Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда, в составе председательствующего Горновой М.В.,
Судей Вишняковой Н.Е, Быковской Л.И,
при секретаре Дзуцеве В.С,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Вишняковой Н.Е. дело по апелляционной жалобе Рыловой С.Ю. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 22 мая 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Рыловой С*Ю* к ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании членом семьи военнослужащего, обязании предоставить жилое помещение - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Рылова С. Ю. обратилась в суд с иском к ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании членом семьи военнослужащего, обязании предоставить жилое помещение, мотивируя свои требования тем, что она обращалась к ответчику по вопросу предоставления ей квартиры, однако в ответе ответчик указал на то, что право на предоставление жилой площади она не имеет, поскольку не являлась членом семьи нанимателя.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Андреенко В. И. исковые требования просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался, сведений о причинах неявки представителя и мнения по иску не представил.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, просит в апелляционной жалобе Рылова С.Ю.
Проверив материалы дела, выслушав истца Рылову С.Ю, ее представителя - Андреенко В.И, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.
В соответствии с п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 г. N 342-ФЗ, действовавшего на момент предоставления жилого помещения), за членами семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, а также за членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, сохраняется право на обеспечение жилыми помещениями, которое они приобрели в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы.
Лица, указанные в абзаце первом настоящего пункта, до 1 января 2005 года принятые органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела, КЭЧ Подольского района 16.02.1987 г. Рылову И.А. на семью из трех человек: жену Рылову С.Ю. * года рождения, детей Рылова М.И. и Рылова А.И. * года рождения было предоставлено служебное жилое помещение - двухкомнатная квартира N * по адресу: *. С 1987 г. они были зарегистрированы по указанному адресу по месту жительства.
Брак между Рыловым И.А. и Рыловой С.Ю. прекращен по совместному заявлению с * г.
Рылов И.А. проходил военную службу по контракту сроком по 02.08.2009 г.
Рылов И.А. умер * г.
Решением 1 отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ от 27.08.2013 г. детям Рылова И.А. - Рылову А.И, * года рождения, и совместно проживающему с ним члену семьи Рылову М.И, * года рождения, по договору социального найма было предоставлено жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры общей площадью 54,10 кв.м. по адресу: *
Министерство обороны РФ в лице начальника 1 отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" 03.09.2013 г. заключило договор социального найма жилого помещения с Рыловым А.И, по которому в бессрочное владение и пользование Рылова А.И. и члена его семьи - брата Рылова М.И. предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью 54,10 кв.м. по адресу: * В указанной квартире Рылов А.И. зарегистрирован 08.11.2013 г, Рылов М.И. - 25.10.2013 г.
Рылов А.И. и Рылов М.И. в 2013 г. дали письменные обязательства зарегистрировать по месту жительства постоянно свою мать Рылову С.Ю. после снятия ее с регистрационного учета по прежнему месту жительства по адресу их места жительства по адресу: *
03.10.2013 г. Рылова С.Ю, Рылов М.И. и Рылов А.И. сняты с регистрационного учета по адресу из служебного жилого помещения, в связи с выбытием по адресу: *
Рылова С.Ю. 22.04.2014 г. обратилась к начальнику 1 отдела ответчика с заявлением о предоставлении ей квартиры, поскольку сыновья отказываются регистрировать ее в предоставленной квартире.
В ответе от 01.07.2014 г. начальником 1 отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ было указано на то, что она право на предоставление жилой площади не имеет, поскольку на момент получения извещения 13.08.2013 г. не являлась членом семьи нанимателя.
На обращение Рыловой С.Ю. в администрацию Президента РФ 06.08.2014 г. начальником 9 отдела Департамента жилищного обеспечения МО РФ было разъяснено, что в связи с расторжением брака с военнослужащим в 2005 г, основания для ее обеспечения жилым помещением по линии Министерства обороны РФ отсутствуют.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не допущено нарушения жилищных прав Рыловой С.Ю, поскольку у ответчика отсутствовали основания для обеспечения истца жилым помещением, т.к. она не является челном семьи умершего военнослужащего.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании, на основании представленных сторонами доказательств, которым судом дана надлежащая оценка в порядке ст. 67 ГПК Российской Федерации.
Доводы жалобы Рыловой С.Ю. о том, что она имела право на обеспечение ее жилым помещением по линии Министерства обороны РФ как член семьи военнослужащего, являются несостоятельными в силу следующего.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, данным в постановлении Пленума от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", действовавшим на момент возникновения спорных отношений, по установленным законом основаниям жилые помещения предоставляются военнослужащим и проживающим совместно с ними членам их семей. При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (абз. 4 п. 22 постановления).
В соответствии с ч. 1 ст. 69 ЖК РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что брак между военнослужащим Рыловым И.А. и Рыловой С.Ю. был прекращен * г. на основании совместно заявления.
При таких обстоятельствах, поскольку брак между супругами был расторгнут * г. на основании совместного заявления, постольку с * г. Рылова С.Ю. перестала быть членом семьи военнослужащего Рылова И.А, а доводы жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм права.
Довод о том, что Рылова С.Ю. являлась членом семьи Рылова И.А. на дату его смерти, т.к. продолжала с ним совместно проживать, вела совместное хозяйство, материалами дела не доказан.
Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что Рылова С.Ю. является членом семьи Рылова М.И. и Рылова А.И, поскольку приходится им матерью, не может повлечь отмену решения суда, поскольку правового значения не имеют. При этом, Рылов М.И. и Рылов А.И. не выполнили принятые на себя обязательства по регистрации Рыловой С.Ю. по месту жительства в предоставленной квартире.
Выводы решения суда подтверждены материалами дела, которым суд дал надлежащую оценку. Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали выводы судебного решения и направлены на иную оценку доказательств, что не является основанием для отмены судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы 22 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.