Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Курчатовский" Бабича Н.А. на вступившие в законную силу постановление N *** заместителя начальника Государственной жилищной инспекции города Москвы от 07 февраля 2017 года, решение судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 29 марта 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 12 мая 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N *** заместителя начальника Государственной жилищной инспекции города Москвы (далее - Мосжилинспекция) от 07 февраля 2017 года общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Курчатовский" (далее - ООО "УО "Курчатовский", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.
Решением судьи Хорошевского районного суда г. Москвы 29 марта 2017 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба генерального директора Общества Бабича Н.А. - без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 12 мая 2017 года постановление N *** заместителя начальника Мосжилинспекции от 07 февраля 2017 года и решение судьи Хорошевского районного суда г. Москвы от 29 марта 2017 года оставлены без изменения, жалоба генерального директора Общества Бабича Н.А. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе генеральный директор ООО УО "Курчатовский" Бабич Н.А, выражая несогласие с названными постановлением должностного лица и судебными решениями, просит об их отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях ООО УО "Курчатовский" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, ссылается на то, что Обществом своевременно и надлежащим образом исполнена обязанность по очистке от снега и наледи крыш домов, указанных в постановлении должностного лица о назначении административного наказания; судебными инстанциями не учтены погодные условия на момент проведения проверки, а также то обстоятельство, что рабочей группой производились работы по очистке кровли от снега и наледи; акт проверки N *** от 12 декабря 2016 года является недопустимым доказательством по делу, поскольку содержит описание иных правонарушений, отличных от описанных в протоколе об административном правонарушении, составленном в отношении ООО УО "Курчатовский", а также не содержит указания на время проведения проверки; должностным лицом проверка проведена исключительно путём визуального осмотра, замеры снежного покрова на крышах домов не производились, акт фотографирования не составлялся; судебными инстанциями нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены постановления должностного лица и судебных решений.
На основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Административная ответственность по ст. 7.22 КоАП РФ наступает за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
В ходе рассмотрения дела должностным лицом Мосжилинспекции установлено, что 12 декабря 2016 года при осуществлении лицензионного контроля, порядок которого установлен Административным регламентом исполнения Государственной жилищной инспекцией города Москвы государственной функции по осуществлению лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённым постановлением Правительства Москвы от 21 января 2015 г. N 29-ПП, в ходе осмотра многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Москва, ул. Рогова, д. 11, д. 13, д. 17, д. 19; г. Москва, ул. Максимова, д. 10, установлено, что ООО УО "Курчатовский", осуществляющий функции по управлению указанными многоквартирными домами на основании лицензии N*** от 20.03.2015 и договоров управления многоквартирными домами, не очищает от снега и наледи кровли (желоба и свесы) домов от снега и наледи, не огораживает опасные зоны, то есть не соблюдает требования п. 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170; п. 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290.
Указанные выше действия (бездействие) ООО УО "Курчатовский" квалифицированы по ст. 7.22 КоАП РФ.
Судьи районного суда и Московского городского суда при рассмотрении жалоб на постановление должностного лица о назначении административного наказания согласились с выводом о наличии в действиях (бездействии) ООО УО "Курчатовский" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.
Вместе с тем с таким выводом должностного лица и судебных инстанций согласиться нельзя по следующим основаниям.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, выражается в нарушении лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, и влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 14.1? КоАП РФ наступает за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, и влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трёхсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1.3 ст. 162 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на её осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
В силу ч. 1 ст. 192 ЖК РФ д еятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в ст. 12 Федерального закона от 05.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которой предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию (п. 51).
Подпункт "б" п. 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110, к лицензионным требованиям относит исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой по данному договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений и т.д.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнить работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Таким образом, лицензионными требованиями, административная ответственность за нарушение которых установлена ч. 2 ст. 14.1? КоАП РФ, является оказание всех услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает, в том числе и соблюдение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170, Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290.
Мосжилинспекцией г. Москвы ООО УК "Курчатовский" выдана лицензия N *** от 20 марта 2015 года на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Следовательно, действия (бездействие) Общества, связанные с нарушением Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170; п. 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290, то есть с нарушением лицензионных требований, выявленных должностными лицами Мосжилинспекции в ходе осуществления лицензионного контроля и описанных в протоколе об административном правонарушении, подлежали квалификации по ч. 2 ст. 14.1? КоАП РФ, которая является в рассматриваемом случае специальной нормой по отношению к ст. 7.22 КоАП РФ.
Вместе с тем по смыслу п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов не допускается вынесение решения об их изменении, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Поскольку санкция ч. 2 ст. 14.1? КоАП РФ предусматривает более строгое наказание по сравнению с санкцией ст. 7.22 КоАП РФ, переквалификация действий (бездействия) Общества невозможна на стадии рассмотрения настоящей жалобы.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление N *** заместителя начальника Государственной жилищной инспекции города Москвы от 07 февраля 2017 года, решение судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 29 марта 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 12 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ, в отношении ООО УО "Курчатовский" не могут быть признаны законными, в связи с чем подлежат отмене, а производство по делу, - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу генерального директора ООО УО "Курчатовский" Бабича Н.А. удовлетворить.
Постановление N *** заместителя начальника Государственной жилищной инспекции города Москвы от 07 февраля 2017 года, решение судьи Хорошевского городского суда города Москвы от 29 марта 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 12 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Курчатовский" отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.