Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе
председательствующего судьи Раковского В.В,
судей областного суда Трифоновой О.М, Устьянцевой С.А,
при секретаре Красниковой Д.Д,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Оренбургской области на решение Кваркенского районного суда Оренбургской области от 25 сентября 2017 года по иску прокурора Кваркенского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц, жителей муниципальных образований Таналыкский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области, Кировский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области к государственному автономному учреждения здравоохранения "Кваркенская районная больница", Министерству здравоохранения Оренбургской области о возложении обязанности обеспечить фельдшерско-акушерские пункты необходимым оборудованием.
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Раковского В.В, объяснения представителя Министерства здравоохранения Оренбургской области Дмитриевой Е.С, поддержавшей апелляционную жалобу, прокурора Пасечник Е.И, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Кваркенского района Оренбургской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ГАУЗ "Кваркенская районная больница" и Министерству здравоохранения Оренбургской области о возложении обязанности обеспечить фельдшерско-акушерские пункты необходимым оборудованием. Указал, что ГАУЗ "Кваркенская районная больница" осуществляет медицинскую деятельность в (адрес) и (адрес) фельдшерско-акушерских пунктах (далее - ФАП). В ФАП (адрес) в нарушение Приказа Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года N543н нет ***. В ФАП в (адрес) нет ***. Отсутствие оборудования делает невозможным оказание медицинской помощи. Учредителем и собственником имущества ГАУЗ "Кваркенская районная больница" является Оренбургская область. Прокурор Кваркенского района Оренбургской области просил обязать Министерство здравоохранения Оренбургской области, ГАУЗ "Кваркенская районная больница" в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу обеспечить (адрес) и (адрес) фельдшерско-акушерские пункты необходимым оборудованием в соответствии с требованиями Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года N 543н.
В судебном заседании помощник прокурора Чуканов Н.О. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ГАУЗ "Кваркенская районная больница" Гайдамак Г.И. не возражал против удовлетворения исковых требований в части обязания ГАУЗ "Кваркенская районная больница" обеспечить (адрес) и (адрес) фельдшерско-акушерские пункты необходимым оборудованием, стоимость которого не превышает 100 000 рублей.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Решением Кваркенского районного суда Оренбургской области от 25 сентября 2017 года исковые требования прокурора Кваркенского районного Оренбургской области удовлетворены. Суд постановил:
обязать министерство здравоохранения Оренбургской области в течение 1 (одного) месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить (адрес) фельдшерско-акушерский пункт необходимым оборудованием в соответствии с требованиями Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года N 543н, а именно: ***.
Обязать министерство здравоохранения Оренбургской области в течение 1 (одного) месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить (адрес) фельдшерско-акушерский пункт необходимым оборудованием в соответствии с требованиями Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года N 543н, а именно: ***.
Обязать государственное автономное учреждение здравоохранения "Кваркенская районная больница" в течение 1 (одного) месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить (адрес) фельдшерско-акушерский пункт необходимым оборудованием в соответствии с требованиями Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года N 543н, а именно: ***.
Обязать государственное автономное учреждение здравоохранения "Кваркенская районная больница" в течение 1 (одного) месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить (адрес) фельдшерско-акушерский пункт необходимым оборудованием в соответствии с требованиями Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года N 543н, а именно: ***.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Оренбургской области просит отменить решение суда в части возложения на Министерство здравоохранения Оренбургской области обязанности обеспечить (адрес) фельдшерско-акушерский пункт и (адрес) фельдшерско-акушерский пункт медицинским оборудованием, принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора отказать.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГАУЗ "Кваркенская районная больница" не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 3 части 3 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ установлено, что порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя, в числе прочего, стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российск4ой Федерации от 15 мая 2012 года N 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, устанавливающее правила организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению на территории Российской Федерации, Приложением N17 которого утвержден конкретный перечень медицинского оборудования, которым должны быть оснащены фельдшерско-акушерские пункты.
