Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Раковского В.В,
судей Устьянцевой С.А, Трифоновой О.М,
при секретаре Красниковой Д.Д,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области на решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 06 октября 2017 года по иску Евитченко А.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области о признании незаконным решения, назначении пенсии.
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Раковского В.В, объяснение представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Орске Оренбургской области - Акульшиной М.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения Евитченко А.И. и его представителя Бисеновой Г.М, возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Евитченко А.И. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Орске Оренбургской области (далее - УПФР в г. Орске), в котором просил признать неправомерным отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости от 18 июля 2017 года, отказ в зачете в льготный стаж периода работы в должности производителя работ (прораба), обязать ответчика включить в специальный льготный стаж периоды с 01 июня 1984 года по 31 декабря 1985 года, с 02 января 1986 года по 02 декабря 1990 года, с 02 декабря 1991 года по 02 июня 1998 года, обязать ответчика назначить пенсию с (дата). В обоснование иска указал, что он осуществлял трудовую деятельность с тяжелыми условиями труда с 1984 года по 1998 год. (дата) он обратился в УПФР в г. Орске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением начальника Пенсионного фонда от 18 июля 2017 года в назначении пенсии ему отказано. Из стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, исключены периоды работы с 01 июня 1984 года по 31 декабря 1985 года, с 02 января 1986 года по 02 декабря 1990 года, с 02 декабря 1991 года по 02 июня 1998 года - мастером, прорабом строительных и монтажных работ, "Место работы". С решением ответчика истец не согласен, поскольку в указанный период выполнял работу, предусмотренную Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, и Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173.
Определением суда от 06 октября 2017 года производство по делу в части требований о включении в специальный стаж периодов работы с 01 июня 1984 года по 31 декабря 1985 года, с 02 января 1986 года по 02 декабря 1990 года, в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, прекращено на основании абзаца 3 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 10 января 2018 года указанное определение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области оставлено без изменения.
Решением Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 06 октября 2017 года исковые требования Евитченко А.И. удовлетворены частично. Суд обязал УПФР г. Орске Оренбургской области включить в стаж Евитченко А.И, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" период с 02 декабря 1991 года по 02 июня 1998 года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель УПФР г. Орске Оренбургской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 указанного Федерального закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 указанного Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам
Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года утверждено Постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", в соответствии с абзацем "б" п. 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
В подп. "б" п. 2 данных Правил указано, что в страховой стаж включаются (засчитываются): периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации.
Письмом Минсоцзащиты РФ от 31 января 1994 года N 1-369-18 разъяснено, что пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.
В силу ст. 6 Соглашения, назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В соответствии с ст. 11 Соглашения от 13 марта 1992 года для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР, согласно пункту 5 которых для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16).
Разделом XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" подраздел б) "руководители и специалисты" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденного Постановление Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, предусмотрено, что в стаж для назначения пенсии по возрасту на льготных условиях засчитывается стаж работы в должностях: "производители работ" (прорабы) - позиция 2290000б-24441, "мастера строительных и монтажных работ" - позиция 2290000б-23419.
Аналогичные положения содержатся и в ранее действовавшем Списке N 2, утвержденном Постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956 года N 1173, раздел XXIX Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций, предусматривает пункт "б" позиция - "мастера (десятники) и прорабы".
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что (дата) и (дата) Евитченко А.И, (дата) года рождения, обращался в УПФР в г. Орске Оренбургской области с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением начальника УПФР в г. Орске Оренбургской области от 18 июля 2017 года N в назначении досрочной страховой пенсии Евитченко А.И. отказано в связи с отсутствием продолжительности стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости.
По представленным документам продолжительность специального стажа истца определена ответчиком в *** месяцев *** дней при требуемых 12 годах 6 месяцах.
В стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, не включен спорный период работы истца с 02 декабря 1991 года по 02 июня 1998 года прорабом строительных и монтажных работ, "Место работы".
Из трудовой книжки истца следует, что в период времени с 03 декабря 1990 года он назначен на должность прораба "Место работы", с 12 декабря 1994 года назначен на должность прораба "Место работы", 02 июня 1998 года уволен по собственному желанию.
Архивными справками от 23 января 2017 года N, от 25 мая 2016 года N, выданными государственным архивом Актюбинской области (Республика Казахстан), подтверждена работа истца с 12 декабря 1994 года по 02 июня 1998 года в "Место работы" прорабом.
Представлена справка о переименованиях "Место работы" от 03 января 1995 года, из которых также следует, что "Место работы" занимался гражданским строительством в качестве субподрядчика.
РГУ "Департамент Комитета Труда, социальной защиты и миграции по Актюбинской области" в ответе на запрос суда от 29 июня 2017 года по вопросу периода работы Евитченко А.И. с 03 декабря 1990 года по 02 июня 1998 года в качестве прораба разъяснил, что "Место работы" относился и относится к отрасли "строительство".
Также в ответе указано, что до 01 января 1998 года Законом "О пенсионном обеспечении граждан в Республике Казахстан" предусматривалось назначение пенсий на льготных условиях, на территории Республики Казахстан действовали Списки N 1 и N 2, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10. В настоящее время в Республике Казахстан производится назначение государственных специальных пособий в соответствии с Законом Республики Казахстан от 13 июля 1999 года N 414 "О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда", который позволяет включить период работы истца по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденному Правительством Республики Казахстан, при условии достижении возраста 58 лет при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно применил материальный закон и обоснованно включил в специальный стаж Евитченко А.И. указанный выше период. При этом суд первой инстанции исходил из того, что представленными в материалы дела документами подтверждено, что в данный период времени Евитченко А.И. работал в Республике Казахстан на должностях, предусмотренных Списком N 2, при этом условия труда, в которых работал истец на протяжении всего времени работы, не менялись. Случаев отвлечения истца от основанной работы по представленным документам не установлено. Место работы истца в "Место работы" являлось для него основным, сведения о том, что он работал не полный рабочий день, отсутствуют.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они соответствуют требованиям закона, обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы УПФР в г. Орске Оренбургской области со ссылкой на ответ РГУ "Департамент Комитета Труда, социальной защиты и миграции по Актюбинской области" от 29 июня 2017 года о том, что условия законодательства Республики Казахстан для включения периода работы истца с 03 декабря 1990 года по 02 июня 1998 года в льготный стаж не соблюдены, поскольку на 01 января 1998 года истцом не выработан стаж, дающий право на назначение государственного специального пособия в связи с работой в тяжелых условиях труда продолжительностью 12 лет 6 месяцев, подлежат отклонению.
Согласно ст. 1 Соглашения государств-участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Следовательно, для установления пенсии Евитченко А.И. суд правомерно руководствовался законодательством Российской Федерации и учел приобретенный истцом трудовой стаж в Казахстане, как это предусмотрено ст. 6 Соглашения.
Однако поскольку на момент обращения Евитченко А.И. (дата) с заявлением о назначении пенсии требуемый стаж работы для назначения досрочной пенсии отсутствовал, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания за ним права на досрочную пенсию по старости с указанной даты.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами. Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не могут являться основанием к отмене судебного постановления, поскольку направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 06 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.