Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу защитника Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (далее - НИУ ВШЭ, Учреждение) Лисицыной Ю.Ю. на вступившие в законную силу постановление N 1391 Главного государственного санитарного врача по городу Москве от 20 декабря 2016 года, решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 11 апреля 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 26 мая 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N 1391 Главного государственного санитарного врача по городу Москве от 20 декабря 2016 года НИУ ВШЭ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Решением судьи Басманного районного суда г. Москвы от 11 апреля 2017 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника НИУ ВШЭ Ермаковой А.Р. - без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 26 мая 2017 года постановление N 1391 Главного государственного санитарного врача по городу Москве от 20 декабря 2016 года и решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 11 апреля 2017 года оставлены без изменения, жалоба защитника Учреждения Зариповой Н.А. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник НИУ ВШЭ Лисицына Ю.Ю, выражая несогласие с названными постановлением должностного лица и судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, ссылается на то, что нормы нормативно-правовых актов, нарушение которых вменено НИУ ВШЭ не содержат каких-либо требований, подлежащих исполнению юридическими лицами - работодателями; пункт 5.6 СП 3.3.2367-08 "Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней", предписывающий руководителям организаций ежегодно представлять в лечебно-профилактические организации списки работающих с указанием года рождения, занимаемой должности, не мог быть выполнен Учреждением, поскольку в силу ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о законности и обоснованности постановления должностного лица и судебных решений.
Административная ответственность по ст. 6.3 КоАП РФ наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
На основании ст. 11 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В соответствии со ст. 29 названного Федерального закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объёме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны адрес, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 35 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Статьёй 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ предусмотрено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утверждённые и введённые в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом N 157-ФЗ от 17.09.1998 "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федеральный закон N 157-ФЗ от 17.09.1998).
В силу статьи 1 Федерального закона N 157-ФЗ от 17.09.1998 нормативным правовым актом, устанавливающим сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок, является Национальный календарь профилактических прививок, который в силу положений статьи 9 Федерального закона N 157-ФЗ включает в себя в том числе профилактические прививки против гриппа.
На основании п. 8.3 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3117-13, утверждённых постановлением врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.11.2013 N 63 (далее - СП 3.1.2.3117-13) руководителями организаций, сотрудники которых относятся к группам риска по заболеваемости гриппом и ОРВИ (работники медицинских и образовательных организаций, торговли, общественного питания, транспорта), должны приниматься меры по проведению специфической профилактики гриппа и неспецифической профилактики ОРВИ.
Иммунопрофилактика против гриппа осуществляется в соответствии с нормативными документами (п. 11.1 СП 3.1.2.3117-13).
В соответствии с п. 11.2 СП 3.1.2.3117-13 вакцинации против гриппа в предэпидемический период в первую очередь подлежат лица, относящиеся к категории высокого риска заболевания гриппом и неблагоприятных осложнений при заболевании, к которым относятся, помимо иных лиц, работники учебных заведений.
С учётом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения охват прививками против гриппа в группах риска должен быть не менее 75 % (п. 11.4 СП 3.1.2.3117-13).
С этой целью в соответствии с п. 5.6 СП 3.3.2367-08 "Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней" руководителями организаций ежегодно представляются в лечебно-профилактические организации списки работающих с указанием года рождения, занимаемой должности.
Согласно материалам дела, 14 ноября 2016 года в 12 часов 00 минут установлено, что НИУ ВШЭ, расположенным по адресу: г. Москвы, ул. Мясницкая, д. 20, в нарушение Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ, СП 3.1.2.3117-13, СП 3.3.2367-08 не организовано прохождение иммунопрофилактики против гриппа в предэпидемический сезон согласно Национальному календарю прививок и календарю прививок по эпидемическим показаниям, который включает в себя прививки против гриппа; не были представлены списки работающих, поданные в лечебно-профилактические организации с указанием года рождения и занимаемой должности, необходимые для формирования прививочного анамнеза.
Действия (бездействие) НИУ ВШЭ квалифицированы по ст. 6.3 КоАП РФ.
Факт совершения НИУ ВШЭ административного правонарушения подтверждается исследованными доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают: определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 11 ноября 2016 года; определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 11 ноября 2016 года; запросом о предоставлении документов от 14 ноября 2016 года; протоколом об административном правонарушении от 05 декабря 2016 года, составленным в отношении НИУ ВШЭ; представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 20 декабря 2016 года, и другими материалами дела.
При разрешении данного дела об административном правонарушении должностное лицо и судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям Учреждения и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что НИУ ВШЭ, как работодатель, является ненадлежащим субъектом административной ответственности за не принятие мер по организации прохождения иммунопрофилактики против гриппа в предэпидемический сезон, является несостоятельным, поскольку основан на неверном толковании норм права.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Пунктом 8.3 СП 3.1.2.3117-13 именно на руководителей организаций, то есть работодателей, сотрудники которых относятся к группам риска по заболеваемости гриппом и ОРВИ (работники медицинских и образовательных организаций, торговли, общественного питания, транспорта), возложена обязанность по принятию мер по проведению специфической профилактики гриппа и неспецифической профилактики ОРВИ.
К специфической профилактике гриппа относится вакцинация против гриппа в предэпидемический период.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что учебное заведение - НИУ ВШЭ не организовало прохождение своими сотрудниками иммунопрофилактики против гриппа в предэпидемический сезон согласно Национальному календарю прививок и календарю прививок по эпидемическим показаниям.
Таким образом, НИУ ВШЭ является надлежащим субъектом административной ответственности, предусмотренной ст. 6.3 КоАП РФ.
Равным образом утверждение заявителя о том, что пункт 5.6 СП 3.3.2367-08 "Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней", предписывающий руководителям организаций ежегодно представлять в лечебно-профилактические организации списки работающих с указанием года рождения, занимаемой должности, не мог быть выполнен Учреждением, поскольку в силу ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, не влечёт удовлетворение жалобы, так как НИУ ВШЭ не предпринимало действий по представлению в лечебно-профилактические организации указанной информации, каких-либо сведений о том, что сотрудники Учреждения отказались давать согласие на её передачу, не имеется.
Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы должностным лицом и судебными инстанциями при рассмотрении дела и жалоб и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Учреждению в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 6.3 КоАП РФ.
Судья Московского городского суда, рассмотрев жалобу на постановление должностного лица и решение судьи районного суда, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и судебных актов.
Порядок и срок давности привлечения НИУ ВШЭ к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление N 1391 Главного государственного санитарного врача по городу Москве от 20 декабря 2016 года, решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 11 апреля 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 26 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" оставить без изменения, жалобу защитника НИУ ВШЭ Лисицыной Ю.Ю. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.