Как видно из материалов дела, 11 августа 2017 года проведена проверка на предмет соответствия оснащения ФАПов необходимым медицинским оборудованием согласно установленному Стандарту.
Проведенной проверкой установлено, что ГАУЗ "Кваркенская районная больница" осуществляет медицинскую деятельность и имеет в своем составе структурные подразделения, в том числе фельдшерско-акушерские пункты.
В соответствии актами проверки, проведенной прокуратурой, в нарушение Приказа Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года N543н в ФАП в (адрес) установлено отсутствие ***.
В ФАП в (адрес) установлено отсутствие ***.
Разрешая заявленные требования, ссылаясь на изложенные выше нормы закона, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в (адрес) и (адрес) фельдшерско-акушерских пунктах отсутствует часть медицинского оборудования, которое должно иметься в наличии в указанных подразделениях ГАУЗ "Кваркенская районная больница" в силу требований нормативных актов, поэтому исковые требования удовлетворил поскольку отсутствие необходимого для оказания первой помощи медицинского оборудования в ФАПах нарушает конституционные права граждан на охрану здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
С учетом пояснений представителя ГАУЗ "Кваркенская районная больница" и прокурора Кваркенского района Оренбургской области суд удовлетворил заявленные требования в части обеспечения ФАПов медицинским оборудованием, действительно необходимым для осуществления деятельности по оказанию первичной доврачебной медико-санитарной помощи населению в сельских населенных пунктах в зависимости от конкретных условий оказания первичной медико-санитарной помощи населению в целях максимального обеспечения ее доступности и соблюдения иных прав граждан.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку они соответствуют материальному закону, подлежащему применению, и установленным обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 14 статьи 16 Закона Оренбургской области от 30 августа 2012 года N 1066/310-V-ОЗ "Об охране здоровья граждан на территории Оренбургской области" финансирование мероприятий по медико-санитарному обеспечению населения при угрозе возникновения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, расходов по сбору, обработке, анализу информации и проведению мониторинга показателей деятельности системы здравоохранения, расходов медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения Оренбургской области по приобретению основных средств стоимостью свыше 100 тысяч рублей за единицу для оказания медицинской помощи осуществляется в порядке и на условиях, установленных Правительством Оренбургской области.
В соответствии с пунктом 1 Порядка и условий финансового обеспечения приобретения основных средств стоимостью свыше 100 тыс. рублей за единицу для оказания медицинской помощи медицинскими организациями государственной системы здравоохранения Оренбургской области (приложение к Постановлению Правительства Оренбургской области от 14 октября 2013 года N 830-п) (далее - Порядок) порядок и условия финансового обеспечения приобретения основных средств стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу для оказания медицинской помощи медицинскими организациями государственной системы здравоохранения Оренбургской области устанавливают правила определения объема и условий предоставления субсидий медицинским организациям государственной системы здравоохранения Оренбургской области для приобретения основных средств стоимостью свыше 100 тыс. рублей за единицу для оказания медицинской помощи.
Из Устава ГАУЗ "Кваркенская районная больница" следует, что учредителем и собственником имущества ГАУЗ "Кваркенская районная больница" является Оренбургская область.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения Оренбургской области, утвержденного указом Губернатора Оренбургской области от 09 сентября 2010 года N184-ук, к основным задачам министерства здравоохранения области относится обеспечение качественной, эффективной, доступной и своевременной медицинской помощью.
На основании указанных норм закона суд пришел к выводу, что приобретение необходимого медицинского оборудования стоимостью до 100 000 рублей осуществляется медицинскими организациями, оборудование стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу приобретается за счет средств областного бюджета.
Вместе с тем судебная коллегия не соглашается с решением суда в части удовлетворения требований к Министерству здравоохранения Оренбургской области, в этой части находит обоснованными доводы апелляционной жалобы.
