Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В,
судей областного суда Ившиной Т.В, Устьянцевой С.А,
при секретаре Башатове И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Тарасенко В.В. на решение Дзержинского районного суда г.Оренбурга от 28 сентября 2017 г. по гражданскому делу по иску Тарасенко В.В. к Федеральному государственному казанному учреждению "Специальное управление Федеральной противопожарной службы N 31 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области о включении периода обучения в выслугу лет, возложении обязанности по проведению перерасчета выслуги лет назначении пенсии по выслуге лет,
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, объяснения истца Тарасенко В.В, его представителя Сапожниковой Н.Е, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя УМВД РФ по Оренбургской области Баевой О.А, представителя ФГКУ "Специальное Управление Федеральной противопожарной службы N 31" Якуповой Н.А, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Тарасенко В.В. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что ему отказано во включении в выслугу лет периода его обучения в производственном училище *** с 01 сентября 1993г. по 31 мая 1996г. ввиду того, что им, по окончании обучения, было получено среднее (полное) общее и начальное профессиональное образование. В соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" начальное профессиональное образование отнесено к среднему профессиональному образования по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Считает данный отказ необоснованным и противоречащим закону, поскольку в период его обучения нормативно - правовые акты, на которые ссылается ответчик, не действовали. Решение принято без учета требований и норм других необходимых законов и подзаконных актов. Полагает, что период его обучения в ПУ *** должен быть засчитан в соответствии с требованиями норм Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
Уточнив исковые требования, окончательно просил: признать его право на зачет в выслугу лет для назначения пенсии из расчёта один год учебы за шесть месяцев службы времени обучения по специальности, до определения на службу, в Профессиональном училище N *** с 01 сентября 1993 г. по 31 мая 1996 г. Обязать ФГКУ "Специальное управление Федеральной противопожарной службы N 31 Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" засчитать в выслугу лет для назначения ему пенсии из расчёта один год учёбы за шесть месяцев службы времени обучения по специальности до определения на службу в Профессиональном училище *** с 01 сентября 1993 г. по 31 мая 1996 г, произвести перерасчёт выслуги лет для назначения ему пенсии за календарный период с 01 сентября 1993 г. по 31 мая 1996 г. исходя из расчета один год учебы за шесть месяцев службы. Обязать УМВД России по Оренбургской области назначить ему пенсию за выслугу лет, начиная с 07 июля 2016 г, т.е. со дня увольнения.
Решением суда исковые требования Тарасенко В.В. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Тарасенко В.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на его незаконность и не обоснованность.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в период с 24 февраля 1999 года по 07 июля 2016 г. Тарасенко В.В. проходил службу в Федеральном Государственном казенном учреждении "Специальное управление Федеральной противопожарной службы N 31 Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
07 июля 2016 г. прапорщик внутренней службы Тарасенко В.В. уволен по п.1 ч.3 ст.83 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отельные законодательные акты Российской Федерации" в запас в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в федеральной противопожарной службе приказом Специального управления ФПС N 31 МЧС России N от 07 июля 2016 г.
Согласно выписке из приказа N от 07 июля 2016 г. выслуга лет прапорщика внутренней службы Тарасенко В.В. по состоянию на 07 июля 2016 г. составляет: в календарном исчислении - 19 лет 04 мес. 15 дн, в льготном исчислении - не имеет. Стаж службы в календарном исчислении - 19 лет 04 мес. 15 дн, в льготном исчислении - не имеет. Стаж службы в Государственной противопожарной службе составляет: в календарном исчислении - 17 лет 04 мес. 13 дн, в льготном исчислении - не имеет.
Обращаясь с иском в суд, Тарасенко В.В. оспаривает отказ во включении в выслугу лет периода его обучения в Профессиональном училище N *** с 01 сентября 1993 г. по 31 мая 1996 г.
Из копии диплома N следует, что Тарасенко В.В. 01 сентября 1993 г. поступил в Профессиональное училище *** и 31 мая 1996 года окончил полный курс названного училища с получением среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования по профессии сварщик.
