Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Бельченко И.В,
судей Владимировой Н.Ю, Лобовой Л.В,
при секретаре Завалишиной Н.В,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю. дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 15 мая 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Томкина С.Н. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N2 по г. Москве и Московской области в назначении Томкину С.Н. государственной пенсии по старости, оформленный решением N*** от 11.01.2017 года.
Признать за Томкиным С.Н. право на досрочную страховую пенсию по старости.
Обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N2 по г. Москве и Московской области назначить Томкину С.Н. выплату страховой пенсии по старости с 28 ноября 2016 года.
УСТАНОВИЛА:
Истец Томкин С.Н. обратился в суд с иском к ответчику Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N2 по г. Москве и Московской области (далее ГУ - ГУ ПФР N2 по г. Москве и Московской области) о признании Решения комиссии ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области об отказе ему в назначении пенсии от 11.01.2017 N *** незаконным, признании за ним права на досрочную пенсию по старости, обязании ГУ-ГУ ПФР N2 по г. Москве и Московской области назначить ему досрочную пенсию по старости с момента его обращения в ПФР за назначением пенсии.
Истец мотивировал свои требования тем, что он в период с 05.04.1984 г. по 03.04.1991 г. постоянно проживал в г. Кузнецовске Ровенской обл. Украинской ССР и работал на постоянном участке АО "Львоватомэнергоремонт" на Ровенской АЭС. Впоследствии, в 1991 г. он выехал с зараженной территории и переселился с территории Украинской ССР на территорию РФ, где постоянно проживает по настоящее время в г. Москве. Истец обратился к ответчику в ГУ-ГУ ПФР N 2 по г.Москве и Московской области, предоставив, по его утверждению, все правоустанавливающие документы, подтверждающие факт постоянного проживания на загрязненной территории, соответствующей по уровню облучения населения и плотности загрязнения почвы радионуклидами зоне проживания с льготным социально- экономическим статусом, для назначения пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста. 11.01.2017 г. решением N *** истцу, по его мнению, необоснованно отказано в назначении пенсии.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого, как неправильного просит в апелляционной жалобе представитель ГУ-ГУ ПФР N 2 по г.Москве и Московской области.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно ст. 3 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки. При наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
В соответствии со ст. 13 вышеуказанного Закона, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, отнесены, в том числе граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п.8).
Пенсионное обеспечение указанных категорий граждан регулируется разделом IV "Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы" названного закона, а также Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в силу ст.5 которого, одним из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению является пенсия по старости, которая назначается гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.
Согласно п.п.7 п.1,п.2 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ " О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию, предусмотренного Федеральным законом " О трудовых пенсиях в РФ", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Статьей 8 ФЗ РФ "О страховых пенсиях" регламентировано, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно ст. 34 Закона " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Из материалов дела усматривается, что 28.11.2016 г. истец обратился в ГУ- ГУ ПФР N 2 по г.Москве и Московской области с заявлением о назначении пенсии по старости с учетом снижения возраста, предусмотренного законом РФ N 1244-1 от 15.05.1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Комиссия по назначению пенсий после проверки представленных документов отказала в назначении пенсии в связи с не представлением правоустанавливающего документа, подтверждающего факт постоянного проживания на загрязненной территории, соответствующей по уровню облучения населения и плотности загрязнения почвы радионуклидами зоне проживания с льготно-социально экономическим статусом, о чем было вынесено решение N *** от 11.01.2017 г.
Истец в обосновании своих доводов ссылался на факт проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в г. Кузнецовске Ровенской области Украинской ССР в период с 05.04.1984 г. по 03.04.1991 г. и работе в АО "Львоватомэнергоремонт" на Ровенской АЭС.
В материалах дела имеются документы, подтверждающие проживание истца в зоне радиоактивного загрязнения в указанные периоды.
Так, из копии трудовой книжки Томкина С.Н. следует, что с 01.09.1983 г. истец работал в дизельном цехе на постоянном участке Ровенской АЭС в должности мастера, 18.09.1989 г. переведен на должность заместителя начальника постоянного участка на Ровенской АЭС, 01.04.1991г. уволен в порядке перевода.