В соответствии с п. 3 Порядка и условий финансового обеспечения приобретения основных средств стоимостью свыше 100 тыс. рублей за единицу для оказания медицинской помощи медицинскими организациями государственной системы здравоохранения Оренбургской области, предусмотрено, что Министерство здравоохранения Оренбургской области в целях улучшения качества оказания медицинской помощи, соблюдения порядков и стандартов оказания медицинской помощи, обеспечения соответствия медицинских организаций лицензионным требованиям, рационального использования средств областного бюджета образует постоянно действующую комиссию по рассмотрению возможности приобретения основных средств стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу для оказания медицинской помощи.
Медицинские организации при наличии соответствующей потребности ежегодно, до 1 августа, направляют в комиссию заявки на приобретение объектов основных средств (пункт 4 Порядка).
Пунктом 6 Порядка закреплено, что комиссия после рассмотрения заявок и анализа их содержания в соответствии с утвержденным положением о ее работе подает в министерство свои предложения по формированию перечня получателей и объемов субсидий (далее - перечень) в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на приобретение основных средств стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу для оказания медицинской помощи.
Перечень формируется и утверждается министерством не позднее 1 февраля соответствующего финансового года (пункт 9).
Средства областного бюджета на приобретение основных средств стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу направляются медицинским организациям в виде субсидии на иные цели, за исключением случаев, когда приобретение основных средств осуществляется централизованно уполномоченным на то органом исполнительной власти (пункт 10).
Таким образом, Постановлением Правительства Оренбургской области от 14 октября 2013 года N 830-п установлен заявительный порядок предоставления субсидий медицинским организациям государственной системы здравоохранения Оренбургской области на приобретение объектов основных средств для оказания медицинской помощи стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу.
ГАУЗ "Кваркенская районная больница" с соответствующей заявкой в установленном указанным Постановлением Правительства Оренбургской области порядке в Министерство здравоохранения Оренбургской области не обращалось. Доказательств об обратном в материалах дела не имеется.
На основании изложенного, принимая во внимание, что существует установленный порядок и условия финансового обеспечения приобретения основных средств стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу для оказания медицинской помощи медицинскими организациями государственной системы здравоохранения Оренбургской области, которые в данном случае ГАУЗ "Кваркенская районная больница" не были соблюдены, нарушений требований закона и прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь Министерством здравоохранения Оренбургской области в рассматриваемом случае не усматривается.
В связи с чем, основания для удовлетворения исковых требований прокурора Кваркенского района Оренбургской области к Министерству здравоохранения Оренбургской области удовлетворению отсутствовали, решение суда в этой части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Решение суда в части объема обеспечения ФАПов медицинским оборудованием, возложенного на ГАУЗ "Кваркенская районная больница", сторонами не обжалуется.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, установленный судом срок для исполнения решения суда - в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда, по мнению судебной коллегии, соответствует требованиям разумности, оснований для его изменения не имеется.
Отвечающих требованиям главы 6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств объективной невозможности исполнить решение суда в установленный срок ответчиком не представлено.
При возникновении обстоятельств, объективно затрудняющих исполнение решения суда, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением в порядке ст. 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов, которые имели бы юридическое значение для правильного разрешения спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в нем выводы, в апелляционной жалобе не содержится.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кваркенского районного суда Оренбургской области от 25 сентября 2017 года в части обязания Министерства здравоохранения Оренбургской области в течение 1 (одного) месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить (адрес) фельдшерско-акушерский пункт необходимым оборудованием в соответствии с требованиями Положения об организации оказания первичной медицинской помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития от 15 мая 2012 года N 543н, а именно: ***, в части обязания Министерства здравоохранения Оренбургской области в течение 1 (одного) месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить (адрес) фельдшерско-акушерский пункт необходимым оборудованием в соответствии с требованиями Положения об организации оказания первичной медицинской помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года N 543н, а именно: *** - отменить, в указанной части принять новое решение которым отказать прокурору Кваркенского района Оренбургской области в удовлетворении иска к Министерству здравоохранения Оренбургской области.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.