроме того, просила обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости.
В спорный период истец работала в должностях заместителя директора по социальным вопросам и заместителя директора по научно-методической работе ГБОУ г.Москвы кадетская школа-интернат N 69 "Второй Московский кадетский корпус" (МЧС).
Установив, что в период с 01 сентября 2006 года по 31 августа 2007 года истец на 1 ставку имела нагрузку как учитель русского языка и литературы, суд пришел к правильному выводу о том, что ответчика следует обязать включить данный период в подсчет специального стажа истца.
Рассматривая периоды работы истца в должностях заместителя директора по социальным вопросам и заместителя директора по научно-методической работе, суд, исследовав доказательства, представленные истцом, в том числе должностные инструкции по данным должностям, пришел к правильному выводу о том, что работа в данных должностях не может быть включена в подсчет специального стажа, при этом суд учел, что согласно Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О Трудовых пенсиях в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002г, в подсчет специального стажа включается работа в должности заместителя директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, в данном случае не усматривается, что работа истца в указанных должностях была связана с образовательным (воспитательным) процессом.
В период с 30.08.2000 г. по 12.11.2002 г. истец имела педагогическую нагрузку как учитель, однако работа выполнялась менее чем на 1 ставку, в то время как в силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002г, п ериоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами. Таким образом, оснований для обязания ответчика включить данный период в подсчет специального стажа не имелось.
При включении в подсчет специального стажа периода с 01 сентября 2006 года по 31 августа 2007 года, с учетом периодов, включенных в подсчет специального стажа пенсионными органами, у истца на дату обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости отсутствовал необходимый специальный стаж для назначения пенсии по основаниям п.19 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях", а поэтому вывод суда об отказе в обязании ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости отвечает требованиям ст.22, п.19 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях".
Также суд не нашел оснований для взыскания с ответчика в пользу истца 40.000 руб. в счет компенсации материального вреда, в которую, как указывала истец, входит бесплатный проезд городским и пригородным транспортом, льготные лекарства, дни отпусков без сохранения содержания, консультативная юридическая помощь, расходы на сотовую связь, приняв во внимание, что доказательств того, что истцом понесены расходы на сумму 40.000 руб. и эти расходы были связаны с рассмотрением данного дела, или какими-либо неправомерными действиями ответчика, в материалах дела не имеется.
В апелляционной жалобе истец указывает на то, что занимаемые ею должности связаны с образовательным (воспитательным) процессом, однако, из доказательств, представленных истцом и имеющихся в материалах дела, не усматривается, что работа в должностях заместителя директора по социальным вопросам и заместителя директора по научно-методической работе связана исключительно с образовательным (воспитательным) процессом. Так, согласно должностной инструкции, з аместитель директора кадетского корпуса по научно-методической работе обязан: участвовать в разработке концепции развития кадетского корпуса; взаимодействовать с научно-образовательными организациями, методическими центрами, учебно-методическим центром ГОЧС г. Москвы, академиями МЧС, институтами и университетами столицы, передовыми школами; принимать участие в конференциях, семинарах, круглых столах, выступать в СМИ с пропагандой передового опыта кадетского корпуса; организовывать и вести учебно-методическую работу с преподавателями и учителями кадетского корпуса; организовывать и планировать экспериментальную работу, проводить анализ полученных результатов, готовить отчеты в рамках городской экспериментальной площадки; анализировать состояние учебной, воспитательной работы в кадетском корпусе и разрабатывать предложения по повышению ее эффективности; участвовать в работе комиссии по приему кандидатов в кадетский корпус; принимать участие в диагностике, прогнозировании и планировании учебно-воспитательного процесса, разработке методических и информационных материалов; участвовать в профессиональной подготовке учителей и педагогов кадетского корпуса, оценивать рост их профессиональных возможностей и готовить их к повышению своей квалификации; анализировать, обобщать и принимать меры по распространению наиболее передового, результативного опыта руководителей, учителей и педагогов кадетского корпуса; организовывать и координировать работу методического объединения педагогических работников и воспитателей; организовывать разработку необходимой документации по проведению открытых и интегрированных уроков, конкурсов, выставок, олимпиад, марафонов, слетов, соревнований и т.д.; оказывать консультативную и практическую помощь педагогическим работникам кадетского корпуса по учебно-воспитательным направлениям деятельности; осуществлять помощь кадетам и воспитанникам в учебной деятельности, в организации дополнительных занятий и консультаций; принимать непосредственное участие в совершенствовании и модернизации учебно-материальной базы кадетского корпуса; собирать, обобщать и внедрять в учебно-воспитательный процесс кадетского корпуса передовой опыт лучших образовательных учреждений столицы; участвовать в совершенствовании организационно-штатной структуры кадетского корпуса; готовить необходимые материалы, отчеты и справки для предоставления в соответствующие учреждения и организации.