Также, в трудовой книжке истца имеется запись от 27.11.1987 г, согласно которой производственное предприятие "Львовэнергоремонт" было переименовано в производственное объединение "Львоватом Энергоремонт".
Из справки Кузнецовского городского совета Ровенской области Управление труда и Социальной защиты Населения от 16.03.2015 года N *** следует, что Томкин С.Н. был зарегистрирован в г. Кузнецовске Ровинской области с 05.04.1984 г. по 03.04.1991 г. по адресу: ***, в зоне радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы.
Согласно постановлению Кабинета Министров Украины N*** от 23.07.1991 (дополнение N1) г. Кузнецовск Ровенской области Украины относится к зоне усиленного радиоэкологического контроля ( IV категория).
Согласно ст.49 закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территории Украины, Республики Беларусь и др. государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Согласно ст.11 указанного закона зона проживания с льготным социально-экономическим статусом-часть Территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв.км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1мЗв ( 0,1бэр).
Согласно п. 4 статьи 2 Закона Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы", зона усиленного радиоэкологического контроля ( IV категория) - эта территория с плотностью загрязнения почвы сверх доаварийного уровня изотопами цезия от 1,0 до 5,0 Кюри / кв.км, или стронция от 0,02 до 0,15 Кюри / кв.км, или плутония от 0,005 до 0,01 Кюри / кв.км при условии, что расчетная эффективная эквивалентная доза облучения человека с учетом коэффициентов миграции радионуклидов в растения и других факторов превышает 0,5 миллизиверт (0,05 бэр) за год сверх дозы, которую он получал в доаварийный период.
Судом первой инстанции сделан вывод о том, что зона радиоактивного загрязнения на территории Украины, с которой выехал истец в 1991 году, по своим характеристикам идентична зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом в РФ. В законодательстве Украины применены критерии зонирования, аналогичные показателям зон радиоактивного загрязнения, установленные ст.6-11 Закона РФ N 1244-1от 15.05.1991 г, что позволяет сопоставлять зоны на территории Украины и Российской Федерации на основании положений вышеуказанного закона и перечней населенных пунктов, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения и отнести зону усиленного радиоэкологического контроля ( IV категория) по законодательству Украины к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом по законодательству Российской Федерации.
Имеющаяся в материалах дела с правка, выданная Исполнительным Комитетом Кузнецовского городского совета Ровенской области Управления Труда и Социальной защиты населения в подтверждение периода проживания истца на территории, отнесенной к зоне усиленного радиоэкологического контроля ( IV категория), соответствует порядку подтверждения пребывания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, изложенным в письме Госкомчернобыля РФ от 27.04.1993 N ВД-10-2079 "О порядке подтверждения пребывания в зоне с льготным социально-экономическим статусом" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.05.1993 N 253).
Оценивая собранные по делу доказательства по правилам ст.ст.59,60, 67 ГПК РФ, суд счел доказанным факт проживания истца в зоне проживания с льготным социально- экономическим статусом и работе в г. Кузнецовске Ровенской области Украинской ССР в юридически значимый период. В связи с чем, как указал суд, истец имеет право на досрочное назначение пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию.
Учитывая, что Томкин С.Н. проживал и работал в зоне с льготным социально-экономическим статусом более 6 лет, то, как указал суд, он приобрел право на пенсию с уменьшением возраста выхода на пенсию на 2 года, которую суд обязал ответчика назначить истцу, *** г.р, 28.11.2016г. обратившемуся в пенсионные органы за назначением таковой, с 28.11.2016г.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они отвечают требованиям действующего законодательства.
В апелляционной жалобе не содержится обстоятельств, которые не были бы проверены и не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о неправильной оценке судом доказательств, равно как и само по себе несогласие с выраженными в решении выводами суда об удовлетворении исковых требований, основанием для отмены решения не являются, так как не основаны на законе и направлены на переоценку выводов суда. При этом, судебная коллегия отмечает, что суд оценивает относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 15 мая 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.