Согласно положениям ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются, в том числе на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).
В силу п. "а" ст. 13 указанного Закона право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.
Согласно ч. 1 ст. 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается, в том числе служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации (ч.3).
Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (в редакции, действующей на дату увольнения истца), определено, что в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы следует засчитывать время обучения их до поступления на службу в образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
В п. 10 ч. 2 ст. 38 Федеральный закон от 23 мая 2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", указано, что в стаж службы (выслугу лет) в федеральной противопожарной службе включаются, в том числе время (не более пяти лет) обучения гражданина до поступления на службу в федеральную противопожарную службу по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 05 июня 1994 N 650, действовавшему в период обучения истца (признано утратившим силу Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 N 521), профессиональное училище относилось к учреждениям начального профессионального образования, осуществляло реализацию образовательных программ начального профессионального образования, обеспечивающее приобретение обучающимися конкретной профессии соответствующего уровня квалификации с получением или без получения среднего (полного) общего образования.
Согласно п.3 ч.2 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения.
Образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (30 декабря 2012 года), приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке: начальное профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих); среднее профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена ( статья 108 Федерального закона "Об образовании").
Учитывая, что истец в период обучения в училище получил общее среднее образование и начальное профессиональное, которое приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований о включении в выслугу лет периода обучения истца в Профессиональном училище *** является обоснованным.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований Тарасенко В.В. в части признания права на зачет в выслугу лет для назначения пенсии времени обучения в профессиональном училище ***, перерасчета выслуги лет, а также производных от них требований о назначении ему пенсии за выслугу лет с 07 июля 2016г, у суда также не имелось.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, как соответствующими закону и обстоятельствам дела.
Доводы жалобы истца о том, что анализ действовавшего в период его обучения правового регулирования, а именно Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании, утвержденных Законом СССР от 19 июля 1973 N 4536-VIII, предусматривало возможность зачета такой деятельности для назначения ему пенсии по выслуге лет, а дальнейшее изменение законодательства РФ и действующее в настоящее время не может служить основанием для ущемления его конституционных прав в области пенсионного обеспечения, судебной коллегией отклоняются, как основанные на неверном толковании норм права.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 N 941 (в редакции, действующей в период обучения истца) в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел засчитывать время обучения их до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
В соответствии со статьёй 31 Основ профессионально-техническое образование молодежи осуществляется в профессионально-технических учебных заведениях единого типа - средних профессионально-технических училищах, обеспечивающих планомерную подготовку квалифицированных рабочих кадров.
Лицам, окончившим средние профессионально-технические училища и получившим в этих училищах или до поступления в них общее среднее образование, выдается соответственно диплом о присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии и получении общего среднего образования или диплом о присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии (статья 37 Основ).
В силу статьи 39 Основ среднее специальное образование осуществляется в техникумах, училищах и других учебных заведениях, отнесенных в установленном порядке к средним специальным учебным заведениям.
Лицам, окончившим средние специальные учебные заведения, присваивается квалификация в соответствии с полученной специальностью, выдаются диплом и нагрудный знак установленного образца (статья 44 основ).
Профессия - это род занятий или трудовой деятельности.
Специальность - комплекс навыков, умений и знаний, приобретённых в процессе обучения и подтверждённых в соответствующем порядке.
Истец, пройдя обучение в училище, приобрёл профессию.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что указанное образовательное учреждение не относилось к числу учебных заведений, учеба в которых в соответствии с абзацем вторым пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 может засчитываться в выслугу лет для назначения пенсий.
Вопреки утверждению о неправильном применении и толковании норм материального права, суд обосновано применил законодательство, регулирующее спорные правоотношения в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на судебную практику не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не имеют преюдициального значения для настоящего дела.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой не опровергают правильность сделанных судом и подтвержденных материалами дела выводов, проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность судебного акта.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дзержинского районного суда г.Оренбурга от 28 сентября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Тарасенко В.В.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.