Заместитель директора кадетского корпуса по социальной защите обязан:
осуществлять комплекс мероприятий по воспитанию, обучению, развитию и социальной адаптации кадет и воспитанников в кадетском корпусе и за его пределами; организовывать работу по изучению психолого-медико-педагогических особенностей личности кадет и воспитанников, микросреды обитания и условий проживания в кадетском корпусе; выявлять интересы и потребности, трудности и проблемы у кадет и воспитанников, оценивать конфликтные ситуации, отклонения в поведении воспитанников и давать указания психологам, социальным педагогам и воспитателям по своевременному оказанию кадетам и воспитанникам социальной помощи и моральной поддержки; выступать посредником между личностью кадет и воспитанников и кадетским учреждением, семьей, внешней средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов; определять задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимать меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности кадет и воспитанников; организовывать различные виды социально-педагогической деятельности кадет и сотрудников, организовывать и проводить мероприятия направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвовать в их разработке, утверждении и применении на практике; способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде кадет и воспитанников; содействовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности кадет и воспитанников в стенах кадетского корпуса; обеспечивать охрану жизни и здоровья кадет и воспитанников, лечение и получение необходимого медицинского обслуживания в закрепленных медучреждениях; организовывать работу по осуществлению мероприятий по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг воспитанников из числа кадет-сирот и кадет оставшихся без попечения родителей; осуществлять контроль за получением кадетами и воспитанниками положенного продуктового и вещевого довольствия в соответствии с установленными нормами, заботится о качестве и полноте порций питания; взаимодействовать с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, служб занятости, с благотворительными организациями в деле оказании помощи кадетам и воспитанникам, нуждающимся в адаптации к самостоятельной жизни после выпуска из кадетского корпуса; участвовать в подборе и расстановке социально-педагогических кадров, подавать их на поощрения и наказания; организовывать повышение квалификации социально-педагогических кадров, следить за ростом их профессионального мастерства; принимать участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников учреждения; осуществлять контроль за состоянием личной и общественной гигиены и внешним видом кадет и воспитанников; осуществлять контроль за состоянием жилищных и санитарно-бытовых условий проживания в местах расположения и классах самоподготовки кадет и воспитанников; следить за состоянием дисциплины на уроках, переменах и в личное свободное время; организовывать работу социально-педагогических кадров во время каникул; контролировать своевременность выхода подчиненных сотрудников на работу и качество выполняемой работы; оставлять и представлять в установленные сроки заявки и отчеты, готовить необходимые справки и письма для заинтересованных-:учреждений и организаций.
То есть, из должностных инструкций следует, что работа как в должности заместителя директора кадетского корпуса по научно-методической работе, так и в должности заместителя директора кадетского корпуса по социальной защите, в основном связана с организационными и контролирующими функциями по данному учреждению, разработке концепций развития данного учреждения, научно-методической деятельностью, а не образовательной (воспитательной) деятельностью, а при таких обстоятельствах, данный довод апелляционной жалобы не может служить основанием для отмены решения суда.
Другие доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия также не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и истцом не опровергнуты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 26 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.